«Самое главное — вбить в головы людям, что наступило новое время»

Крупные бизнесмены и федеральные эксперты рассказали
Крупные бизнесмены и федеральные эксперты рассказали, как работать в период
«коронакризиса».

«Ведение бизнеса в условиях изоляции и пандемии». Такой курс до недавнего времени вряд ли можно было найти хоть в одном университете мира. Однако сейчас знания и опыт предпринимателей, переживших уже не один кризис, становятся как никогда ценными. Методы работы в условиях «коронакризиса» обсудили в ходе большой, продлившейся почти 4 часа, онлайн-конференции «Фабрики предпринимательства».

К настоящему времени в правительстве России и Госдуме принято достаточно много мер поддержки бизнеса, рассказала директор департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России Милена Арсланова. В том числе отсрочки, касающиеся уплаты налогов и страховых взносов, подачи налоговых деклараций, а также запрет на проведение взысканий и санкций со стороны ФНС и контрольно-надзорных органов. Все они сейчас уже реализуются, а власти приступают к разработке и принятию второго пакета мер.

Среди самых востребованных вопросов от предпринимателей, помимо налогов, остается финансовая поддержка. Сейчас она будет осуществляться в нескольких направлениях.

«Самое главное - вбить в головы людям, что наступило новое время»

— Были внесены изменения в программу льготного кредитования «Восемь с половиной». Мы сняли максимальное количество ограничений. Если раньше допускалась налоговая задолженность до 50 тысяч рублей для предпринимателей, то сейчас и это ограничение убрали. Доступ к этой программе расширен. К программе также допустили микроторговые предприятия, которые реализуют безакцизную продукцию, что тоже очень важно и востребовано. Также программу по стимулированию кредитования реализует Центральный банк Росси совместно с Корпорацией МСП. Там тоже ставки снижены до 8,5%, — отмечает Арсланова. — Практически все барьеры отраслевые были сняты. Поэтому вы можете обращаться в уполномоченные банки и, в случае необходимости, получить льготный кредит.

Другим важным видом поддержки стали кредитные каникулы. Было принято решение о том, что будет субсидироваться часть ставки в течение полугода для предпринимателей из перечня наиболее пострадавших отраслей.

— Предпринимателю фактически прощается 2/3 ставки (только процентные платежи). Треть ставки он либо платит в течение полугода, либо может принять решение о включении его в тело кредита, перенесен на более поздний срок и реструктуризирован, — сказала представитель Минэкономразвития. 

Еще одной популярной программой остается получение беспроцентного кредита на выплату заработной платы для наиболее пострадавших отраслей.

«Самое главное - вбить в головы людям, что наступило новое время»

— Мы уже заключили первое соглашение со «Сбербанком». Сейчас на подходе еще примерно шесть соглашений с банками. Но многие кредитные организации уже начали предоставление этих беспроцентных кредитов, — добавил чиновница. 

Размер кредита при этом зависит от количества сотрудников, по которым предоставляется отчетность в налоговую инспекцию по страховым взносам в размере МРОТ с поправкой на коэффициенты и надбавки с учетом страховых взносов.

Такой беспроцентный кредит предоставляется сроком до года. Ставка в 0% действует в течение полугода, второе полугодие такой кредит предпринимателю будет стоить 4%.

Было принято распоряжение об отсрочке по аренде государственного и муниципального имущества.

— Обращайтесь, если вы арендуете у муниципалитетов или федеральное имущество. Вам должны предоставить отсрочку по арендным платежам. По коммерческой недвижимости принято решение рекомендовать и дать возможность регионам снизить налог на недвижимость, чтобы стимулировать арендодателей вводить отсрочку по арендным платежам. Таким образам, даем возможность обеим сторонам минимизировать свои потери, — говорит Арсланова. 

Участники конференции, в свою очередь, задали вопрос о том, будет ли расширяться перечень пострадавших отраслей.

— Если в процессе мониторинга экономической ситуации будет очевидно, что этот перечень необходимо пополнить, я уверена в том, что такая возможность будет рассмотрена, — ответила директор департамента.

«Самое главное - вбить в головы людям, что наступило новое время»

По большому счету есть два сценария, по которым в дальнейшем будут развиваться события, продолжил конференцию советник руководителя ФАС России Михаил Федоренко. По какому пути пойдет страна будет ясно в течение 10 дней. Это либо усложнение эпидемиологической ситуации, либо наоборот — ее облегчение. Многие исходят из того, что пандемия будет развиваться в более благоприятном русле, но уже сейчас понятно, что нагрузка по всем направления работы органов власти, бизнеса резко возросла и для всех это очень большой вызов.

— Есть огромное число жалоб со стороны хозяйствующих субъектов в адрес ФАС. Но есть и большое количество признаков недобросовестного поведения бизнеса в этот период времени — признаки сговоров, манипулирования ценами. Все это жизнь не облегчает. Сегодняшний кризис поставил во главу угла то, что всех сейчас беспокоит — эффективность. Насколько эффективен ты на своем рабочем месте, насколько эффективна твоя бизнес-модель, насколько эффективны твои сотрудники, затраты, система государственного управления и поддержки. За последние десятилетие мы впервые видим такой большой объем поддержки со стороны органов власти в сторону бизнеса. Мы впервые видим такую плотную совместную работу для решения этих вызовов. Как бы печально не звучала тенденция с вирусом, эта тенденция позитивная для работы государства, — отмечает эксперт.

Эффективность — понятие напрямую связанное с затратами, продолжил Федоренко. Именно поэтому тема производительности труда и эффективности трудозатрат будет №1. Фактически, сейчас компаниям необходимо ответить для себя на вопрос — может ли организация минимальными ресурсами достигать больших результатов, чем ранее?

— По оценкам специалистов у нас в России есть большой запас в росте производительности труда. Примерно в 4 раза мы отстаем по показателям от развитых экономик. Если это в деньги пересчитать, то получится сумма порядка 4 трлн рублей в год. Это очень большие деньги. Это сопоставимо с теми программами поддержки, которые озвучиваются сейчас федеральным центром, — утверждает представитель ФАС. 

«Самое главное - вбить в головы людям, что наступило новое время»

В финале выступления Федоренко выразил уверенность в том, что те компании, что поставят в стратегию рост эффективность своей бизнес-модели, персонала, те будут выходить из «коронакризиса» в более или менее устойчивом положении с меньшими потерями.

Высокую социальную значимость сейчас приобретает отрасль электронной коммерции, отметила основатель, генеральные директор компании Wildberries Татьяна Бакальчук. Именно эта сфера в условиях изоляции доставляет до жителей России социально-значимые товары — от продуктов и подгузников до средств медицинской защиты. С другой стороны, в условиях карантина e-commerce становится одной из основ экономики, надежным каналом сбытам продукции российских производителей.

— За март количество подключенных производителей у нас выросло втрое, а за апрель цифра растет в пять раз. Люди начинают понимать, что для того, чтобы продолжать выплачивать зарплаты сотрудникам и поддерживать свой бизнес, им необходимо искать новые пути для реализации продукции, — делает вывод Бакальчук. 

Лидерами по развитию электронной коммерции в мире остаются Китай, Южная Корея и Англия. В России эта отрасль начала развиваться позже, но более эффективно.

«Самое главное - вбить в головы людям, что наступило новое время»

— Доля сейчас в развитых странах примерно 30%. У нас порядка 5-7%. Но, думаю, сейчас российский рынок стал привлекательным для других игроков, в том числе иностранных. В прошлом и позапрошлом годах произошло несколько крупных сделок в нашей отрасли. Думаю, будет ускорение. Плюс ситуация с коронавирусом несомненно повлияет на рост e-commerce, — отметила глава компании Wildberries.

Опытом работы компании, работающей 25 лет и прошедшей не один кризис, поделился основатель и генеральный директор компании «Акульчев» Сергей Акульчев. Принятые антикризисные меры позволяют предприятию, производящему венские вафли и кондитерскую продукцию, ставить даже в нынешних условиях исторические рекорды производства и продаж.

— Во-первых, надо поменять ментальность у персонала. Люди все-таки, когда слышат коронавирус, кипиш идет, работают по-старинке. В этот момент самое главное вбить в головы людям, что наступило новое время, надо забыть, как было раньше. Есть так, как сегодня, и это правильно. Это было — и было. Было до марта, а сейчас стало так. Работаем в этих условиях, — отметил предприниматель.

Важны мгновенные изменения — счет идет на часы, продолжает бизнесмен. Необходимо изменить все процессы в компании.

— Самое главное, что мы сделали, это пересмотрели бюджет. Все деньги мы отправили в пять категорий: сырье, логистика, зарплата, продажи и маркетинг. Все остальное мы убрали полностью, под ноль. Ну или по минимуму — аренда, кредиты, проценты, налоги. Мы пока не написали ни одного письма нашим арендодателям и, надеюсь, не напишем о предоставлении отсрочек. С той стороны такой же бизнес, им намного тяжелее, чем нам, — рассказывает предприниматель. 

«Самое главное - вбить в головы людям, что наступило новое время»

На отгрузку «Акульчев» поставили тех, кто платит в первую очередь.

— Сейчас важнее не разорвать кэш-флоу, нежели прибыль. Самое главное сейчас иметь кэш. Отправились находить новые каналы продаж. Основное — начали активно уходить в онлайн, — делится бизнесмен.

В маркетинге следует делать упор на рекламу.

— В мае будет спад, у населения денюжка кончится. Карантин, я надеюсь, тоже будет спадать. Потребление будет снижаться по двум причинам: люди пойдут на работу и денег не будет, — делает прогноз владелец компании. 

Ранее компания гордилась тем, что хранит на складах маленькие запасы сырья и продукции — не более чем на двое суток. Сейчас поставлена задача обеспечить сырьем на месяц, а продукции — на срок до двух недель.

Также важным является увеличение денежной подушки. Так как что произойдет в будущем, неизвестно. А в таких условиях для предприятия самое важное иметь деньги.

— Конечно же, номер один — это безопасность сотрудников. Все меры на пищевом предприятии применялись и применяются, но сейчас они усилены в 2-3 раза. Важно также организовать бесперебойную работу вахты и выплату заработной платы. Для меня это принципиально, — сказал Акульчев. 

Стоит, при возможности, обратить внимание на увеличение штата продавцов. Во-первых, на рынке могут оказаться свободные специалисты. Во-вторых, важно усиливать продажи, потому что конкуренты будут «спотыкаться» и освобождать рынки, а сейчас нужно продавать активнее ввиду грядущего падения спроса. На этом фоне значимым является коммуникация внутри коллектива — все должны понимать, что происходит в компании каждый день. Стоит обратить внимание и на государственные программы — те же отсрочки по налогам могут оказаться полезными.

«Самое главное - вбить в головы людям, что наступило новое время»

— Мы внутри компании сделали собственный прогноз. Нам так проще проходить этот период, хотя понятно, что ни один человек не знает, что будет происходить. Поставить какие-то понятные сроки проще. Время карантина, которые мы определи до открытия торговых центров, продлится 12 недель. Сейчас заканчивается 2 неделя, — добавляет предприниматель. 

При этом он отмечает, что крайне важно сохранять позитивный настрой. Сейчас много негатива в информационном поле.

— То, о чем вы думаете, то и будет приходить. Поэтому всегда позитивно думайте, позитивно говорите. Вы не знаете, что будет. Но если вы говорите о позитиве, скорее всего, он и случится. Позитивно настраивайте себя с утра до вечера, позитивно настраивайте своих сотрудников. Мы все лидеры, на нас смотрят люди. Если у вас в голове порядок и есть план действия, у людей появляется спокойствие, стабильность, уверенность. Это очень важно. Управляйте своими эмоциями, быстро принимайте изменения и делайте верные решения.

По собственному прогнозу Акульчева, после «коронакризиса» также ожидается появление огромного количества мелких предпринимателей, которые потеряют работу и начнут предлагать какие-то новые услуги и товары.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *