«Генплан — это не просто дорога или метро, а стратегия развития территории»

Генеральный план учитывает интересы большинства
Генеральный план учитывает интересы большинства, а не отдельной группы
общественников. Принятие документа — работа на перспективу, которая решит уйму
проблем в будущем.

Смотреть в будущее, думать о завтрашнем дне, мыслить шире и перспективнее. Новый генплан Казани, который принимается на 20 лет, научит жителей именно этому. Понятно, что его цель — создание благоприятной городской среды и устойчивого развития территории. Но для людей, которые просыпаются в семь утра и едут на работу, эфемерные плюсы через 20 лет не так очевидны и понятны, как красный автобус, который приходит на остановку вовремя. А уж про обеспечение экологической безопасности и сохранение природного и культурного наследия вообще мало кто думает, хотя красной линией в этом документе проходит мысль об «обеспечении учета интересов казанцев».

Но время летит так быстро, что такая позиция просто не имеет права на существование. Жизнь и город меняются стремительно, и людям не менее важно быть готовыми совершенствоваться и развиваться вместе с Казанью. 

«Генплан - это не просто дорога или метро, а стратегия развития территории»

Если конкретизировать, то в ближайшие 20 лет жителей столицы ждут 12 новых станций метро, несколько мостов и путепроводов через Волгу и Казанку, которые существенно разгрузят движение в городе. Заявлено строительство нового водозабора «Столбищенский», магистрального водопроводного кольца, двух ТЭЦ в Приволжском и Советском районах. За благоустройство ответят 11 новых набережных и 600 скверов в шаговой доступности. А также будет нечто вроде целой сети новых пешеходных бульваров, которые соединят между собой.

«Генплан сложен для восприятия обывателя»

Звучит довольно странно, но далеко не у каждого города в стране существует генеральный план. То есть новый мэр или какой-то муниципальный глава в свой срок службы абсолютно хаотично принимает решения о строительстве дорог, мостов или жилых комплексов. 

Как говорил глава ВЦИОМ Валерий Федоров на заседании экспертного клуба «Волга»: «Казань давно вышла из этой «долины смерти». Когда в городе есть идеи и деньги, то он начинает испытывать проблемы роста и развития, а не выживания».

«Генплан - это не просто дорога или метро, а стратегия развития территории»

Практика генеральных планов присуща всем крупным городам. В Казани он, естественно, тоже был ещё с середины прошлого века. Во время осмотра строительства дороги в районе Солнечного города мэр Казани Ильсур Метшин отметил, что эта магистраль была заложена здесь еще в генплане 1969 (!) года. Так что архитекторам можно доверять.

Директор КГАСУ Карина Набиуллина, разрабатывающая генплан для Набережных Челнов, отмечает влияние людей на его составление.

— Наверное, ни в одном городе Татарстана нет людей с такой активной гражданской позицией, как в Набережных Челнах, — говорит кандидат экономических наук. — Генплан разрабатывается три-четыре года и работает примерно 18-20 лет. Это не просто дорога или метро, а стратегия развития города! Проблема часто бывает в том, что сложность возникает при подаче. Генплан — это очень сложный документ. Его смогут читать и считывать только архитекторы или люди со специальным образованием. Сейчас даже есть тенденция проводить специальные курсы для мэров и глав муниципальных образований. В Европе уже сделали несколько форматов документа: для управленцев и для профессионалов. Это так называемый мастер-план. Естественно, что где-то на каком-то этапе строительства возникнут недовольные. Но каждый вопрос надо рассматривать отдельно. И не забывать, что главная задача — улучшить город и жизнь в нем.

«Генплан - это не просто дорога или метро, а стратегия развития территории»

Кстати, здесь можно вспомнить лютое недовольство казанцев, которых в конце 90-х переселяли из разваливающихся халуп на улицах Кирова (ныне Московская), Свердлова (Петербургская) на Чистопольскую. Тогда местным жителям казалось, что их отправляют чуть ли не на Дальний Восток, а сегодня они живут на улице, где одни из самых дорогих квартир в городе. И таких примеров масса. 

Все необходимое — в шаговой доступности

Сегодня камнем преткновения стала ситуация вокруг дороги в Дербышках. Улица Мира уже натурально задыхается в пробках. Эксперты приводят данные, что совсем скоро в поселке уровень автомобилизации достигнет показателя 413 машин на 1 000 жителей. В таком случае поселок просто встанет. Архитекторы предложили сразу три варианта для местных жителей — альтернативная дорога с выездом на М-7 и две дороги-дублера: ближе к лесу и ближе к жилым домам. Единого мнения казанцев по этому поводу пока нет. Но дорога в любом случае будет строиться, так как в генеральном плане через Дербышки пройдет и Большое казанское кольцо. 

— Острые моменты неминуемы, но на них не стоит усиливать внимание, — говорит главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. — Глобальная цель — улучшить жизнь каждого жителя Казани. Нужно создать комфортные условия в каждом районе. Речь не только о дорогах и транспорте. Нужны больницы, парки, спортивные объекты. Особенно это касается жителей спальных районов и окраин. Они не должны постоянно ездить в центр или в другой район, а должны иметь все вблизи дома. Такую задачу я ставлю перед собой.

«Генплан - это не просто дорога или метро, а стратегия развития территории»

Отсюда можно сделать вполне логичный и правильный вывод: генплан — это не история про удовлетворение потребностей маленькой группы людей, а про масштабное историческое наследие, которое достанется нашим детям.


Читайте также: «Генплан — это основной каркас, на который нанизываются остальные инвестиционные проекты»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *