Доходы Татарстана ушли в минус

Коронакризис отбросил промышленное производство республики на три
Коронакризис отбросил промышленное производство республики на три, а по
отдельным показателям — четыре года назад. Сложности в формирование бюджета
добавляют VIP-должники, которые ездят на «Порше», а платить налоги не торопятся.
В общей сложности дыра в республиканской казне на сегодня составляет более 30
млрд рублей.

За семь месяцев объем ВРП Татарстана составил 98,5% к аналогичному периоду 2019 года, а индекс промышленного производства снизился на 1,8%. Ситуация в промышленности оказалась непростой: нефтедобыча снизилась на 10,8%, нефтехимия — на 4,9%, машиностроение — на 9,4%. Это повлекло за собой существенную потерю доходов бюджета.

— Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики за семь месяцев составил 134 млрд рублей со снижением к прошлому году на 20,3%, или 34,2 млрд рублей. Наибольшее, значительное снижение — по налогу на прибыль — почти в два раза, или на 47,1%. Это почти 30 млрд рублей, — заявил президент республики Рустам Минниханов, открывая совещание с представителями крупных промышленных предприятий.

Доходы Татарстана ушли в минус

Небольшой рост дали обрабатывающие производства — за семь месяцев на 5,2%. Если говорить в разрезе, то выросла нефтепереработка на 13,9% и пищевая промышленность на 18%. Тем не менее они не закрывают дыру в бюджете в 34,2 млрд. Минниханов сразу предупредил предприятия и министерства, что нужно использовать все меры для восстановления экономики, учитывая, что Татарстан ослабил ограничения и работа практически во всех отраслях восстановлена. 

Промышленность медленно падает

Более подробно о достаточно плачевной ситуации в республике рассказал министр промышленности и торговли Альберт Каримов. Он отметил, что за семь месяцев объем отгрузки промышленной продукции составил 1,469 трлн рублей, что на 10,5% ниже уровня прошлого года, то есть Татарстан скатился к показателям 2018 года. Более того, если измерять объем отгрузки в долларах, то он составил 21 млрд, а это уже уровень 2017 года.

— Конечно, пандемия оказала свое негативное влияние. Это сказалось и в основной промышленности, а также и на графике потребления газа. Видно, что оно идет со снижением к предыдущему году. А также со снижением потребления электроэнергии. Практически на 18-19% снизилось потребление этих ресурсов, — замечает Каримов. 

Несмотря на ажиотаж в продуктовых магазинах в марте-апреле, оборот розничной торговли тоже снизился. В целом он упал на 8% к уровню прошлого года. Скачок произошел лишь в интернет-торговле: она увеличилась более чем в три раза — с 4,9 млрд рублей в 2019 году до 15,1 млрд в 2020-м.

Доходы Татарстана ушли в минус

Поскольку пандемия закрыла границы, удар пришелся и на экспорт. Если в прошлом году за первое полугодие объем экспорта составил 6 млрд долларов, в этом упал до 4,5 млрд рублей. Основное снижение дала нефть, несырьевой экспорт также скатился с 1,5 млрд до 1,3 млрд долларов. 

— В целом, по сравнению с предыдущими полугодиями по объему производства, по индексу промышленного производства за последние четыре года это худшее наше полугодие, когда мы ушли в минус, — отметил Каримов.

Добыча нефти снизится

Безусловно, больше всего в промышленности пострадала «нефтянка»: падение спроса, добычи, обвал цен и ограничения в рамках ОПЕК+. По словам Каримова, к концу 2020 года добыча нефти в целом по республике может составить 31,7 млн тонн. Это на порядок ниже предыдущих лет: 2017 год — 35,7 тонны, 2018-й — 36,4, 2019-й — 36,6. 

Вместе с тем сократился объем отгрузки нефти. За семь месяцев он составил 245,8 млрд рублей. Министр заметил, что в общей сложности объем отгрузки скатился до уровня 2016 года. Тогда он составлял 237,6 млрд рублей.

Сейчас ситуация в «нефтянке» восстанавливается, но ограничения из-за сделки нефтяного альянса не позволяют «Татнефти» нарастить добычу. В июле объем составил лишь 80%.

Сложная ситуация остается и в химической промышленности. Уровень отгрузки нефтехимии упал до показателей 2018 года. 

— Это связано с падением цен на полимеры, минеральные удобрения, синтетический каучук. Причем это падение началось с начала 2019 года. В первом полугодии 2020 года оно лишь усилилось, — говорит министр.

Тем не менее наблюдается некое восстановление спроса летом. Индекс промышленного производства по нефтехимии в июне-июле достиг почти 106%. 

Доходы Татарстана ушли в минус

Также позитивная ситуация отмечается в переработке полимеров и шинной промышленности. Здесь по итогам семи месяцев объем отгрузки оказался выше предыдущих лет, на что повлиял повышенный спрос на средства индивидуальной защиты. Кроме того, значительно выросла фармацевтика: рост объема отгрузки составил 40%, а индекс промышленного производства 137%. Но ажиотажный спрос уже идет на снижение.

В машиностроении тоже сложилась непростая ситуация. Она наблюдается еще с 2018 года и из-за пандемии только усилилась. Однако в июне-июле шел рост и объем отгруженной продукции составил 119%, или порядка 280 млрд рублей. Основную прибавку дал «КАМАЗ», который смог заместить иностранных поставщиков.

В легкой промышленности ситуация позитивная. Здесь рост как в выручке, так и в объемах производства порядка 114%. 

По словам Каримова, в целом ситуация в промышленности восстанавливается после пандемии.

— Удалось не допустить существенного снижения. У нас предприятия практически сохранили свои коллективы. Но при этом нужно понимать, что это влияет на другой показатель — сальдированный финансовый результат, то есть прибыль всех прибыльных компаний минус убыток всех убыточных компаний. Результат, который мы получили за первое полугодие, — это 47 млрд рублей, — заметил он.

Доходы Татарстана ушли в минус

Для сравнения: сальдо в прошлом году составило порядка 200 млрд рублей, то есть оно упало в три раза. А этот показатель является важным источником доходов для бюджета и дальнейших инвестиций.

— Снижение финансового результата произошло по всем отраслям. Поэтому основная задача, которую президент неоднократно озвучивал, — это восстановление экономики, — добавил Каримов.

Предприятия должны бюджету больше 10 млрд рублей

Затем слово взял министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин. Он отметил, что налог на прибыль в структуре доходов консолидированного бюджета составляет 36%. Именно он стал основным фактором снижения поступлений: из 34,2 млрд на него приходится 87,4%, или 29,9 млрд рублей.

— Наиболее серьезное снижение налога на прибыль образовалось у нефтяных компаний в сумме 19 млрд рублей, или на 67%. Исходя из предоставленных компаниями фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности, мы сделали вывод, что основными причинами сокращения налога являются падение цен на нефть на внешних рынках и снижение объемов добычи и реализации нефти, а также изменение федерального законодательства, — добавил он.

НДФЛ в структуре доходов занимает 29,6%. За семь месяцев в бюджет поступило 41,9 млрд рублей, снизившись на 2,5 млрд рублей, или на 5,6% к уровню прошлого года.

— Далее следуют акцизы с фактически поступившей суммой 23,3 млрд рублей. Это единственный крупный налог, поступивший в целом с превышением на 3,6 млрд, или на 18%. Прирост обеспечен по акцизам на средние дистилляты и на пиво, — добавил министр.

Гайзатуллин не оставил без внимания рост задолженности по платежам в консолидированный бюджет и призвал руководителей погасить долги. В целом на 1 августа объем задолженности по сравнению с началом года вырос на 1,4 млрд, до 10,1 млрд рублей.

Доходы Татарстана ушли в минус

На «Порше» катим, налоги не платим

В свою очередь Рустам Минниханов коснулся задолженности физических лиц.

— Ситуация остается напряженной. Задолженность — 2,1 млрд. Большая часть приходится на транспортный налог — 1,4 млрд рублей, — говорит Минниханов, смотря в сторону главного налоговика Татарстана Марата Сафиуллина

— Доходит иногда до абсурда: ездят на «Порше», а 70 тысяч налога транспортного не платят. Сейчас работу совместно с ГИБДД и судебными приставами организовали. Начинаем арестовывать и отвозить на штрафные стоянки. Думаем, что эффект будет, — прокомментировал Сафиуллин. 

Минниханов в заключение напомнил, что эти деньги идут на дороги, а транспортный налог — это копейки, которых нам не хватает. Он попросил ведомства усилить работу.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *