«В России нет механизмов, защищающих женщин от побоев мужей»

Одиночный пикет казанской блогерши против «тирана Марата Башарова» вновь заставил экспертное сообщество поднять вопрос о необходимости создания кризисных центров для жертв домашнего насилия. Поправки в Конституцию о защите семейных ценностей проблему не решат.
Одиночный пикет казанской блогерши против «тирана Марата Башарова» вновь
заставил экспертное сообщество поднять вопрос о необходимости создания кризисных
центров для жертв домашнего насилия. Поправки в Конституцию о защите семейных
ценностей проблему не решат.

Эльза Зигантдинова — известная в Казани блогер под ником «Ураган Мама». Она вышла с одиночным пикетом к зданию регионального министерства культуры и потребовала лишить звания Заслуженного артиста Татарстана Марата Башарова. Известный актёр оказался в центре скандала после того, как в эфире федерального канала его бывшие жены рассказали об издевательствах со стороны Марата.

Общество стало обвинять Эльзу в попытке пропиариться на имени артиста.

— Это был не хайп. В качестве антигероя Марат Башаров был выбран потому, что это узнаваемое лицо, которое может вызвать резонанс. Обычный, никому не известный человек не смог бы привлечь к себе столько внимания, — объясняет Эльза в беседе с KazanFirst.

Да и проблема-то вовсе не в этом. К такому поступку женщину подтолкнула проблема домашнего насилия, которая в последние годы становится все более актуальной. И дело не только в безнаказанности агрессоров. По словам Эльзы, ей самой пришлось столкнуться с насилием лично: в ее близком окружении есть женщины, которые страдают от этого страшного явления.

— Поэтому для меня эта тема очень актуальна, меня бомбит. Насилие в любом его проявлении продолжается. Одни боятся говорить и молчат, другие – остаются безнаказанными, — отмечает собеседница. — Мне даже пришлось столкнуться с тем, что мое дело дважды закрывали со словами «недостаточно оснований» только потому, что кому-то было выгодно не оглашать эту проблему.

И лишь в третий раз Эльзе удалось добиться наказания насильника и его отправили за решетку. Однако зачастую этого недостаточно. По словам собеседницы, жертвам таких людей необходима еще и психологическая поддержка.

«В России нет механизмов, защищающих женщин от побоев мужей»

— Посадил, и все… Дальше ты остаешься со своей проблемой один на один. А ведь не все в силах справиться с ней самостоятельно. Кто-то ударяется в алкоголизм, кто-то теряет все, а кто-то заканчивает жизнь самоубийством, — говорит она.

Решить проблему в Татарстане могли бы специальные организации, которые помогали бы жертвам насилия вернуться к жизни без страха. Но таких, по наблюдениям Эльзы, нет, хотя в России примеры подобных фондов существуют.

О том, что женщинам и детям, страдающим от насилия, не хватает психологической поддержки от государства, говорит и директор АНО «Сообщество мам РТ» Нина Шимина.

— Я считаю важным, что тема домашнего насилия все чаще звучит в обществе. Эту проблему важно не замалчивать. Многие на вопрос о том, сталкивались ли они с насилием, отвечают «нет», потому что в их понимании насилие — это когда тебя лупят ежедневно. На самом деле психологическое насилие распространено повсеместно, но многие считают его обыденным, — говорит она.

По мнению Шиминой, сегодня в России нет механизмов, защищающих женщин от побоев мужей. Вдобавок к этому часто, когда они обращаются фиксировать побои или звонят в полицию, им отвечают «нет трупа — нет дела, грозится — не значит, что убьет», и это ужасно.

«В России нет механизмов, защищающих женщин от побоев мужей»

— Я не знаю, как живут такие женщины. Я была бы рада, если бы в Казани появился кризисный центр для женщин, пытающихся спастись от домашнего насилия. У него есть и подводные камни: зачастую туда будут приходить не реальные пострадавшие, а те, кто просто захочет пожить бесплатно в комфортных условиях. И этот механизм необходимо продумать, на основании чего они должны туда попадать. Но дом такой появиться должен,- говорит собеседница.

Шимина отмечает, что уже озвучила идею создания многофункционального центра президенту Татарстана на личной встрече с финалистами конкурса «Лидеры России». Проект предусматривает бесплатную помощь женщинам, страдающим послеродовой депрессией. Сейчас он на стадии рассмотрения.

— Думаю, что сюда же можно будет пока обращаться женщинам-жертвам домашнего насилия. Но я за то, чтобы подобный центр появился в Татарстане, — подчеркнула председатель Молодежного парламента Татарстана.   

Казанский психолог Владимир Рубашный признается, что статистикой случаев домашнего насилия в Татарстане он не владеет, но точно уверен, что проблема домашнего насилия в республике и в стране в целом действительно актуальна. На то есть несколько причин.

Во-первых, этому способствует патриархальный уклад жизни, к которому так стремятся в нашей стране. Во-вторых, высокая статистика алкоголизма в России.

— К этому прибавляется еще и низкая социальная ценность женщины, которая сложилась еще очень давно и не меняется до сих пор. А часть женщин и не понимает, что эти изменения необходимы, отдавая приоритет мужской половине как «добытчику», «главе» и прочему, — говорит Рубашный.

«В России нет механизмов, защищающих женщин от побоев мужей»

Психолог уверен, нынешняя ситуация совершенно неприемлема для современного общества цивильной страны. Он подчеркивает, что когда в США борются за права афроамериканцев, которых относительно недавно освободили от различных облигаций, мы до сих пор не можем освободить женщин.

— Это наша беда, стыд и позор. Естественно, у мужской части населения есть страхи, что женщины выйдут из-под контроля. А мужчина тем и отличается, что пытается постоянно контролировать женщину во всех ее проявлениях: начиная от того, работать ей или нет, и заканчивая тем, заниматься ей сексом или нет. Но это должна решать сама женщина, а не кто-то другой, — говорит психолог.

Владимир Рубашный имеет опыт работы в системе ФСИН. Он делится своими наблюдениями о том, что значительная часть женщин попала за решетку из-за убийства своих мужчин.

— Они сделали это, потому что не видели никакой альтернативы изменить ситуацию, в целях самозащиты. А, возможно, их терпение настолько иссякло. Другая часть получила срок за распространение наркотиков снова под давлением той же сильной половины человечества или из-за невыносимых условий жизни, из-за недостатка денег, — рассказывает он.

— Другое дело – позиция государства, которое не хочет влезать в эту ячейку общества. Вы уже знаете такие расхожие формы: что-то вроде женщина сама во всем виновата, сама довела, — высказывает мнение эксперт. 

Помимо законного регулирования этого вопроса Рубашный, как и обе предыдущие наши собеседницы, отмечает, что в стране должны быть центры, в которых жертвы насилия могли бы получить квалифицированную психологическую помощь.

— Женщинам нужно объяснять, почему они попали в такую ситуацию, более того, давать им возможность изменять эту ситуацию. Если она заложница семейных отношений и все зависит от мужа, то, естественно, ни о каких равных правах тут речи быть не может. Они так и останутся на бумаге, — заключил Рубашный.

«В России нет механизмов, защищающих женщин от побоев мужей»

Тем временем официальные власти республики заявили, что по закону нет оснований лишать Марата Башарова звания Заслуженного артиста Татарстана. 

— Законодательством республики предусмотрены всего лишь два основания, по которым человека можно лишить подобного звания. Согласно закону это возможно сделать в случае, если сведения в поданных им документах не соответствуют действительности. И второй случай, когда есть решение суда именно о лишении звания. В данном случае ни тот ни другой вариант не видим, — разъяснила руководитель пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *