Ольга Артеменко наехала на российских учителей родного языка, доказывая бессмысленность их труда

Чтобы обесценить труд учителей родного языка
Чтобы обесценить труд учителей родного языка, она натравила на них сомнительных
представителей родительского сообщества Башкирии и Татарстана.

Круглый стол с представителями российских регионов проходил в Москве в рамках Всероссийского мастер-класса учителей родного языка, организованного Федеральным институтом развития образования (ФИРО) РАНХиГС.

Главным идеологом и модератором круглого стола стала Ольга Артеменко — директор Центра национальных проблем образования ФИРО. Она сегодня представляется как авторитетный эксперт по преподаванию родных языков. Хотя имеет лишь кандидатскую степень по биологии и специальность по нервной системе человека и животных.  

Именно с её именем связывают разработку резонансного и скандального закона №309 от 2007 года, отменяющего в школьном образовании национально-регионального компонента. Это привело к существенному сокращению преподавания родных языков, литературы и истории народов России в регионах.

Ей приписывают разработку не менее скандального закона о преподавании родных языков, принятого летом 2018 года Госдумой. Как мы помним, подготовка к этому закону сопровождалась жестким пересмотром школьной программы и часов преподавания татарского языка в Татарстане, ревизию проводили прокуроры. У многочисленных национальных активистов в регионах страны этот закон тогда вызвал возмущение.

Ольга Артеменко наехала на российских учителей родного языка, доказывая бессмысленность их труда

Ольга Артеменко ранее уже посещала Казань и неистово доказывала неравноправие языков народов России, которое она вычитала в Конституции страны. Она сравнивала русский язык с «большим и здоровым», а татарский — с «маленьким». 

Двуязычие не обогатило Артеменко

На состоявшемся круглом столе Артеменко раскрыла некоторые свои этнофобные взгляды. То есть неприятие всего нерусского и нероссийского, но являющегося частью истории и культуры России.

Например, она описала языковую ситуацию 1992-2007 годов как крайне кошмарную, которая угрожала целостности страны. 

— К сожалению, в этот период появились субъекты, которые стали использовать национально-региональный компонент в образовании чисто в политических целях, формируя через этот компонент свою нацию, государство, — сказала Артеменко. 

В качестве примера она привела некие учебники истории, изданные в Татарстане. Под критикой также оказались учебники по русскому языку, где «70% содержания было направлено на трансляцию культуры того народа, название которого входит в название субъекта». Под хитрой формулировкой имелся в виду опять всё тот же Татарстан.

Вообще, анализируя ход 3,5-часового круглого стола, есть ощущение, что у Артеменко характерное и особое отношение именно к Татарстану и к татарам, болезненная зацикленность на них. Именно наша республика упоминалась больше всех других российских регионов как антигерой, как нарушитель «единого образовательного пространства» России.

Проявлением этой зацикленности стал момент, когда она заговорила о так называемом языковом конфликте в школе на почве навязывания татарского языка, но привела в пример ситуацию из жизни… московской школы. 

Ольга Артеменко наехала на российских учителей родного языка, доказывая бессмысленность их труда

— Те проблемы, которые не решаются в языковом блоке, вызывают очень-очень негативное отношение внутри детского коллектива в школе, между учителем и родителем. Я сама в московской школе видела, как открывается дверь на перемене, вываливаются ребята и одного мальчика в спину пихают и кричат ему: «Вонючая татарская спина!», — рассказывает Артеменко.

Как подозрительно удачно Артеменко вытащила на публику пример с неприятием татарина из-за его родного языка в 12-миллионном мегаполисе Москвы. А при чем здесь вообще претензии к Татарстану?

Кстати, на круглом столе присутствовал представитель Департамента образования Москвы. Проблемы с преподаванием родных языков и межнациональных отношений, вопросы, связанные с общегражданской идентичностью в московских школах вообще не обсуждались.

Артеменко их никак и не обозначила, вынеся школы столицы за скобки дискуссии — «Москва у нас вообще особый субъект, там другие совершенно проблемы». Налицо двойные стандарты у последовательно отстаивающей «единство образовательного пространства» страны эксперта, не правда ли?

Между прочим присутствовавший на круглом столе представитель Конгресса поляков России обозначил, что сейчас в Москве и Санкт-Петербурге есть проблемы с преподаванием родного польского языка в тех школах, где он обычно и преподавался.

Кульминацией выступления Артеменко на круглом столе стало её высказывание о двуязычии среди представителей народов. Зоя Остапова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией национальных проблем дошкольного образования Коми, рассказывала о преимуществах знания ребенком сразу нескольких языков. 

Ольга Артеменко наехала на российских учителей родного языка, доказывая бессмысленность их труда

— На сегодня в мире определена политика многоязычия, формирования многоязыковой личности. Россия на сегодня в этом вопросе просто отстала. Получается так, что во всех регионах России русский язык является главным языком. Все жители в основном одноязычные. Национальные языки, к сожалению, уже утратили свои позиции во многих регионах. В том числе и в Коми, — сетовала Остапова. 

По её словам, знание ребенком больше одного языка полезно, открывает возможности к познанию в других областях и дисциплинах.

Она положительно отнеслась к национально-языковой политике в Татарстане и в Башкортостане. 

— Я считаю, что во всех национальных республиках должна быть политика формирования сбалансированного естественного двуязычия. Что именно с раннего возраста каждый ребенок в любом дошкольном образовательном учреждении может учить языки. И родители должны иметь в голове, что их ребенок должен владеть двумя государственными языками этой республики, в том числе и иностранным языком. Когда родители начинают протестовать, чтобы их ребенок не учил второй язык государственный, я думаю, что они протестуют против хорошего и интересного будущего своего ребенка, — рассуждала Остапова.

Артеменко ей возразила. По её словам, государственная многоязычность в Канаде, Испании и Финляндии ни к чему хорошему не привела и что вообще в этих государствах сегодня сильны сепаратистские силы. Артеменко уверена, что в двуязычии человека нет ничего хорошего. 

— Я вам как психофизиолог скажу, что двуязычие — это очень непросто. Утверждается, что оно человека обогащает. Но нет! Извините, меня двуязычие никак не обогатило. Я училась на украинском языке. У меня интерференция (то есть влияние) украинского до сих пор на русский, — возразила Остаповой она.

Ольга Артеменко наехала на российских учителей родного языка, доказывая бессмысленность их труда

За этими словами кроется некое неприятие Артеменко в себе украинской части идентичности через язык, ощущаются этнические комплексы неполноценности, не правда ли?

Ей в ответ сказала директор сельской школы в Марий Эл Любовь Сергеева

— Я на акцент свой не обращаю внимание. Даже не замечаю. Хотя мне отмечают, что у меня акцент. Но я этого не стесняюсь, — сказала представительница Марий Эл. 

Любовь Сергеева рассказала о примерах в своей школе, где татары готовы учить марийский язык. А её родственники, проживающие в Татарстане, с готовностью принимаются за изучение татарского языка. И здесь нет никакого отторжения на почве учить или не учить родной или не родной язык.

Провокация учителей

Для чего же именно проводила Артеменко встречу с учителями родных языков, приехавшими в Москву со всей страны?

Мотивы Артеменко просчитываются в формате мероприятия, которое она навязала учителям. Дело в том, что после ее продолжительного открывающего выступления на круглом столе слово взяли… представители родительских сообществ Башкирии и Татарстана. И это на мероприятии, которое предусматривало только участие учительского сообщества. Родительницы пожаловались, что якобы в их республиках русскоязычное население притесняют обязательным обучением татарскому или башкирскому языку.

Скандально известная в Уфе учительница одной из школ Лариса Удинцева (несмотря на это, она сделала упор, что приехала больше как родительница, чем учительница) рассказала, как, работая в своей школе, воевала с администрацией, чтобы исключить из обязательной школьной программы уроки башкирского государственного языка.

Описываемые ею события произошли в 2018 году. В СМИ есть несколько интерпретаций событий в школе. Например, говорится, что Удинцева развязала войну с директором школы, чтобы на его кресло посадить своего сына, который работает в этой школе учителем физкультуры.

Ольга Артеменко наехала на российских учителей родного языка, доказывая бессмысленность их труда

О языковой ситуации в Татарстане рассказывала Татьяна Череватая. Она, не являясь педагогом, обозначила себя представительницей «Родительского сообщества Татарстана». Череватая высказывалась не только от имени «52-тысячного русскоязычного родительского сообщества». Интересно, эти родители в курсе, что их мнение выражает некая Череватая?

Она также высказалась от имени татароязычных, встала на защиту интересов чувашских и мордовских родителей. Какое гнусное лицемерие слышать эти слова от активистки, подававшей 12 октября этого года заявление на проведение митинга в Казани, чтобы почтить память войска Ивана Грозного, разграбившего город в 1552 году.

Доклад Череватой был нашпигован наукоемкими оборотами, отсылками на законы, сложными терминами, нехарактерными для языка матери-домохозяйки. Понятно, что к тексту её выступления приложила руку сама Артеменко. Некую искусственность и срежиссированность выступления Череватой и Удинцевой отметили учителя родных языков. 

— То, что я услышала, — это не в рамках этого конкурса. Мы все сюда приехали, будучи учителями родных языков. Мы все очень любим свои языки и культуру. И изучаем свою культуру, язык и историю своего народа. В рамках нашего круглого стола и нашего конкурса не стоило выносить эту тему. Я не думаю, что это прямо такая уж проблема, чтобы весь негатив сюда вносить. Когда вы говорите, что из-за языковых проблем возникают политические, то мы совершенно с этим не согласны. И мои коллеги с этим не согласятся, — выступила против Артеменко учитель родного языка из Дагестана Хадижат Бечедова.

Её поддержала Зоя Остапова из Коми, заявив, что своим поведением Удинцева и Череватая на самом деле ограничивают развитие своих детей, отказывая им в понимании необходимости знать не только русский язык, но и учить татарский и башкирский.

Любовь Сергеева тоже заявила, что от выступлений Удинцевой и Череватой ей стало обидно. Особенно Сергееву задели слова Череватой, которая утверждала, что русский язык не могут преподавать те учителя, у которых есть акцент. У самой Сергеевой чувствуется некоторый акцент, но звучный и приятный русский язык.

Ольга Артеменко наехала на российских учителей родного языка, доказывая бессмысленность их труда

Учительница из Ханты-Мансийского автономного округа Любовь Захарова и вовсе описала, к какому плачевному состоянию может привести активность таких, как Удинцева и Череватая, желающих вытолкнуть родные языки из обязательной программы преподавания. 

— В нашем регионе сложилась ситуация, что у нас родной язык вынесен из уроков, он переведен во внеурочную деятельность. И это очень плохо, когда родной язык мы изучаем как внеурочную деятельность. Мы живем в Ханты-Мансийском округе и свой родной язык учим во внеурочке! Дети ходят по желанию. И я должна та-а-акие методы использовать, чтобы как-то привлечь их внимание, чтобы они с интересом ходили на родной язык.., — рассказывала с надрывом Захарова.

Отметим, в начале круглого стола Артеменко восхищалась, какой была языковая политика в Советском Союзе, основанная на постулатах Иосифа Сталина. По её словам, были созданы «качественные» литературные языки многих народов СССР. И не важно, что их функция была намеренно сужена.

С 1992 по 2007 год в России была осуществлена попытка расширения функции языков народов. По её словам, это было неудачной практикой, потому что это грозило единству страны. Артеменко призвала вернуться к тем истокам в языковой политике, которые заложил Сталин. В целом языковую политику в Советском Союзе она признает положительной, потому что по ее итогам были потеряны лишь от двух до семи языков коренных народов страны.

Представитель автономии поляков в России Галина Романова с ней не согласилась, заявив, что на самом деле в российском государстве за последние 100 лет исчезли 23 языка. По мнению других экспертов, в XX веке в России исчезли 15 языков.

В деятельности Артеменко нет ничего позитивного для единства Российского государства, для добрососедских отношений между народами страны. От неё не звучит мотивация к обучению родных языков одних народов другими народами, чтобы они взаимно обогащались культурами друг друга. От Артеменко только исходят смыслы, вносящие раздор между родителями и администрациями школ, между родителями и учителями, между представителями разных народов, причем на уровне не только взрослых, но и детей. Её слова сквозят неуважением к языкам других народов, а почему-то в первую очередь зациклены на татарах и Татарстане.

Не пора ли обратить правоохранительным органам и государственным структурам, ответственным за межнациональную стабильность в России, интерес и внимание к её активности?

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *