масштаб проблем, созданных ограничительными мерами.
ЦИК Татарстана дал старт избирательной кампании по выборам президента республики. На заседании комиссии утвердили план по подготовке и проведению осеннего единого дня голосования, где расписано, как будут выдвигаться и регистрироваться кандидаты на выборы, как будут формироваться избирательные комиссии, списки избирателей, а также как будут работать наблюдатели. Обсудили и предстоящее голосование по поправкам в Конституцию РФ.
«Это серьезный вызов для работы всей избирательной системы»
Как сообщил председатель республиканского Центризбиркома Андрей Кондратьев, в Татарстане итоги голосования по поправкам подведут 3 июля, а в целом по России — 5 июля. Само голосование, напомним, пройдет в течение недели — дни доголосования с 25 по 30 июня, основной день — 1 июля. Кстати, в течение всего этого времени можно будет голосовать через систему «Мобильный избиратель», предварительно подав заявку на сайте Госуслуг.
В целом в ходе заседания члены комиссии без обсуждений приняли более двух десятков похожих решений, что, кажется, в какой-то момент всех утомило. Кондратьев даже счел своим долгом укрепить веру коллег в то, что все скоро закончится.
— Коллеги, это все вроде бы монотонные, но важные вопросы, которые нужно принять в связи с назначением выборов, — мягким тоном отметил Кондратьев, видимо, заметив стеклянные глаза некоторых членов комиссии.
На заседании также обговорили некоторые нюансы грядущей кампании, в частности, работу в условиях вируса COVID-19, который, несмотря на ослабление ограничительных мер, никто не отменял.
— Это серьезный вызов для работы всей избирательной системы. Все члены наших участковых избиркомов, территориальных избирательных комиссий серьезно готовятся к избирательной кампании. Принимаются беспрецедентные меры безопасности для обеспечения здоровья всех участников избирательного процесса, — подчеркнул Андрей Кондратьев.
По его словам, органы исполнительной власти республики делают все необходимое, чтобы обеспечить на местах доступ к индивидуальным средствам защиты. Кондратьев призвал остерегаться любых контактов, даже когда члены избиркома и наблюдатели придут к избирателю для голосования на дому. Бюллетень, выписку, ручку, перчатки и маску для избирателя они повесят на дверь квартиры и не будут заходить внутрь. Избиратель должен все это взять, зайти домой и проголосовать.
Кондратьев добавил, что для успешного проведения голосования необходимо наличие сейф-пакетов, которые пломбируются и обеспечивают полную безопасность. Для этого ЦИК РТ закупит 24 тысячи таких сейф-пакетов.
Видеонадзор
Одной из наиболее животрепещущих тем в ходе брифинга оказался вопрос о том, будет ли видеонаблюдение в ходе голосования по поправкам. Напомним, ранее глава ЦИК России Элла Памфилова заявила, что оно будет организовано в ряде регионов, в частности, в Татарстане. Накануне появилось сообщение о том, что республика от этой меры контроля прозрачности процесса голосования отказалась.
Кондратьев категорично опроверг это сообщение.
— Абсолютно достоверно заявляю, что на общероссийском голосовании [по поправкам в Конституцию] мы будем обеспечивать видеонаблюдение на всех территориальных избирательных комиссиях, — подчеркнул Кондратьев.
По его словам, сейчас прорабатывается вопрос организации видеонаблюдения в ходе единого дня выборов 13 сентября, когда будет, в частности, выбираться президент РТ.
— Я думаю, что этот вопрос положительно решится и мы будем развивать эту систему, — добавил глава ЦИК РТ.
Следует отметить, что трансляция несколько раз прерывалась, потому что у ЦИК РТ не оказалось платного аккаунта в Zoom, который позволил бы сделать ее непрерывной. К слову, Кондратьев закончил трансляцию словами: «Всем желаю удачи, здоровья и хорошего настроения», подсознательно заставив ждать фразы «вы держитесь здесь».
Обоснованные опасения
Декан факультета социологии-политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов по отношению к грядущему голосованию настроен достаточно оптимистично.
— В отличие от каких-то выборов, которые зачастую привязаны к тем или иным избирательным округам, голосование по поправкам — это такой общероссийский опрос общественного мнения, только с фиксированным общественно значимым результатом, — говорит собеседник.
Его коллега — доктор политических наук профессор КФУ Сергей Сергеев не берется предсказывать, будут ли какие-либо общественные волнения и резонанс после оглашения результатов по поправкам.
— Могу сказать, что, во-первых, есть фактор кратковременный и долговременный. Кратковременный фактор состоит в том, что эпидемиологические ограничения еще будут сохраняться, несмотря на голосование. Да и Конституционный суд решил, что митинги могут быть только в строго определенных местах, за немногими исключениями. То есть сразу каких-то протестных действий может и не быть. Нельзя это сказать задолго до голосования. К тому же, наверное, имеет место некоторая эйфория по поводу снятия ограничений, может быть, преждевременного. Как в свое время пел Высоцкий: «Мы как бежали из тюрьмы, веди куда угодно. Пьянели и трезвели мы всегда поочередно», — припоминает профессор. — Но дело в том, что после такой эйфории может наступить похмелье. Особенно когда люди видят состояние экономики, состояние своего бизнеса, который за это время мог развалиться. То есть если протесты будут, то они могут быть достаточно быстро. А могут быть отложенными, допустим, на осень. Поэтому обольщаться «всенародной поддержкой», если она будет, не стоит.
Профессор Сергеев также прокомментировал мысль, которую ранее высказал на страницах KazanFirst независимый политолог Дмитрий Орешкин, который заявил, что власти в состоянии «подправить» до 15% голосов.
— Если абсолютное большинство будет раздражено и проголосует против, как это было на закате СССР, крути-не крути, но ничего тут не сделаешь. Если реальная цифра будет 20%, то 50% из нее не сделать, для этого нужно быть совсем уж Белоруссией или Чечней, — заявил Орешкин.
Сергей Сергеев отметил, что в этом есть доля правды, но призвал учитывать также такой фактор, как степень мобилизации оппозиции.
— Если оппозиция хотя бы небольшая, но она мобилизована, то тут и сравнительно небольшой процент вбросов может привести к взрыву. А если оппозиции как таковой нет или ее вожди лишь имитируют оппозиционность и специально снижают градус политического напряжения, то здесь возможно что угодно: и 146%, и так далее. А для того, чтобы заварить кашу, нужно сравнительно небольшое количество активных людей, имеющих свой план действий, — считает эксперт.
По его словам, ситуация с оппозицией меняется от года к году.
— Допустим, год назад или чуть меньше по событиям в Москве была похожая ситуация. Но поскольку она была локальной, она таковой и осталась. Что касается нынешнего момента, по-моему, состояние оппозиции и ее вождей в самом низшем градусе, на низшем пике. Хотя трудно сказать, потому что общество сейчас только-только сбежало из карантина, как из тюрьмы, и как настроение переменится даже через две-три недели, прогнозировать сложно, — заключил профессор.
Comment section