«Основные научные диспуты проходят в Телеграм-каналах, на YouTube и в соцсетях»

В институте истории имени Марджани пересматривают подходы к популяризации знаний о татарах и присматриваются к форматам TikTok.
В институте истории имени Марджани пересматривают подходы к популяризации знаний
о татарах и присматриваются к форматам TikTok.

Историки Татарстана взяли на вооружение Стратегию татарского народа, принятую Всемирным конгрессом татар. По замыслу некоторых специалистов, этот документ должен помочь преодолеть разногласия между учёными-гуманитариями и выработать тактические программы по популяризации знаний татарского народа как внутри Татарстана, так и в регионах России.

Самый молодой отдел Междисциплинарных исследований Института истории им. Марджани АН РТ под руководством Бахтияра Измайлова сегодня популяризацией исторического знания занимается на практике. В интервью KazanFirst он рассказывает, как историки преодолевают застоявшиеся советские представления о татарском народе и Татарстане. 

«Основные научные диспуты проходят в Телеграм-каналах, на YouTube и в соцсетях»

— Расскажите, чем занимается ваш отдел? 

— Наш отдел небольшой и один из самых молодых в составе Института истории имени Марджани. Основная наша задача — развитие научно-популярных направлений по истории татарского народа и Татарстана, всех народов, которые здесь проживают. Для нас важно создание медиа-контента в русле научных направлений Института истории. В том числе создание целого ряда интернет-каналов, которые могли бы пропагандировать, популяризировать историю татарского народа и Татарстана. 

Цели нашего отдела, достаточно, широкие. Когда первоначально у нас возникла идея о необходимости популяризации исторического знания, то директор Института Рафаэль Хакимов подчеркивал, что нам необходимо выходить на тот формат, который был бы интересен и популярен не только историкам, ученым, специализирующимся на разных аспектах и проблемах, но и доносить информацию до широкой аудитории. То есть, научпоп-контент. Наш институт одним из первых начал вести политику размещения макетов книг, которые у нас издаются, чтобы они были в открытом доступе. 

Видеоролик «Краткая история татар» стал очень популярным. На сегодня русскоязычный вариант собрал 2 млн просмотров. А англоязычная версия около 400 тысяч. 

— В своё время институт истории критиковался за то, что недостаточно занимается популяризацией. Но вы мне говорите, что в этом направлении у вас был задел. С чем связана тогда критика? Вашу популяризацию не замечали или не поняли форму?

— Я это объясняю легко. Практически во всех научных учреждениях, в том числе и в нашем институте, есть такая строка, когда сотрудники готовят отчёты — пропаганда научных достижений и научных знаний. В соответствии с этой статьёй люди, сотрудники, которые ведут фундаментальные работы, так или иначе участвуют в пропаганде этих достижений. Какая форма всегда была у этой пропаганды? Идея такой пропаганды заложена ещё со времён Советского Союза, советских институтов. По этой форме направления научной мысли нужно пропагандировать через СМИ, в научно-популярной форме. 

Способы пропаганды остались традиционными, каналы распространения знания с советского времени не менялись. Например, выступления в газетах и в СМИ. Скажем, любые события, связанные с открытия выставок, публикации книги. Это тоже ведь популяризация. Наши сотрудники активно выступают на страницах газет, журналов, на телевидении. Комментируют события общественно-политической жизни в Татарстане и вообще вещи, связанные с историческими событиями.

Отдельный аспект — это выступления перед широкой аудиторией, школьниками, перед экскурсоводами или просто научные лекции. 

«Основные научные диспуты проходят в Телеграм-каналах, на YouTube и в соцсетях»

Но мы видим, что сейчас общество, благодаря развитию интернет-технологий, реагирует на происходящие события и процессы гораздо оперативнее. Те каналы связи науки и общества уже не всегда отвечают духу времени. И в этом смысле я себе объясняю некий такой застой, который проявился в целом в академической среде. В 90-е годы общественные дискуссии в Татарстане по поводу развития исторической науки, академической науки в Татарстане, концепций развития татарского народа, как правило, происходило на страницах популярных журналов: «Казан утлары», «Татарстан» и других. Сейчас прошло 30 лет, в основном общественные дискуссии перешли в интернет-пространство. И мы, услышав такую критику в наш адрес, постарались изменить подходы. Но, нужно сказать, что все те претензии, которые предъявлялись недавно институту истории Марджани, на самом деле можно предъявить каждому из академических институтов, которые есть в Татарстане. Если мы даже посмотрим на институт российской истории, то по нему будет тот же самый вопрос.  

Основные дискуссии проходят в Телеграм-каналах, на YouTube, на разных площадках в соцсетях, на страницах большинства популярных изданий, представленных в соцсетях, в интернете. То есть, изменилась форма подачи материала, и сама коммуникация с людьми. Признаемся, что историки в какой-то момент упустили из виду трансформацию формы общественной дискуссии. Не прочувствовали это. Теперь сами историки должны предлагать свои знания вот этим новым каналам популяризации и пропаганды.  

Хочу отметить, что в Татарстане всё равно дискуссия есть и мы стараемся в ней участвовать. 

Вот со всем этим я в принципе и связываю всю ту критику, которой нас подвергли. Хотя для меня как для историка и сотрудника Института это было слышать обидно. Но главное есть понимание как Институту развиваться дальше.

— Какую форму или способ популяризации вы можете назвать эффективной? 

— Мы недавно проводили круглый стол, посвященный популяризации истории в Татарстане. У нас было несколько дискуссий, связанных с тем, какие методы популяризации сегодня наиболее эффективные. Нужно сказать, что по итогам круглого стола вопросов у нас всё равно осталось очень много. 

Например, есть методы пропаганды научных знаний, связанных с изданием книг. Но мы ради интереса просмотрели тираж изданий советского периода и тираж современных изданий. Эти тиражи часто переваливали за 10 тысяч экземпляров. Мы там какую-то книгу просмотрели, она была даже 20 тысяч экземпляров. 

Но мы сегодня себе можем позволить издать книги в 250-200 экземпляров. Если ты ещё как автор отправляешь их в научные библиотеки как обязательные экземпляры, то у тебя остаётся не такой большой тираж на руках. Ты его раздаришь своим коллегам, знакомым и всё, экземпляров у тебя на руках больше нет.

«Основные научные диспуты проходят в Телеграм-каналах, на YouTube и в соцсетях»

Век печатной книги постепенно уходит и нужно переходить на электронный формат, который может быть распространён в более широком варианте. Мы столкнулись с такой проблемой: как разделить популяризацию от пропаганды. А ещё есть и образовательный аспект. Вот как все это отделить друг от друга? 

Мы при создании видеороликов сотрудничаем с директором креативного агентства «Теория» Ильдаром Аюповым. Выступая на круглом столе, он правильно отметил, что для него образовательная составляющая в видеоролике не так важна, как развлекательная. В первую очередь, важно зацепить аудиторию.

— То есть вам ещё и развлекательный момент добавили?  

— Да, конечно. Видеоролик по той или иной теме должен заинтересовать зрителя — потребителя контента, сделать так чтобы он захотел углубиться в эту историю. Если это удалось, то это отличный результат. То есть задачи дать полностью понимание истории татарского народа с древнейших времён до сегодняшнего дня — нет. Практически невозможно ее уместить в рамках 10 минут. 

Как показывает практика, мы проводили целый ряд замеров, люди видео больше 10 минут практически не смотрят. Только если человек действительно заинтересован, глубоко погружён, то он может посмотреть долгую, полуторачасовую лекцию, где раскрывается сложная историческая тема или проблема. 

И вот перед нами стоит задача, как в эти 7 минут уместить наиболее интересные вехи, связанные с историей татарского народа, Татарстана. Как например, в последнем нашем ролике по истории Казани. 

На конференции также было высказано, что, например, в TikTok самый популярный образовательный ресурс делает видео длительностью всего в 15 секунд. И этот ресурс собирает миллионы просмотров. 

То есть мы приходим к тому, что сокращается время, которое пользователь готов потратить на потребление той или иной информации. Человеку достаточно сделать несколько просмотров, несколько кликов — и на этом всё. 

— У вас есть понимание, что представляет из себя ваша аудитория? 

— Мы пытались это делать. Например, мы проанализировали подписчиков нашего YouTube-канала, на сегодня их около 10 тысяч. Оказывается, значительная их часть не из Татарстана. Очень много комментариев под роликом на английском языке оставили люди из Турции, англоязычные жители Европы. 

Большой интерес к нашей русскоязычной версии видео вызвала у жителей Казахстана. Это объяснимо, потому что Казахстан сейчас пытается взять на себя роль наследника Золотой Орды, соответственно он претендует на золотоордынское наследие. И для них все наши концепции являются… дискуссионными и это ещё мягко сказано. По идее они претендуют на тоже самое, на что претендует и Татарстан, и татарская нация. 

«Основные научные диспуты проходят в Телеграм-каналах, на YouTube и в соцсетях»

Мы поняли, что нам нельзя ориентироваться только на пользователей из Татарстана. И мы, конечно, понимаем, что аудитория нашего контента достаточно молодая. 

Когда мы создавали ряд видеороликов, то проиграли его перед людьми старшего возраста и для молодежи отдельно. Для среднего возраста эти видеоролики показались очень быстрыми, с очень быстро меняющейся картинкой. А молодёжи видеоролик показался затянутым. А для старшего поколения сама форма такой подачи материала непривычна. Например, у нас в одном из видеороликов Габдулла Тукай подмигивает. 

Люди пожилого, старшего возраста они были недовольны, сказали, что икона татарской культуры, то есть Габдулла Тукай в нашем видео ведёт себя достаточно фривольно. Но мы пониманием, что всё-таки не они основная аудитория этих видеороликов. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *