Театр будущего или пародия: в Казани показали первую рэп-оперу по-татарски

Артем Дергунов/KazanFirst

Татарский театр им. Тинчурина представил зрителям хип-хоперу «Флешка, рэп и любовь» – новый для республики жанр. Рассказываем, в чем сюжет постановки, как отражен хип-хоп стиль, откуда взялось возрастное ограничение 18+ и действительно ли это опера.

Отголоски биткоина и смесь времен

Действия хип-хоперы происходят в спальных районах Казани. Здесь один из главных героев Афаринов майнит таткоины (цифровые деньги), которые должны скачаться на флешку, и мечтает о беззаботной жизни со своей девушкой в Дубае. У его друга Башбаштакова тоже есть ценная флешка с собственной, качающей (как считает он сам) музыкой, которая должна сделать его знаменитым. А Моннулин просто случайно встречает свою бывшую любовь – чувства снова вспыхивают как в былые времена. Их жизни круто меняются после утери главной флешки с таткоинами.

Артем Дергунов/KazanFirst

А дальше начинается криминальная драма: любовь, угрозы и погони.

Хип-хопера высмеивает стремление молодых людей заработать легкие деньги, завоевать пустую популярность, также прослеживается проблема погружения в виртуальную реальность, потребления поверхностного контента. То есть, как говорится, стремление не быть, а казаться. Таким необычным форматом театр надеется привлечь внимание молодого поколения, но получится ли это осуществить? Вопрос хороший.

Артем Дергунов/KazanFirst

Все задействованные лица в спектакле – штатные актеры театра. На протяжении 1 часа 40 минут звучат различные шуточные треки. Хочется отметить, что актеры хорошо вжились в свои роли и отлично читали тексты под биты. Это сочетание привносит в рэп-оперу легкость и  свою позитивную нотку.

Но над костюмами следовало бы поработать тщательнее. Олимпийки, ощущение случайно залетевших персонажей из нашумевшего сериала «Слово пацана», яркие пиджаки, укороченные шубы и образ ботаника – будто веяние 90-х и нулевых. Заявлено, что спектакль о современной молодежи, о ветреной жизни, которая транслируется в социальных сетях, но получается, что костюмы абсолютно не соответствуют современности, из-за чего происходит путаница и смешение эпох в голове зрителя.

Артем Дергунов/KazanFirst

Главный режиссер Туфан Имамутдинов взял за музыкальную основу постановки первые песни татарской рэп-группы Ittifaq, которая была образована в 2005 году. На их песнях, по словам режиссера, уже выросло два поколения молодых татар. Музыкантам пришлось сильно постараться, чтобы найти записи в оригинальном звучании той эпохи.

Возрастное ограничение хип-хоперы 18+ выглядит несколько нелогично, ведь спектакль в целом решили показать именно для молодого поколения, но при этом сами же отмели подростков и школьников, которые являются частью целевой аудитории. Но скорее всего такое ограничение обусловлено визуализацией любовных линий персонажей: флирт, заигрывания, тембр голоса и близкие объятия. Но в таком случае больше подходит ограничение 16+.

А про декорации забыли?

Артем Дергунов/KazanFirst

Декорации были самыми примитивными. За сменяемость фона отвечал цифровой проектор, который отсвечивал на лицах у актеров. В целом свет и звук были неплохи, но хотелось бы больше внимания к деталям, все-таки из мелочей складывается общее впечатление о качестве постановки.

Сам спектакль был полностью на татарском языке, поэтому для русскоговорящей аудитории предусмотрены наушники с синхронным переводом. Звук не очень качественный, но в целом можно не придираться, главное, было слышно и понятно. Отдельное спасибо переводчице, которая иногда пыталась так же в такт немного зачитывать рэп.

Труд сделает нас людьми?

Артем Дергунов/KazanFirst

Мораль истории всплывает в конце, когда мужчина (даже скорее милый дедушка), который работает в разных местах и встречается героям на протяжении всего спектакля, разгоняет всех участников, желающих получить флешку с таткоинами. Тогда он произносит слова о том, почему важно не страдать ерундой, а заниматься настоящим трудом, потому что «мужчине и 70 работ мало!». А флешку он забирает себе и обещает, что на эти таткоины театр будет продолжать ставить спектакли всё лучше и лучше.

В целом спектакль получился атмосферным, зал бурно реагировал на все шутки. Но хочется отдельно отметить, что большая часть зрителей была старшего поколения, и пока кажется, что спектакль ориентирован именно на них. А чтобы лучше понять, глубинно показать проблемы и заставить молодежь задуматься, необходимо вовлекать в процесс создания именно эту категорию целевой аудитории театра, и тогда всё получится более точечно.

Автор материала: Марина Адай


Масленичные гуляния, шапка от Иванушек и без салюта: как в Казани завершились выборы