«Креативная индустрия не умерла, а пережила новое рождение»

Пять историй о том
Пять историй о том, как различные арт-пространства и команды выживали во время
пандемии коронавируса.

Казанская резиденция «Штаб» провела онлайн-проект «Креативный четверг» — митап региональных сообществ страны в креативных индустриях. Эксперты из самых разных областей рассказывали о том, как изменилась их работа за время пандемии. 

«Наш логист за долгое время отдыхает от билетов и гостиниц и организует все в зуме»

Кинематография входит в официальный список  пострадавших отраслей. Закрыты кинотеатры, приостановлены все съемки. Несмотря на трудности, в Казани в девятый раз провели форум «Время кино», во время которого должен был быть питчинг, то есть презентация кинопроектов. 

— Каждый день менялись условия. До нас стали доходить слухи, что, возможно, закроют Москву, а у нас большинство спикеров из Москвы. Мы думали: ладно, хорошо, мы здесь соберем ребят, те, кто захочет приехать, приедут. В последний момент, когда люди готовились к своим презентациям, за ночь до проведения питчинга нам говорят, что вообще запрещено передвигаться по городу, — вспоминает Альбина Нафигова, руководитель дирекции «Время кино».

«Креативная индустрия не умерла, а пережила новое рождение»

Организаторы питчинга предложили москвичам провести все в онлайн-формате, взяв на себя ответственность за техническую составляющую показов. Участники хотели перенести мероприятие, но в Казани с этим не согласились, потому что было непонятно, на какое время это все затянется. 

— В итоге все питчинги проведены онлайн. Из плюсов — это абсолютно бюджетный вариант. Ты можешь пригласить кого угодно из какой угодно страны. Наш логист за все годы напряженной работы сейчас отдыхает. У нее сейчас расслабуха. Она отдыхает от билетов и гостиниц и организует все это в зуме. В этом смысле форум был насыщеннее, потому что мы бы не потянули такое количество мастер-классов и спикеров офлайн, — говорит Нафигова.

«Популяризация науки — это борьба со всеми безумцами о вреде прививок»

Что точно не останавливалось во время пандемии — это развитие науки. С учетом того, что весь мир стал углубленно изучать новую инфекцию коронавируса и придумывать вакцину от нее, наверное, можно предположить, что ученые проделали работу на годы вперед. 

Несмотря на неоценимую роль науки и исследователей, часто их старания остаются незамеченными. Потому есть те, кто популяризирует эту сферу жизни, в том числе в Казани. Но занимаются они не тем, что рассказывают все непонятные простым людям открытия, а вовлечением людей в самостоятельное изучение вопроса. 

«Креативная индустрия не умерла, а пережила новое рождение»

Как говорит старший преподаватель КФУ, врач-кардиолог, член Европейского общества кардиологов Роман Урсан, популяризация — это адаптация грубых данных под массы. 

— В Казани адский дефицит популяризации науки. А это борьба со всеми безумцами о вреде прививок. Всякая ересь должна сталкиваться со здравым смыслом. Ее цель — вызвать у человека желание нырнуть поглубже. Это может стать способом привлечения новых мозгов, — размышляет спикер.

Главный вопрос в том, как это лучше делать. Фильмы? Показательные выступления? Публицистика? Государственные проекты? В Казани уже опробовали один из уникальных способов популяризации науки — соединили ее с театром. Получились довольно необычные спектакли. 

«Все креативные сообщества адаптировались»

С наступлением самоизоляции закрылись и любимые многими креативщиками коворкинги. Но страдали не только те, кто постоянно работал на этих площадках. Много планов сорвалось и у самих заведений. Например, в резиденции креативных индустрий «Штаб» часто проводились выставки молодых (не по возрасту, а по медийности) художников, во время которых авторы транслировали искусство в массы. Но когда эта работа встала, было принято гениальное и в то же время простое решение — организовать серию онлайн-аукционов, в рамках которых молодые творцы могли продавать свои картины.

«Креативная индустрия не умерла, а пережила новое рождение»

Идею подхватили и другие площадки. В центре современной культуры «Смена» стали проводить ваучер смены, когда аудитория могла приобрести сертификат во время пандемии и потом реализовать его на проход на какую-либо выставку. 

— Это говорит о том, что в Казани все сообщества адаптировались и стали больше общаться между собой, даже те, которые похожи друг на друга, — отмечает арт-директор «Штаба» Камила Питимирова

«Георгиевская ленточка как  визуальная эстетика избита и не говорит о наследии»

Сказать, что жизнь для граффити на время пандемии встала полностью, будет неверным. Автор множества идей и самих граффити на фасадах казанских домов, среди которых рисунки в Старо-Татарской слободе и изображения футболистов на Баумана, арт-директор, продюсер и куратор проекта «Супернова» Дмитрий Кудинов рассказал о том, что уличным художникам пришлось немало потрудиться над главной темой 2020 года — 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. 

В этом году проходит фестиваль «Меморандум», задача которого — переосмысление Дня Победы. Это должен был быть масштабный проект сразу в нескольких городах, но из-за пандемии он сильно сократился. 

— Это уникальный формат. Собрались крутые ребята и решали задачу перезапуска осмысления глазами современного полпоколения 75-летия Победы. Они себя очень слабо ассоциируют и все-таки та визуальная эстетика, которая существует — это георгиевская ленточка, — избита и не говорит о наследии, — рассказывает Кудинов. 

«Креативная индустрия не умерла, а пережила новое рождение»

Проект «Меморандум» был нацелен на то, чтобы показать, какое вложение сделали ветераны, что мы получили благодаря им спустя годы. Одна из подобных работ находится в Нефтекамске и называется «Потерянное детство». Работа Марата Морика посвящена детям в тылу, которые выполняли ответственную и взрослую работу.   

Для граффити использовались архивные фотографии и документы из краеведческого музея. 

— Именно историки и краеведы задают нам стороны, над которыми мы должны работать. 

«Креативная индустрия не умерла, а пережила новое рождение»

Кроме этого в Нефтекамске есть еще несколько изображений, посвященных теме войны. Например, на одной из них изображены дети, играющие в «войнушку». Они «стреляют» из палок. 

— Люди остро на это реагируют. Тема войны очень острая, — отмечает художник.

«Процесс выгорания команды прошел где-то через два месяца»

Одними из первых, кто в Казани ушел на карантин, оказались ребята из театра «Угол». Работа встала 17 марта, и еще через несколько дней объявили всеобщую самоизоляцию. Тогда еще никто не мог подумать, что это затянется на долгие месяцы, рассказывает PR-директор Фонда поддержки современного искусства «Живой город» Зоя Рутер

Несмотря на еще неполную осознанность всей серьезности проблемы, в «Углу» на время карантина поставили для себя новые цели. Одна из них, конечно, поддержка диалога со зрителем. 

— Как только люди ушли на карантин, повалило огромное количество онлайн-предложений. Все театры стали показывать свои спектакли, расчехлили свои архивы, — говорит Рутер.

«Креативная индустрия не умерла, а пережила новое рождение»

А в «Углу» стали вести карантинный дневник. Каждый день на протяжении месяца театралы честно писали о том, что с ними происходит, и советовали то, что действительно стоит посмотреть из онлайн-спектаклей. 

— Так на нашем сайте появился огромный раздел — #Уголонлайн, он есть до сих пор. Процесс выгорания команды прошел где-то через два месяца. У всех онлайн-контент начал лезть из ушей. Мы и сами перестали ориентироваться во всей этой толпе онлайн-спектаклей, — призналась спикер. 

Появилась потребность в новом контенте. Была онлайн-лекция о кино и еще пару психологических. Далее начались интервью с интересными экспертами. Все это привело к мысли о том, что команда «Угла» создала проект «Театр горожан». Суть его в том, что непрофессиональные актеры играют в профессиональных театрах. Сама лаборатория уже закончилась, но ее наследие сохранилось на сайте в виде множества полезных лекций.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *