«Закрепление понятия многоженства в Конституции сформирует юридическую ответственность внутри таких семей»

Редакция KazanFirst вместе с экспертами попыталась понять
Редакция KazanFirst вместе с экспертами попыталась понять, готово ли общество к
кардинальному пересмотру института брака и есть ли социальный запрос на
легализацию многоженства.

В России в очередной раз подняли тему многоженства — соответствующая петиция появилась на платформе Change.org. Авторы призывают законодательно закрепить понятие многоженства в Конституции, по поправкам в этот документ в скором будущем пройдет голосование. 

«В настоящее время многоженство официально разрешено в 50 странах мира. Частично во Франции, Австралии и Великобритании. Отрицать наличие проблемы многоженства в России, особенно в северокавказских республиках, бессмысленно. Полигамные браки являются частью культуры и ментальности южных народов и фактически не прекращают практиковаться по настоящее время», — говорится в тексте петиции.

В действительности вопрос о многоженстве периодически всплывает в информационной повестке России. Наиболее активно эта тема обсуждается в рамках мусульманского сообщества, хотя речи о едином мнении не идет. Так, в сентябре минувшего года муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов предложил легализовать многоженство во всей России и обратил внимание, что такое явление есть в Татарстане, Дагестане и Чечне. По его мнению, это стало бы гарантом прав женщин, являющихся вторыми женами, поскольку сейчас они никак не защищены. 

«Закрепление понятия многоженства в Конституции сформирует юридическую ответственность внутри таких семей»

С ним согласился и муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, который заявил, что в многоженстве нет ничего плохого, если мужчина в состоянии содержать несколько семей. 

Глава Духовного управления мусульман РФ шейх Равиль Гайнутдин в свою очередь соглашается, что целесообразно легализовать многоженство в мусульманских регионах страны. Это, по его словам, гораздо лучше, чем «иметь 40 любовниц и не нести никакой ответственности» перед ними и внебрачными детьми.

В то же время лидер Татарстана Рустам Минниханов придерживается иной точки зрения, коротко и ясно ответив на соответствующий вопрос: «Я не поддерживаю». 

Руководитель пресс-службы президента республики Лилия Галимова закономерно высказывается более осторожно. Этот вопрос претендует на серьезную и глубокую дискуссию, отмечает она. В то же время она заявила, что в Татарстане не планируют принимать соответствующего закона. 

Опрос, проведенный в крупных сообществах Татарстана во «ВКонтакте» показывает, что большинство жителей республики выступают против закрепления понятия многоженства. Вопрос звучал следующим образом: «Нужно ли законодательно разрешить многоженство в России?». Абсолютное большинство не поддерживает такую инициативу. Против высказались в Казани 75,91% проголосовавших, в Набережных Челнах — 72,65%, в Чистополе — 78,46%, в Нурлате — 68,75%, в Бавлах — 76,14%, в Лениногорске — 75%, в Бугульме — 80,7%, в Азнакаево — 72,24%, в Альметьевске — 72,3%, в Елабуге — 73,58%, в Зеленодольске — 79,15%, в Нижнекамске — 70,36%. 

Поддерживают эту идею в городах в среднем около 12-17%, кроме Челнов, Нижнекамска и Альметьевска, где сторонников этой инициативы оказалось около 20%. 

«Закрепление понятия многоженства в Конституции сформирует юридическую ответственность внутри таких семей»

Ответственный секретарь Совета по правам человека при президенте РФ Ирина Киркора полагает, что легализация многоженства в России «откроет ящик Пандоры», поскольку опасно делать какие-либо исключения из действующего по всей стране единого Семейного кодекса. Еще один вопрос, который наверняка возникнет, — это право женщин регистрировать отношения с несколькими мужчинами, добавила Киркора.

Эксперты, которые комментировали эту тему для KazanFirst, сочли, что нет каких-либо серьезных шансов на законодательное рассмотрение этой инициативы. В то же время, по их мнению, сам вопрос достаточно сложен. Так, медиатехнолог Ярослав Муравьев считает, что тема многоженства имеет два вектора. 

— Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна с совершенно разными традициями и укладами. Где-то многоженство считается нормой, и представители отдельных конфессий выступают за то, чтобы его узаконить. В информационном поле все чаще появляются истории с реальным многоженством, когда на Кавказе, в других регионах с преобладанием мусульманской части общества, люди фактически живут в этом состоянии. То есть это существует — у мужчины есть несколько жен, об этом знает общество, и это воспринимается нормально, — говорит Муравьев. — В то же время, когда это доходит до другой части общества, для которой эти традиции являются неприемлемыми, это вызывает информационный резонанс. То есть, с одной стороны большая часть населения в своих культурных традициях это принимает, с другой — это вызывает неприятие в рамках тех законодательных норм, которые сейчас есть в России.

По мнению Ярослава Муравьева, нужно закрепить такую норму в законодательстве, но ни в коем случае не как руководство к действию. 

— Прежде всего любая семья — это гармоничные взаимоотношения между всеми супругами, неважно, сколько их. И, конечно же, если такая норма будет введена, обязательно согласие и добровольное принятие этого всеми участниками семьи, — подчеркнул собеседник.

«Закрепление понятия многоженства в Конституции сформирует юридическую ответственность внутри таких семей»

Он также отметил, что многоженство существует не только на Кавказе, Муравьев сталкивался с такими случаями даже в Татарстане. 

— При этом семья — это не столько эмоциональное, сколько юридическое состояние. Это обязательства между партнерами. И если что-то происходит в семье, то на законодательном уровне один партнер несет ответственность перед вторым. В данном случае при не оформленном браке с другим супругом/супругой, как раз-таки создается большой риск. Неся все обязательства как семьи, супруги не получают семейной гарантии в случае, если с одним из них что-то произойдет. Поэтому закрепление такой нормы как раз-таки формирует ответственность между всеми внутри нестандартной семьи, — отметил Муравьев.

По его словам, общество России крайне многогранно — страна впитала в себя традиции разных народов и культур, поэтому попытка «причесать всех под одну гребенку» и создать единые традиции может привести к серьезным внутренним проблемам. Часть общества, которая формировалась в традиции принятия многоженства, приемлет это понятие и страдает без соответствующей законодательной нормы. 

— Мы должны понимать, что Россия сильна своим разнообразием, мозаикой культур и народов. И если мы хотим попробовать сформировать совершенно универсальную народность, то это приведет к огромным рискам, и возможно, даже трагедиям. Осознание нашего разнообразия и есть та самая задача. Потому что то, что нормально, допустим, в Калининградской области, может быть совершенно неприемлемо за Сибирью. Но мы должны учитывать интересы и особенности каждой из культур, — подчеркивает собеседник. 

«Закрепление понятия многоженства в Конституции сформирует юридическую ответственность внутри таких семей»

Доктор политических наук профессор КФУ Сергей Сергеев не считает, вопрос многоженства в России актуальным, хотя в отдельных регионах тема может входить в топ востребованных. Он напомнил, что подобная инициатива возникает не впервые, и ранее даже на официальном уровне Ингушетия предлагала внести подобный закон. Это предложение было отвергнуто, поскольку разрушало единое правовое пространство. 

— Не нужно обладать большими способностями к логике, чтобы понять, что многоженство даже при разрешении подобных браков по сути разрушает традиционную семью, и вообще семью. Вообще в нынешних условиях семья видится одной из основ, одной из скреп российского общества, потому что, соединяя многоженство с принципом юридического равенства людей мы должны будем допустить и многомужество. К чему мы придем — к тому, что семья как таковая будет разрушена, — полагает профессор Сергеев. 

Эксперт не отрицает того факта, что многоженство в нашей стране практикуется, но это прерогатива богатых и статусных людей в регионах, где существует значительная или преобладающая доля населения, исповедующего ислам. 

— Это не совсем в правовом поле, хотя какая-то статистика преступлений, связанных с многоженством, отсутствует. Может, есть что-то, связанное с подделкой документов. Ведь чтобы зарегистрировать второй брак, нужно либо «потерять» паспорт или «договориться» с паспортисткой, чтобы поставили штамп. То есть сейчас узаконенное печатью в паспорте многоженство — это подделка документов, и за это могут преследовать, — отметил Сергеев, добавив, что подобной статистики, скорее всего, нет, и попадаются на этом только особо невезучие индивиды. 

По его мнению, законодательное закрепление многоженства будет в перспективе равно отмене института семьи. 

— Если мужчина и женщина равны, а это одна из основ Конституции, тогда мы должны, судя по логике, разрешить и многомужество. И тогда семьи как таковой, в общем-то, не будет. Могут быть партнерства, браки. Может быть, мы к этому идем, но наше общество, во всяком случае, сейчас к этому не готово, — полагает Сергеев.

«Закрепление понятия многоженства в Конституции сформирует юридическую ответственность внутри таких семей»

Декан факультета социологии-политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов в свою очередь отметил, что тема многоженства является «относительно актуальной» для российского мусульманского сообщества после 1991 года, когда произошел всплеск интереса к исламским ценностям. 

— Даже в советское время на Кавказе и в республиках Средней Азии в некоторых случаях это де-факто присутствовало. Официально, конечно, все были атеистами-партийцами, но по факту случаи были, хотя и не носили массовый характер. После распада Советского Союза и ликвидации прежней советской системы в ряде республик произошла такая десекуляризация и подъем религиозных ценностей. Соответственно, исламские общины периодически ставили вопрос о легализации многоженства. Хотя, надо сказать, что эту тему жестко не педалировали, особенно это касается официальных исламских организаций. Они предпочитают эту тему обозначать, но жестко не лоббировать. И иногда бывает, что некоторые политики, даже российские, пытаются эту тему эксплуатировать. Пару раз такие вбросы были со стороны Владимира Жириновского. Но это была скорее не какая-то политическая инициатива, а некая попытка привлечения к себе внимания и самопиара, — рассказал Шатилов.

Он не считает необходимым легализацию многоженства, поскольку это понятие так или иначе связано с религиозными канонами, а Россия — это светское государство. Такой шаг мог бы привести к острым дискуссиям, разделению общества на сторонников и противников такой идеи, и, возможно, даже столкновениям. 

— И еще неизвестно, как женщины это воспримут. К тому же, многоженство будет противоречить феминистическим настроениям. Как бы ни был поставлен вопрос насчет многомужества, пострадавшими могут быть все — и мужчины, и женщины. На мой взгляд, нет такого особого социального запроса на данную тему. Все-таки был период всплеска интереса к религиозным аспектам среди мусульман России, но он приходился на 90-е, начало 2000-х. Сейчас все-таки как-то балансируются религиозные и светские ценности в их культуре, — отметил Шатилов. 

По его мнению, общество сейчас не готово воспринять эту концепцию, причем даже в мусульманских республиках и общинах. 

— Мне кажется, сейчас законодательно несвоевременно ставить такой вопрос. Пока эта идея выглядит слишком эпатажной для России, хотя не знаю, что будет через 10-15 лет, многое будет зависеть от вектора развития страны, — считает эксперт.

«Закрепление понятия многоженства в Конституции сформирует юридическую ответственность внутри таких семей»

Независимый политолог Дмитрий Орешкин и вовсе считает, что тема многоженства в России совершенно не актуальна. 

— Женщины делаются самостоятельными и европеизированными и скорее идет феминизация, чем маскулинизация. Так что какое тут многоженство? С моей стороны, это просто очередной знак того, насколько далеко по ценностным ориентирам европеизирующиеся, условно говоря, Москва, Екатеринбург, Петербург, Нижний Новгород и прочие традиционные российские центры по сравнению с Кавказом, — высказался Орешкин.

Он считает, что на Кавказе решают свои задачи и пытаются разрешить многоженство для себя. Там прекрасно знают, что в «большой» России эта идея не будет воспринята, а Кремль не будет вмешиваться в местные правила. Так что де-факто это явление может иметь место, но официально оно принято не будет. 

— Для кавказцев, наверно, такая необходимость есть, а для России — я думаю, что у Владимира Путина достаточно проблем, чтобы создавать себе новые. Большая часть его избирателей сейчас — женщины, причем российские, а не кавказские. Соответственно, если он что-то такое сделает, то, мягко говоря, эта часть избирателей может задуматься, — считает собеседник.

По его мнению, многоженство — это социокультурная особенность определенных регионов и это провинциальная инициатива, которая интересна как игра природы. Орешкин отметил, что даже для Кавказа эта тема не самая нужная.

— Там женщины так же понемножку понимают, что они тоже люди. И, соответственно, далеко не каждая согласится быть второй или третьей женой. Я думаю, что из 147 миллионов российского населения, из которых больше половины женщины, может быть 1 миллион женщин на Кавказе со скрипом это готовы принять. Мне кажется, что это просто сотрясение воздуха. К тому же, у нас в Конституции прописано равенство вне зависимости от пола или еще чего-то. Но вот многомужество народ принять точно не готов. Все это тема из XVIII века, — заявил Орешкин.

Политолог Виктор Сидоров также не считает тему многоженства актуальной для современного общества, особенно при наличии других, гораздо более важных вещей: коронавируса, кризиса, дистанционного голосования. По его мнению, само это явление противоречит всем мыслимым и немыслимым морально-этическим нормам, и общество к этому абсолютно не готово. Политолог не видит никаких шансов на закрепление этого понятия в законах. 

— Думаю, что этот вопрос никогда официально не будет рассматриваться органами власти Российской Федерации, — подытожил Сидоров.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *