Минтимер Шаймиев: Многие не могут найти в себе тот талант, с которым они родились, и это несчастье

Госсоветник Татарстана
Госсоветник Татарстана, несмотря на то, что всю жизнь занимался политикой,
далекой от творчества, всегда следил за татарским театром и драматургией.

Театр — это шоу. Оно заставляет и смеяться, и плакать — все вместе, считает Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев. Еще несколько лет назад он считался одним из самых активных зрителей татарского театра.

— Я всегда ходил в театр с женой, с Сакиной. И только после ее смерти душа не тянет одному идти куда-либо, — говорит он. 

Об этом и о других откровенных вещах Шаймиев рассказал в новой программе театра Камала «Әле». Госсоветник стал первым гостем передачи. Авторы проекта запустили его ради популяризации татарского языка и привлечения внимания к проблемам татарского искусства. 

«Был ли в то время какой-нибудь другой регион как Татарстан? Нет!»

Однажды супруги Шаймиевы пришли на спектакль известного татарского драматурга Зульфата Хакима «Ружье». Актерам хорошо запомнился момент, когда один из персонажей постановки на вопрос «Как дела?» ответил: «Мои дела как у татарстанского суверенитета — ни туда, ни сюда». В зале поднялся небывалый хохот, но после того случая каждый раз, когда на сцене представляли этот спектакль, в театр приходил какой-нибудь представитель из министерства культуры и следил за тем, чтобы больше эту фразу не произносили. Тогда, в 2008 году, артистам театра показалось, будто это был указ «сверху», но Госсоветник уверяет: 

— Участвовали мы в этом или нет, этот вопрос все равно возник бы. Вы знаете, как нам дался суверенитет. Сколько было народу, который встал на защиту нашей нации, сколько было надежд. Пусть кто-то сравнит, был ли в то время какой-нибудь другой регион, который был как Татарстан? Нет! В то время никто не сделал тех шагов, которые сделали мы, и все это знают, — говорит Шаймиев. 

Минтимер Шаймиев: Многие не могут найти в себе тот талант, с которым они родились, и это несчастье

Он признается, что тогда больше всего боялся массовых беспорядков молодых. Ведь в 90-е на улицу вышло много людей. Среди них были и разъяренные. А драматурга Минтимер Шарипович считает по-настоящему талантливым. Он уверен, что писатель написал так из-за переживаний за собственную республику и это было его право.

— Больше всего мне нравится его пьеса «Морковное поле». До сих пор перед глазами этот спектакль. Зульфат всегда поднимает спорные темы. Он человек творчества. Первым то, как он поет, заметила Сакина апа. Он не тот, кого можно ограничить какими-то рамками, — высказал мнение Шаймиев. 

Фарида Бикчантаева не впускали в кабинет Шаймиева из-за внешнего вида 

В 2002 году театр Камала осиротел — ушел из жизни его главный режиссер — Марсель Салимжанов. Новым руководителем камаловцев по поручению Шаймиева был назначен Фарид Бикчантаев, хотя были и другие кандидаты.

— Это было трудно. Мне кажется, ни для кого не было бы просто прийти на место Марселя Салимжанова. У нас был большой выбор, но мы смотрели по многим критериям. Я собирал кандидатов в кабинете. Приход Фарида задерживался, сказали, что он на репетиции. Он пришел ко мне прямо в том костюме, в котором репетировал. Его даже не пропускали, — с улыбкой вспоминает спикер. 

Кроме Фарида Бикчантаева в качестве главного режиссера театра Шаймиев рассматривал и кандидатуру Рифката Исрафилова, ныне художественного руководителя Оренбургского драмтеатра. Но о сделанном выборе Госсоветник ни разу не пожалел.

«Мы не можем жить без театра»

— Нас всегда спасала Старо-Татарская слобода. Театр Камала — как ворота в слободу, — говорит спикер. 

Минтимер Шарипович уверен, что здание театра расположено в самом сердце города. Случайно или нет, но рядом с ним собрано все самое ценное для татарского народа — Тукай, Сайдашев, Марджани (памятники).   

Минтимер Шаймиев: Многие не могут найти в себе тот талант, с которым они родились, и это несчастье

— Как будто сам Бог велел поставить театр здесь. И специально все так не сошлось бы. Спасибо тем архитекторам и строителям, которые выбрали для театра именно это место. Мы не можем жить без театра. Нам нужен театр. Каждому народу, — говорит он.

Татарский театр не должен отказываться от нетатарских пьес 

— Почему мы должны ограничивать себя от мировых персонажей других народов, которые вобрали в себя иные традиции? Что еще, кроме пользы, может быть в переведенных произведениях? Почему мы не должны знать о других героях? — такими риторическими вопросами Минтимер Шарипович задается, когда речь заходит о спектаклях, которые ставятся по переведенным пьесам. — Ладно я часто бывал в Москве и видел, как там играют самые именитые артисты.

Сейчас для инсценировки переводных пьес возможностей еще больше, считает спикер. На то есть много профессиональных переводчиков, да люди и сами стали гораздо лучше говорить и понимать иностранные языки, а главное — есть больше возможностей сходить в театр.

«Должна быть альтернатива, но мы до нее еще не доросли»

Минтимер Шаймиев оценивает происходящие сейчас в стране политические процессы как весьма непростые. 

— Мы же всю жизнь жили по инерции. Авторитарный путь кажется проще, но у него существуют границы, мы к ним не подошли. Мы продолжаем жить по инерции. Если в стране до сих пор нет дискутирующих между собой партий… Виктор Степанович [Черномырдин] говорил: «Что бы мы ни делали, все одно — КПСС». И действительно так, если подумать, но ведь должна быть альтернатива. К сожалению, мы еще не доросли до нее, — отмечает он.

При этом Шаймиев не считает, что у высшего руководства страны нет желания этим заниматься. Просто это слишком сложно. 

— Как народу в глобальных процессах не потерять возможности развития? Зачем мешать? Мешать — это в корне неправильно. Наш народ привык делать то, что скажут, а сейчас общество другое, сильно изменилось. Кто скажет, что народ всегда будет соглашаться? Это глубокая и дальновидная политика, — делится спикер.

Минтимер Шаймиев: Многие не могут найти в себе тот талант, с которым они родились, и это несчастье

Шаймиев разрешит проблему платных вузов для актеров 

— Многие люди не могут найти в себе тот талант, с которым они родились, и это несчастье. В этом трудно кого-то обвинять — так устроена жизнь. Но если ты писатель, то ты будешь писать, если тебе хочется, если душа тянется, то другого ты и не видишь, — рассуждает спикер. 

Но и тем, кто все-таки нашел свое призвание, приходится непросто. Например, чтобы отучиться в казанском институте культуры и получить диплом профессионального актёра, нужно заплатить 180 тысяч. 

— Талант разделяется, когда студент направляет все свои силы на зарабатывание денег, чтобы оплатить ими учебу. Я поговорил с нашим новым министром культуры (Ирада Аюпова. — Ред.). Сказали, что так случилось в последние годы. А почему так? Я посоветуюсь об этом с президентом. Мы должны найти решение проблемы, — пообещал Шаймиев. 

В заключение Минтимер Шаймиев поделился мнением ещё об одном из своих любимых спектаклей. 

— Я считаю счастьем, что видел своими глазами спектакль «Элдермэштэн Элмэндэр»/«Старик из деревни Альдермыш». Такие события не каждому поколению выпадают, — восхищенно отмечает он.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *