«Сказал, что давит министр и требует решить вопрос до нового года»
В суде выступил главный свидетель по делу начальника ОБОП Даниля Закирова.
Резонансное дело начальника челнинского отдела полиции по борьбе с организованной преступностью (ОБОП) Даниля Закирова тянется уже два с лишним года. За это время список обвинений серьезно «похудел» - из семи эпизодов (от вымогательства до давления на свидетелей) остался только один, касающийся поджога адвокатской конторы в автограде. Да и тот обвиняемый называет «сфабрикованным».
Инцидент в пристрое, расположенном в жилом доме, произошел в октябре 2016 года.

Тогда неизвестные внесли на первый этаж офиса, где располагалась адвокатская контора, газовый баллон, обложили его покрышками, дровами и подожгли. В материалах уголовного дела эксперты отмечали, что баллон был не пустым, как изначально заявляли в правоохранительных органах, а в случае детонации мог произойти взрыв, равный 0,7 кг в тротиловом эквиваленте.
Учитывая, что на уровне первого этажа офиса проходит ещё и газовая труба, последствия могли оказаться катастрофическими. По счастливой случайности взрыва не произошло - из-за неисправности крана газ не нагрелся (что привело бы к взрыву баллона), а просто выгорел.
Несмотря на всю серьезность, происшествие особого внимания не привлекло - ни общественности, ни правоохранителей. Было возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство». На камерах видеонаблюдения вроде бы даже засветились те самые «хулиганы», но к громким задержаниям это не привело.

Вновь дело адвокатской конторы всплыло в связи с обвинением, предъявленным Закирову. По какой-то причине расследование инцидента с газовым баллоном поручили ОБОП, несмотря на то, что СМИ активно призывали вмешаться сотрудников Федеральной службы безопасности - все-таки попытка подрыва газа в жилом доме довольно слабо напоминает хулиганскую выходку, а скорее ассоциируется с терактом.
По версии следствия, начальнику «шестого отдела» стало известно, что к происшествию имеют отношение двое мужчин - Алексей Емельянов и Радик Валиев. Оба они знакомы с ещё одним горожанином, проходящим по делу в качестве потерпевшего, - Ильгизом Шайхелисламовым. Последний, по словам самого Закирова, тесно связан с ОПС «29-й комплекс», а также дружен с «кровавым киллером» «двадцатьдевятников» Русланом Хасьяновым, осужденным за убийство на 19 лет.
- А вот этот Шайхелисламов - это вообще человек, который организовал подрыв адвокатской конторы. По счастливой случайности взрыва не произошло. Никому это не надо. Никто это не расследует. Этого Шайхелисламова я ещё в 2002 году задерживал по делу ОПС «29-й комплекс». Жестко задерживали, было такое. Поэтому полностью оговаривает, - рассказывал начальник ОБОП.
Согласно материалам дела, Закиров через Хасьянова вышел на Шайхелисламова, а затем в период с 10 по 20 декабря 2016 года несколько раз встречался с ним и пытался убедить взять на себя вину за поджог конторы или найти другого человека, который бы пошел на подобное. В ход якобы пошли всевозможные уловки - от угроз «повесить» более суровую статью в случае отказа до увещевания в том, что наказание будет легким.
- Говорил, что давит министр и требует решить вопрос до нового года. Что если удастся, то отделаюсь условным сроком, говорил, что «тебе же в депутаты не надо», - восстанавливал хронологию тех дней на заседании суда потерпевший.
В ходе допроса Шайхелисламов затруднялся ответить на многие вопросы, ссылаясь на то, что произошло все давно, предлагал уточнить свои показания, сверившись с протоколом.
- Вы предлагали найти невиновных лиц, которые взяли бы на себя вину? - продолжал адвокат начальника ОБОП.
- По ходу разговора возвращался к этому вопросу. Предлагал. В Мензелинске состоялось убийство, я предложил, может, он, раз уж нужен человек. Закиров сказал, что он не годится, - отвечал тот.
- Вы действовали по собственному решению, когда предлагали невиновного человека привлечь к ответственности? - уточнил защитник.
- Я не выполнял ничьи инструкции. Это было просто предложение, - сказал Шайхелисламов.
- А что ответил Закиров? - поинтересовался адвокат.
- Сказал, что тот человек не годится, так как он наркоман, - сообщил мужчина.
Уже эти ответы заставляют задуматься о крепости обвинений. Из озвученных данных также пока не совсем ясно, какой же ущерб был нанесен потерпевшему. По его показаниям, после трех встреч с Закировым ему посоветовали «залечь на дно» и «быть аккуратнее». Обсудив происходящее со своим бизнес-партнером, Шайхелисламов фактически переехал в Нижневартовск - командировки занимали по несколько недель каждый месяц. Судя по всему, защита ещё тоже не выложила все карты на стол - адвокат обещал озвучить дополнительные вопросы после изучения приложенных к делу аудиозаписей.
Возникли вопросы к потерпевшему и у самого судьи.
- Вы сказали, что прямых угроз вам Закиров не высказывал? - поинтересовался председательствующий.
- Были такие намеки от Закирова, что изначально хотели меня привлечь как наркобарона или оружейного барона, - рассказал тот.
- А вы что на это сказали? - уточнил судья.
- Я оставил без ответа, мне нечего было сказать. Ещё от Хасьянова была озвучена такая же информация. Я сделал вывод, что была какая-то угроза, - добавил потерпевший.
- Вы сказали Закирову, что к оружию или наркотикам никакого отношения не имеете? Или имеете? - задал ещё один вопрос служитель Фемиды.
- Нет. Позже он сказал, что я же спортсмен, как они могут привлечь. Начал уже съезжать с этой темы, - отвечал Шайхелисламов.

Как выяснилось в ходе допроса, все предостережения о «беспределе» Закирова так же носили предположительный характер - вывод об этом потерпевший сделал на основе бесед со знакомыми, а также возможностей и связей, которые дает должность начальника ОБОП.
Допрос свидетелей продолжится 1 октября.