Акции крупных татарстанских компаний растут в цене: объясняем почему

Республиканские бюджетообразующие предприятия на фондовом рынке вызывают большее доверие
Республиканские бюджетообразующие предприятия на фондовом рынке вызывают большее
доверие, чем федеральные.

Российская фондовая биржа последние полгода фиксирует положительную динамику акций у отечественных компаний. Кто-то растет больше, кто-то меньше, но интерес со стороны игроков рынка очевиден. 

— Прослеживается общий подъем — взять, например, американский фондовый рынок, на котором акции достигли максимума и по цене, и по объемам за последние несколько лет. Это задает погоду другим рынкам, и все акции сейчас растут. Однако больше растут акции технологических компаний, таких как «Амазон» или «Тесла». Те же нефтяные компании наращивают объем чуть более скромными темпами, но подъем есть, — объясняет экономический эксперт KazanFirst Альберт Бикбов.

Акции крупных татарстанских компаний растут в цене: объясняем почему

Выделяется на этом фоне Татарстан. За несколько лет крупные республиканские игроки сильно поднялись на бирже. «Татнефть» впервые за последние полтора года преодолела психологический рубеж в размере 800 рублей за акцию (при общем количестве акций 2,17 миллиона). Всего в период с 2008 года их стоимость выросла на 3200%. Положительная динамика наблюдается и у акций «Нижнекамскнефтехима». С декабря их бумаги ежедневно преодолевают очередной исторический максимум. «Казаньоргсинтез», вышедший на рынок в 2013 году, за этот период только наращивал капитализацию. Стоимость акций компании лишь с начала января 2020-го уже возросла на 17%, также установив историческое достижение. 

Для примера, акции «Газпрома» со времен кризиса 2008 года больше ни разу не поднялись до своего пика, а с ноября 2019-го только падают. Такое положение бюджетообразующих компаний на бирже, естественно, влияет на инвестиционный климат республики — не зря он считается самым благоприятным среди регионов России. 

Акции крупных татарстанских компаний растут в цене: объясняем почему

— Прежде всего региональные компании меньше зависят от политической конъюнктуры. «Газпром» и «Роснефть» вовлечены в крупные госпроекты и находятся под санкционным давлением — региональным игрокам в этом смысле проще. Можно сказать, что такой отрыв связан с самобытностью компаний, внимание которых сосредоточено на внутреннем рынке. Плюс ко всему, я уверен, что есть индивидуальные корпоративные факторы, например, в этом и в прошлом году в Татарстане введены налоговые льготы на нефтяные месторождения (это связано с тем, что нефть в республике хуже по качеству и, соответственно, более тяжелая в обработке), — считает профессор Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох.

Некоторые аналитики полагают, что рост стоимости связан с тем, что правительство требует выплачивать высокие дивиденды, которые у нас в республике весьма приличные, ну а основные акционеры, конечно, рады их получать. 

— В Татарстане совершенно потрясающая дивидендная политика. Но в основном рост акций связан с органическим ростом компаний (ростом за счет внутренних резервов). Это можно сказать и о «Татнефти», и о «Казаньоргсинтезе», и о «Нижнекамскнефтехиме». Органический рост, естественно, учитывается инвесторами. К тому же у компаний открытая информационная политика. В Нижнекамске много планов по расширению (подготовка комплекса по глубокой переработке нефти, производство метанола), — добавляет Бикбов.

Акции крупных татарстанских компаний растут в цене: объясняем почему

Говоря о «Татнефти», эксперт подчеркивает, что это компания с капитализацией в районе 2 трлн рублей. Она практически неуязвима, годами выстраивала защиту, которую разрабатывали выдающиеся юристы и финансисты. Плюс у республиканского нефтегиганта большой пакет находится во владении Татарстана (33%), а также значительная часть в руках независимых структур. Так что инвесторы «клюют» именно на перспективу — тот самый органический рост.

Взять и «скушать» организацию с такой капитализацией и «спасательными кругами» не представляется возможным. Поэтому нам можно не опасаться участи «Башнефти» — вероятность того, что «Татнефть» станет федеральной сетью, отсутствует. К тому же в этом году компания окончательно закрыла вопрос с вязкой нефтью, введя в оборот новую нефтеперерабатывающую установку. Фактически она удвоила свои мощности по переработке, поэтому теперь это не окажет влияния на ее продуктивность.

— Инвесторы смотрят, что происходит внутри компании. У «Газпрома», например, санкции по «Северному потоку» и не совсем экономически очевидная история с «Силой Сибири» (магистральный газопровод для поставок газа из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. — Ред.). А «Татнефть» на этом фоне не только качественно меняется, но и расширяется географически, уходя в сектор нефтехимии, где уже совершенно другие возможности. В принципе риски деятельности для «Татнефти» такие же, как и для «Роснефти». Но инвесторы видят, что правительство и «Татнефть» работают в симбиозе, нет конфликтных ситуаций, в отличие от «Роснефти», которая «бодается» с правительством, — только недавно Игорь Сечин (глава компании «Роснефть». — Ред.) просил очередные налоговые льготы, на что государство неоднозначно отреагировало, — объясняет Бикбов.

Акции крупных татарстанских компаний растут в цене: объясняем почему

Конечно, значительная часть отчислений «Татнефти» уходит в бюджет России — это устройство отрасли. Сверхдоходы от продажи нефти в виде налога на добычу полезных ископаемых и акцизов попадают в федеральную казну — такова уж судьба региона-донора (примерно 75% налогов, собираемых в Татарстане, отправляются в Москву). Впрочем, судя по той динамике, которую показывают республиканские компании на бирже, интерес к ним большой, а значит, регион по-прежнему будет привлекателен для инвесторов. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *