Иван Гущин: Никакого голландского опыта, когда можно на историческом здании пристроить что-то и получить фешенебельный отель, нам не светит

Федеральное правительство затягивает ремни предпринимателям
Федеральное правительство затягивает ремни предпринимателям, разместившимся в
памятниках архитектуры.

Глава республиканского Комитета по охране объектов культурного наследия Иван Гущин встретился с владельцами зданий, носящих статус исторических. Во время диалога в очередной раз были подняты темы срока проведения экспертиз и монтажа рекламных конструкций на зданиях, обладающих ценностью.

— Много специфических вопросов, в том числе кадастрового учета объектов археологии, у нас есть проблемные точки, связанные с установлением точного местоположения объектов. Сегодня требования Росреестра усложнились и просто так границы не опишешь. Требуются новые форматы, — уверен Гущин.

Нарушают везде, чаще всего надстраивают этажи 

Со слов ведущего советника госнадзора и судебно-административной практики Комитета Дарьи Заделеновой, за 2019 год ведомством было выявлено 68 нарушений различного характера, из которых 10 — в период с октября по декабрь. В пример специалист приводит ситуации, когда собственники здания нарушали порядок сохранения самого объекта. За что последние получили штрафы. 

Иван Гущин: Никакого голландского опыта, когда можно на историческом здании пристроить что-то и получить фешенебельный отель, нам не светит

Такая ситуация сложилась с домом Маркова (Баумана, 27). Несмотря на то, что подробностей нарушения Заделенова не огласила, инциденты, связанные с этим зданием, не новы. Впервые проблемы с реставрацией появились в 2014 году. Тогда власти столицы заявляли, что не все инвесторы добросовестно выполняют реставрационные работы.

— Некоторые из них готовы снести надстроенные в советский период этажи, что уменьшает возможные прибыли инвестора. Многие инвесторы ставят на первый план финансовую отдачу объекта, — говорили чиновники. Подробнее о ситуации пятилетней давности вы можете прочитать здесь

Вторая история датируется 2016 годом. Тогда стало известно, что в этом доме появится гостиница. В то время министерство культуры (на тот момент ответственное за сохранность культурного наследия. — Ред.) требовало от компании, занимающейся реставрацией, выполнить противоаварийные работы. Однако сделано этого не было. Узнать историю этого памятника и увидеть, как он выглядит изнутри, можно в этом материале

Иван Гущин: Никакого голландского опыта, когда можно на историческом здании пристроить что-то и получить фешенебельный отель, нам не светит

Еще более неприятная ситуация сложилась в соседнем Арске. Там в ноябре начали сносить здание городской думы 1853 года постройки. Владелица объекта — дочь бывшего депутата Госсовета Татарстана и руководителя некогда крупнейшего агрохолдинга «ВАМИН» Вагиза Мингазова Фардия Закирова. Тогда рабочие начали демонтаж третьего этажа: полностью сняли кровлю, разрушили мезонин, разобрали старинные кирпичи и сложили их рядами на земле. Разрушение удалось остановить и завести уголовное дело. Об этой ситуации подробнее читайте здесь

Аналогичные факты нарушения закона, регламентирующего алгоритм работы с исторически ценными объектами, были зафиксированы Комитетом в Елабуге, Казани, Чистополе. Собственники здания в столице любят пристраивать помещения или надстраивать этажи. На примере объекта культурного значения регионального статуса, расположенного в Чистополе, спикер рассказала о возбуждении уголовных дел на собственников здания. Ранее мы рассказывали о судьбе этого дома.

— Наиболее важными делами стали: признание незаконными надстроек дополнительных этажей в зданиях по улицам Муштари и Батурина; осуществление комплекса работ по сохранению наследия — установить информационную надпись и демонтировать кондиционеры, — сказала Заделенова. 

Иван Гущин: Никакого голландского опыта, когда можно на историческом здании пристроить что-то и получить фешенебельный отель, нам не светит

— Идет политика федерального центра на ужесточение — идут поправки в федеральный закон, будет еще жестче. Никакого голландского опыта, когда можно на историческом здании XVII века пристроить и получить фешенебельный пятизвездочный отель, ресторан, нам не светит, — сказал Гущин.  

Из минусов — слишком много бумажек, из плюсов — их нехватка

Как отмечает начальник отдела археологии и учета объектов культурного наследия Александр Нуриев, в 2019 году Комитет выявил 13 важных объектов. Среди них захоронение, обнаруженное в Аксубаевском районе Татарстана при проведении строительных работ. Там во время подготовительных работ к прокладке нефтепровода бульдозерист, сняв верхний слой земли, обнаружил детские останки, а позднее оказалось, что на площади около 2 гектаров в этом месте располагается массовое захоронение, насчитывающее более 150 останков, которое уже назвали «Старокиязлинским могильником». Подробно об этой находке вы можете прочитать здесь. Также исторически ценные объекты найдены в Алексеевском и Новошешминском муниципалитетах. 

— Основной вопрос, возникающий у застройщика, — проведение историко-культурной экспертизы, которая продиктована законом, — сказал Нуриев. 

Он напомнил, что некоторые объекты находятся в ходе экспертизы, если же от нее отказаться, может повториться ситуация, возникшая в Чистопольском районе, где из-за строительства элеватора был практически полностью уничтожен могильник, расположенный возле городища Джукетау.

Иван Гущин: Никакого голландского опыта, когда можно на историческом здании пристроить что-то и получить фешенебельный отель, нам не светит

Существует и другая проблема — относительно продолжительности историко-культурной экспертизы и 30-дневного срока её рассмотрения Комитетом. Нуриев отмечает, все дни строго регламентированы и категорически необходимы — тут и время на общественные обсуждения, и десять дней на согласование, но ведомство старается сокращать срок анализа.

Сами же владельцы зданий, имеющих историческую ценность, говорят о другом. Оказалось, что зачастую только при перекупке объекта новый владелец узнает о том, что есть обременение. Причина кроется в том, что в Росреестр занесены не все здания, обладающие таким признаком.

— Мы делаем это поэтапно, у нас есть межведомственная рабочая группа. Отрабатываем по каждому объекту. Заказали разработку специальных файлов, принимаемых Росреестром. Думаю, что до конца 2020 года доведем работу, — такое поручение дал Рустам Минниханов, — по сути, признал наличие сложностей Гущин и отметил, что проблема возникает из-за отсутствия кадастровых номеров у участков. 

Еще один вопрос касается вывесок. Представитель Дома печати рассказал об усложнении процедуры согласования их внешнего вида. 

— Есть такие случаи, когда арендатор успевает поработать, съехать и не получить вывеску. От этого, может быть, и закрылся, — обратился представитель дома-памятника. 

Иван Гущин: Никакого голландского опыта, когда можно на историческом здании пристроить что-то и получить фешенебельный отель, нам не светит

В ответ на это Гущин согласился с тем, что такая проблема есть. Чтобы её решить, Комитет готовит поправки в закон, регламентирующий этот вопрос. Сейчас документ находится на проверке в Минюсте РТ, выйти они должны до конца года. 

— Эта проблема есть. Мы предложили упрощенный вариант решения. Я сторонник того, чтобы на федеральном уровне появился упрощенный порядок, — сказал руководитель Комитета.

Заключительный вопрос скорее оказался просьбой. Представители одной из строительных компаний просили ослабить требования по историко-культурной экспертизе. Они уверены, что при капитальном ремонте она не нужна, да и к тому же слишком затянута, а еще стоимость высокая, и вдогонку попросили помочь в поисках профессионального в этой области эксперта.

В этом вопросе Гущин был строг и бескомпромиссен: экспертиза обязательна, а экспертов можно найти на сайте Минкульта РТ — там и номера, и электронные адреса есть.


Читайте также: Аксубаевское захоронение: в чем ценность и что удастся выяснить о жизни предков


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *