«Таттелеком» не улетел от убытков

Группа компаний сделала ставку на развитие собственной мобильной сети
Группа компаний сделала ставку на развитие собственной мобильной сети, которая
до сих пор остается убыточной. Аналитики говорят, что «Таттелекому» надо искать
новые драйверы роста в сфере искусственного интеллекта и системной интеграции.

Мобильное направление группы компаний «Таттелеком» стало менее убыточным. В 2019 году чистый убыток дочерней компании ООО «Твои мобильные технологии» (ТМТ) снизился почти в два раза, до 355,8 млн рублей, а показатель EBITDA впервые стал положительным и составил 242,1 млн рублей. 

В 2019 году выручка группы компаний «Таттелеком», куда входит ТМТ, составила 9,68 млрд рублей, превысив на 4,5% итоги 2018 года. Падение проводного сегмента на 1,1%, до 8,17 млрд рублей, удалось сбалансировать ростом доходов по мобильной связи. Выручка ТМТ в 2019 году увеличилась на 47,2%, до 1,71 млрд рублей. 

«Таттелеком» не улетел от убытков

На прибыль ТМТ рассчитывает выйти не позднее 2022 года. Это предусмотрено в стратегии развития компании до 2025 года, сообщили KazanFirst в пресс-службе.

— Ожидается рост абонентской базы и увеличение средней доходности на абонента. Отдельным фактором роста станет предложение мобильной связи «Летай» в пакетах с ТВ и домашним интернетом, — добавил представитель компании.

Сегодня у ТМТ 724 тысячи мобильных абонентов. За последние три года их число увеличилось более чем на 500 тысяч.

Убыточность на первых этапах — распространенная ситуация, когда компания планирует реализовать технологически сложные проекты, за счет которых хочет получить инвестиции, отмечают в компании. В 2018-2019 годы ТМТ активно расширяла сеть базовых станций, теперь она насчитывает более 1,5 тысячи точек. 94% базовых станций подключено к сети по волоконно-оптическим линиям связи. Компания развернула мобильную сеть по всему Татарстану, причем даже там, куда федеральные игроки заходить не стремятся, подчеркивают в пресс-службе.

В 2020 году ТМТ планирует установить 200 новых базовых станций.

— У нас, пожалуй, самое широкое покрытие на территории республики. В некоторых населенных пунктах мы единственный оператор мобильной связи. Еще не в каждом селе есть LTE, но работа продолжается, — обещает «Таттелеком».

«Таттелеком» не улетел от убытков

Доход на одного абонента компания не раскрывает, но отмечает, что ARPU (средний доход на одного пользователя. — Ред.) немного ниже показателей компаний «большой четверки». Конкуренция непроста, но ситуация «вполне рабочая».

Инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин отмечает, что российский телеком-рынок в 2019 году вырос на 2,1%, до 1,73 трлн рублей. Рынок мобильной связи стагнировал, тем не менее, сформировав подавляющую часть выручки в его структуре — около 57%. 

— Ключевыми драйверами роста рынка, вытесняющими, в том числе, мобильную связь, остаются широкополый доступ в интернет (ШПД) и платное ТВ. В Татарстане рынок несколько более конкурентен из-за развития  регионального оператора связи, однако тренды сопоставимы с общефедеральными. Ситуацию может переломить 5G — в этом случае мобильная связь вновь начнет отвоевывать себе долю рынка у других услуг, — считает Нигматуллин. 

Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ», отмечает, что в большинстве регионов традиционные сегменты телеком-рынка уже завершили свой рост. 

— Мобильной связью охвачено практически всё население, однако ARPU остаётся постоянным и не растёт. А недавно завершил рост и рынок ШПД, на котором в последние годы прошла консолидация (крупные игроки приобрели остальных). Выручка от услуг платного телевидения продолжает рост, но он слабый. Поэтому телекоммуникационные компании сегодня ищут новые драйверы роста и выходят на рынки облачных услуг, системной интеграции, искусственного интеллекта, владеют салонами цифровой техники, — говорит эксперт.

«Таттелеком» не улетел от убытков

Делицын сообщает, что, с точки зрения игроков фондового рынка, найти новые источники роста трудно, поэтому рынок в будущее телекомов не верит и оценивает их акции, в основном исходя из объёма выплачиваемых дивидендов. 

— Поэтому вполне вероятно, что телекоммуникационные компании в будущем станут элементами инфраструктуры новых экосистем, которые создают сегодня крупнейшие банки и IТ-холдинги. Увеличивать выручку такие системы будут за счёт управления нашим потребительским поведением, кредитами, сбережениями, образовательной и профессиональной карьерой, отдыхом. Телекомы в этой системе будут обеспечивать не только передачу данных и связь, но и сбор и обработку данных о самих пользователях, — подытожил аналитик.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *