Ольга Васильева о Дне стояния на реке Угре: Давайте отделять историю и политику

Министр просвещения России призвала не путать сложные исторические темы и желание хайпануть на них.
Министр просвещения России призвала не путать сложные исторические темы и
желание хайпануть на них.

Гуманитарное образование, да и любое образование, — это всегда площадка для дискуссий. Одни видят в образовательных стандартах лишь недостатки, вторые выступают за обязательный ЕГЭ, например, по истории, третьи жалуются на зарплату. Эти темы учителя истории и обществознания обсудили с министром просвещения России Ольги Васильевой на большом учительском дне в Казани. 

«Во всем мире большой интерес к проблемам изучения истории»

В Академии наук Татарстана прошел форум «Актуальные вопросы российского гуманитарного образования», который объединил в себе выездное совещание Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания и III Съезд учителей истории и обществознания Татарстана. Председатель Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания Александр Чубарьян отмечает, что проблемы преподавания обсуждаются во всем мире.

Ольга Васильева о Дне стояния на реке Угре: Давайте отделять историю и политику

— [На совещание] приехали коллеги из большинства регионов России. Это свидетельствует о том, что история становится сегодня модной и нужной дисциплиной, в том числе или прежде всего в школе. История, с моей точки зрения, — один из главных гуманитарных предметов наряду с литературой, обществознанием и русским языком, которые формируют идентичность, оказывают большое влияние на формирование мировоззрения молодого поколения. Поэтому к истории приковано большое внимание со стороны государства и всего общества в целом. Это не только наша национальная проблема. Во всем мире большой интерес к проблемам преподавания истории в средней школе. Во многих странах существует озабоченность и просто недовольство знаниями истории выпускниками школ, гимназий и колледжей, — отметил Чубарьян.

Историки, как говорит председатель, находятся в привилегированном положении, потому что их предмет — это единственная дисциплина в школе, которая имеет свой стандарт, или, как его называют, культурно-исторический комплекс. Учителя в свою очередь считают его неким навигатором в преподавании. 

— Нам бы хотелось узнать, как учителя относятся к этому стандарту, какие недостатки видят, что нужно изменить или добавить. Это главная цель нашей встречи, — подчеркнул Чубарьян.

Свое мнение отчасти педагоги выразили во время мониторинга. Эксперт отметил, что многие считают, что стоит изменить преподавание истории XX века. Почти каждый специалист говорит — в учебниках мало дидактического и иллюстративного материала. Еще ряд учителей выступили за региональную историю.

Ольга Васильева о Дне стояния на реке Угре: Давайте отделять историю и политику

— Мне кажется, региональный компонент — это прежде всего роль данного региона в сфере духовной жизни, культуры, цивилизации, психологии, обычаев, нравов. Когда в региональном компоненте начинаются политические сюжеты, мне кажется, это неправильно. Было бы неправильно, если бы региональный компонент вступил в противоречие с федеральным учебником. Надо находить, конечно, какие-то пути соответствия. В этом смысле было бы неплохо, с моей точки зрения, выработать какую-то типологию и предложения по региональному компоненту, — считает Чубарьян.

Недостатки действующего образовательного процесса

Ольга Васильева с учителями истории и обществознания Татарстана встретилась впервые в рамках такого совещания. Она считает, что дискуссия своевременна, поскольку гуманитарное образование находится на пороге значимых изменений.

Министр напомнила, что в майских указах Путина перед российским образованием поставлены две цели: глобальная конкурентоспособность, вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов страны, исторических и национально-культурных традиций. Из этих двух целей появились 10 федеральных проектов.

Одним из важных событий является разработка нового Федерального государственного стандарта (ФГОС) начального и основного общего образования, то есть до 9-го класса. Министр выделила минусы, которые есть у действующего стандарта.

Ольга Васильева о Дне стояния на реке Угре: Давайте отделять историю и политику

— Что я отношу к недостаткам: отсутствие требований к содержанию образования, недостаточная конкретизация требований к результатам образования, что особенно чувствительно ударило по воспитанию школьников. Эти пробелы были ликвидированы в ходе подготовки обновленной версии, которая прошла большое экспертное обсуждение, — отметила она.

Каким станет преподавание по новому стандарту

Васильева поделилась, чего придется ждать преподавателям от обновленного ФГОСа. По истории содержание будет базироваться на концепции нового учебно-методического комплекса. В обновленном содержании реализовали все концептуальные идеи. Ключевую роль теперь играют работы с источниками: их спектр расширят, а преподавание акцентируют на том, чтобы школьники научились их анализировать. Также внимание уделят изучению биографий и исторической географии. 

По обществознанию главная цель — социализация учеников.

— Содержание учебного предмета способствует прежде всего развитию правосознания наших школьников. Помните фразу Сергея Михалкова, которая стала крылатой: «Сегодня — дети, завтра — народ». Требования к курсу обществознания зафиксированы в обновленном стандарте. Они способствуют формированию идентичности благодаря включению в содержание материала, который связан с современной Россией, — говорит министр.

Обратят внимание при преподавании и на социальную структуру общества, Конституцию, организацию госвласти, социально-экономическую политику, умение анализировать происходящие события, собственное поведение и поступки других людей, финансовую и налоговую грамотность. 

Ольга Васильева о Дне стояния на реке Угре: Давайте отделять историю и политику

— Когда мы дискутировали на разных площадках о том, допустимо ли в обновленном ФГОСе определять необходимый минимум содержания, мы всегда призывали думать о том, что история и обществознание в школе — это те дисциплины, в которых содержание определяет, какие именно будут достигаться учащимися предметные и имущественные результаты. Я уверена, что предложенный нами путь отвечает реальным нагрузкам учителей, потому что определение минимума содержания дает нашим педагогам необходимый ориентир на тот базовый уровень, который наша система образования должна обеспечить каждому ученику. Я всегда говорила, что ниже той базы, которая повествуется педагогами, опуститься мы не имеем права, — добавила глава Минпросвещения.

Молодежь должна знать цену Победы

Говоря о преподавании истории, Васильева отметила, что согласна со многими учителями, которые предлагают использовать 11-й класс для более детального изучения второй половины XX века, поскольку в эти периоды произошли мировые и Великая Отечественная войны. Она добавила, что есть желающие переписать историю, в частности итоги Второй мировой войны, но учителя должны этому противостоять.

— Наша главная задача [в том], чтобы каждый из живущих в нашей стране молодых людей знал не только уроки, но и цену этой Победы, — акцентировала она.

Министр часто озвучивает цифры, которые говорят о многом: 8 млн 668 тысяч человек погибли во время ВОВ, из которых 6 млн 414 тысяч — это молодые люди в возрасте 18-35 лет. Также Васильева говорит о карательных операциях, в которых погибли 7 млн человек. Людям нужно помнить, благодаря кому мы живем и творим.

«Дети не должны быть заложниками политических разногласий»

В завершение форума министр ответила на ряд вопросов учителей. Касаемо зарплаты она отметила, что это одна из основных забот министерства.

— Потихонечку мы движемся, — говорит Васильева. — Сейчас стоит вопрос в рамках национального проекта «Образование» [федерального проекта] «Учитель будущего», о должностях и званиях. Нам необходимо выйти на тот уровень, о котором в 2016 году говорил премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании учителей: 70% — базовый уровень оплаты труда, 30% — размер поощрительной ставки, которая есть.

Ольга Васильева о Дне стояния на реке Угре: Давайте отделять историю и политику

Глава Минпросвещения также рассказала об обязательном ЕГЭ по истории. Она отметила, что сначала нужно пройти апробацию обязательного экзамена по английскому языку в 2020 году, а потом уже можно переходить к истории.

— В 2022 году будут выбраны пилотные регионы. Нужно посмотреть, что будет реально происходить. [Войдет ли Татарстан], пока не обсуждается, — добавила Васильева.

После форума журналисты попросили министра прокомментировать предложение губернатора Калужской области Анатолия Артамонова отмечать 11 ноября как День окончания Великого стояния на реке Угре, которое не поддержал президент России Владимир Путин.

— Работа преподавания, работа с детьми настолько тонкая и глубокая, поэтому давайте отделять историю и политику. Прогибаться под изменчивый мир не стоит, — говорит Васильева. — Дети не должны быть заложниками политических разногласий или желания, как сейчас говорят, хайпануть.

Открытие первого Центра опережающей профессиональной подготовки

Визит Васильевой в столицу Татарстана на форуме не закончился. После него она отправилась в Казанский педагогический колледж, на базе которого открылся Центр опережающей профессиональной подготовки.

—  Это не только один из первых ЦОПП в России, а единственный на сегодняшний день в Татарстане. Это говорит о совершенно новом направлении в области среднего профессионального образования. Здесь читаются курсы по повышению квалификации, идёт подготовка педагогов, переподготовка лиц серебряного возраста. Все сделано на новой материально-технической базе, что очень важно. Здесь используются все достижения WorldSkills российского направления, достижения сборной Татарстана на мировом чемпионате. Все это делается в рамках национального проекта «Образование», — поделилась она, после чего пообщалась со студентами.

Ольга Васильева о Дне стояния на реке Угре: Давайте отделять историю и политику

ЦОПП представляет собой площадку-агрегатор для профориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Его партнерами в основном являются работодатели, вузы, предприятия, то есть юридические лица.

— ЦОПП — это агрегатор образовательных услуг. Больше методический центр, который сводит образовательные учреждения между собой и выбирает то учреждение, где будет проходить переподготовка. Если говорить про конечного потребителя, то он заходит не сюда, а на цифровую платформу и смотрит, какие образовательные программы есть в каждом из учебных заведений. Он выбирает подходящую для себя. Если не нашел, то может обратиться к консультанту. Если мы говорим о предприятии как заказчике образовательных программ, мы находим учреждение, которое будет их реализовывать, — рассказывает Галина Маштакова, член совета по кадровой политике при президенте Татарстана.

Сам Центр расположен на третьем-четвертом этажах колледжа и занимает площадь 550 кв. метров. На его строительство потратили 90 млн рублей. В нем организовали зону коворкинга, медиазону, лекторий, три аудитории-трансформера, зону проектной деятельности и компьютерный класс. 

— Сейчас действуют несколько площадок. На одной из них обсуждается конструктор образовательных программ на цифровую платформу, куда будут залиты все образовательные программы учреждений республики. Вторая группа занимается предпринимательством: синхронизирует все программы, по которым мы отрабатываем ключевые компетенции предпринимателей, начиная от школьников до предпенсионеров, — говорит Маштакова.

В дальнейшем количество ЦОПП в Татарстане, как и по всей стране, будет расти. Ожидается, что к концу 2019 года в России их будет 14, а к 2024 году — 100.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *