Ольга Артеменко не увидела в Конституции России равноправия для языков народов страны

Отстаивая позицию
Отстаивая позицию, что во всех бедах с преподаванием татарского языка в школах
республики виноваты только власти, спикер потерпела фиаско.

В Казани состоялась встреча национальных активистов с одной из идеологов и инициаторов резонансного закона по преподаванию родных языков Ольгой Артеменко. Несмотря на должность директора Научно-исследовательского центра национальных проблем образования РАНХиГС, ее в татарской общественности воспринимают далеко не позитивно.

Приезд Артеменко в Казань и круглый стол с активистами организовал глава Общества русской культуры в РТ Михаил Щеглов. Хотя он и назвал свою площадку как «открытое заседание дискуссионного клуба «Третья столица» (об этом говорилось в пресс-релизе), но по ходу обсуждения мероприятие всякий раз называли просто «русским собранием». Это явный конфуз, потому что на мероприятие пришли 26 человек. Из них 11 — представители Всетатарского общественного центра, 8 журналистов. Самих русских на «русском собрании» было всего трое плюс Ольга Артеменко.

Ольга Артеменко не увидела в Конституции России равноправия для языков народов страны

Название дискуссионного клуба говорило о том, что обсуждаться будут проблемы, связанные с преподаванием русского и родных (татарского) языков в школе, а также соотношения общероссийской, гражданской и региональной идентичностей.

Перед заседанием у Ольги Артеменко случился диалог с журналистом, где он тезисно пытался узнать, о чем именно эксперт собирается рассказать собравшейся публике.

— Какие изменения происходят в системе образования в России? Не только в Татарстане, а в целом в субъектах Российской Федерации? Какие возникли проблемы? Вот об этом мы собираемся сегодня говорить. 

— Читал в пресс-релизе, что будет ставиться вопрос об идентичности. 

— Извините, пресс-релиз не я писала. Это не ко мне вопрос. У меня — проблема языка. Я занимаюсь проблемой государственно-языковой образовательной политики. Я не буду касаться проблемы формирования общероссийской гражданской идентичности. Это не моя тема, — уточняла собеседница.

Так как Михаил Щеглов объявил её «гвоздем программы» мероприятия, то на доклад Артеменко было выделено более получаса. Такой возможности никто другой из участников встречи не получил. 

Ольга Артеменко не увидела в Конституции России равноправия для языков народов страны

В весьма продолжительной речи она забыла, как определила круг вопросов, по которому готова общаться с татарскими активистами. Несколько раз прокомментировала, каким именно образом в Татарстане выстраивалась политика по формированию региональной идентичности. 

— С 1993-го все вопросы, связанные с родными языками и родной культурой, были полностью переданы в субкомпетенцию субъекта. Передав школьное образование в компетенцию субъектов России, школа превратилась из, в какой-то степени, образовательной в, какой-то степени, политическую. Когда мы стали анализировать учебники истории, по русскому языку, издаваемые в субъектах, мы заметили удивительные вещи. Содержание гуманитарного блока дисциплин направлено на формирование этнической идентичности, там были даже политические аспекты, связанные с нациястроительством, — рассуждала Ольга Артеменко.

Её основная идея, которую она не раз транслировала в СМИ, звучит далеко не так дипломатично. Взгляды эксперта сводятся к тому, что в Татарстане развита своя региональная идентичность и она идет даже во вред федеральной. Хотя этот тезис уже давно опровергнут сообществом ученых и этнологов.

Артеменко не раз и настойчиво обвиняла руководство Татарстана, что именно из-за действий республиканских чиновников у татар до сих пор нет полноценного национального образования в школах. 

— Потеря школы с обучением на родном языке лежит на совести, на ответственности субъекта. И этот процесс характерен для всех республик России. В Коми литературного языка коми нет ни в одной школе. И в Татарстане таких школ мало, — рассуждала гостья из Москвы.

Один из участников встречи, экс-депутат Госдумы Фандас Сафиуллин, подловил Артеменко на том, что в проблемах с нацобразованием она винит только регионалов.

Ольга Артеменко не увидела в Конституции России равноправия для языков народов страны

Например, в 2007 году федеральный законодатель принимал 309-й закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». К подготовке этого закона приложила руку, в том числе, и Ольга Артеменко.

Против принятия документа тогда выступили два региона — Татарстан и Башкортостан. Потому что суть закона сводилась к отмене национально-регионального компонента в школьном образовании.

Обеспокоенность в связи с этим законом выразили также ученые и эксперты федерального уровня, а не только нацреспублики. Они подготовили отрицательный отзыв к законопроекту. В их число вошли доктор юридических наук директор Института государственно-конфессиональных отношений и права И. В. Понкин; главный специалист Департамента образования города Москвы старший научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования А. Ю. Соловьев и доктор юридических наук профессор кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации М. Н. Кузнецов.

Ученые уже тогда пришли к выводам, что систему образования в нацреспубликах ждут проблемы. А именно — ликвидация учебных курсов и предметов, востребованных у народов России, блокирование национально-культурного воспроизводства народов России и российского многонационального общества. Также из-за закона №309 ставятся под сомнение сохранение и развитие языков народов России.

Фандас Сафиуллин попросил Артеменко прокомментировать этот закон. 

— Я знаю, на что вы меня провоцируете, — ушла она от вопроса, так и не ответив участнику встречи.

Ольга Артеменко не увидела в Конституции России равноправия для языков народов страны

Добавим, что законодательство страны предусматривает, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется в соответствии с ФГОС и не должно идти в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

На деле же министерство науки и высшего образования России, несмотря на неоднократные обращения республик, так и не разработало ФГОС для варианта учебного плана, который предусматривал бы изучение предмета, — государственный язык республики. Тем самым было попрано конституционное право национальных регионов и нарушены предусмотренные законодательством гарантии. В итоге это всё вылилось в череду резонансных событий, вызванных принятием закона в 2017 году о преподавании в школах родных языков. Недовольство тогда выражали активисты национальных субъектов страны.

На мероприятии то и дело вспыхивали дискуссии. Сторонники и члены ВТОЦ делали отсылку на Конституцию РФ, где прописано, что у народов России есть равные права разговаривать как на русском, так и на своих родных языках с органами власти. Такие пассажи у Артеменко вызвали сомнения. И она предложила вместе зачитать статью №68, часть 2.  

В ней говорится:

«Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации».

Артеменко прокомментировала эту ремарку так: 

— Видите, в статье нет слова «наравне». Вот что такое слово «наряду»? Вот мы с вами рядышком стоим, я здоровая, а вы — маленький. Так что мы с вами неравноправны. У вас такой статус, а у нас другой статус. То есть равноправие — это есть наряду, но не равноправный, — резюмировала Артеменко.

Ольга Артеменко не увидела в Конституции России равноправия для языков народов страны

Такие рассуждения федерального спикера вызвали шквал возмущения у татарских активистов. И неспроста.

Если обратиться к Толковому словарю Ожегова, то там «наряду» определяется как «одинаково», «наравне». А Словарь русского языка от РАН, Института лингвистических исследований под редакцией Евгеньевой (1999 г.) трактует «наряду» и вовсе как «одинаково, на одинаковых правах, условиях».

Попытка Михаила Щеглова столкнуть лбами татарских националистов с противницей равноправия в России русского языка с языками других народов Ольгой Артеменко похожа на явную провокацию. Её попытки татарскую общественность натравить на власти Татарстана, обвинив их во всех бедах с преподаванием татарского языка в школах, потерпели фиаско.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *