«Татнефть» и малеиновый ангидрид: помешает лишь COVID

Крупнейшая нефтяная компания республики получила положительное заключение Главгосэкспертизы по проекту производства малеинового ангидрида
Крупнейшая нефтяная компания республики получила положительное заключение
Главгосэкспертизы по проекту производства малеинового ангидрида, объем
инвестиций в который превысит 6,5 млрд рублей. Пока Россия лишь импортирует его,
поэтому у «Татнефти» есть шанс занять свободную нишу.

Установка по производству малеинового ангидрида расположится в границах Миннибаевского газоперерабатывающего завода на площади 7 га. Инвестиции в проект оцениваются в 6,6 млрд рублей. «Татнефть» планирует запустить производство мощностью 50 тысяч тонн в 2023 году. Ранее назывались планы запуска производства уже в 2021 году, однако им помешала текущая экономическая ситуация.


Наша справка

Малеиновый ангидрид (МАН) — это сырье для пленок, синтетических волокон, фармацевтических препаратов, моющих средств, топливных компонентов и масел. Он используется в строительстве, сельском хозяйстве, автомобилестроении, производстве лакокрасочных материалов, мебели, фармацевтических препаратов и других отраслях. МАН придает высокую прочность продукции, обеспечивает устойчивость к влаге, резким перепадам температуры и механическим воздействиям.


Свободная ниша

Для «Татнефти» развитие переработки и в целом направления нефтехимии стратегически оправданно, поскольку расширяет ассортимент экспортной технологичной продукции и снижает зависимость от краткосрочной конъюнктуры на сырьевых рынках, отмечает аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.

— Ситуация в экономике постепенно меняется, кризисы не длятся долго, а изменения происходят всегда. Между тем инвестиционный цикл подобных проектов занимает достаточно длительное время и не может ориентироваться только на текущее положение дел в экономике. В худшем случае речь может идти о переносе сроков реализации, но не об отказе от проекта, — говорит аналитик.

«Татнефть» и малеиновый ангидрид: помешает лишь COVID

Рынок малеинового ангидрида (МАН) постоянно растет. Темпы роста в последние годы составляют от 3 до 6% в год, говорит Калачев. При этом МАН является многофункциональным базовым химикатом, сырьем для множества продуктов и применяется практически во всех отраслях промышленной химии. Появляются все новые сферы его использования. Поэтому в среднесрочном плане можно ожидать увеличения темпов роста спроса на МАН как на мировом, так и на внутреннем российском рынке.

— Несмотря на некоторое усиление налоговой нагрузки, реализация проекта имеет смысл. Полагаю, проект сможет воспользоваться определенными льготами и преференциями, поскольку он участвует в решении двух общероссийских стратегических задач, — рассуждает Калачев.

Во-первых, проект входит в план импортозамещения в химической промышленности, по которому предполагается полностью отказаться от импортного МАНа и перейти на собственное производство. Пока в России и странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) МАН не производится, а все потребности промышленности покрываются за счет импорта. Во-вторых, проект вписывается в государственную политику в сфере утилизации попутного нефтяного газа.

Емкость внутреннего рынка, с учетом рынка ЕАЭС, в ближайшие годы аналитик оценивает примерно в 10 тысяч тонн МАНа в год. Это обеспечит спросом максимум пятую часть от планируемой производственной мощности. Однако при объемах производства менее 40 тысяч тонн невозможно обеспечить достаточную рентабельность проекта. Но по факту российский химический комплекс в целом весь ориентирован на экспортные рынки, емкость внутреннего рынка для всех базовых химических продуктов недостаточна. 

«Татнефть» и малеиновый ангидрид: помешает лишь COVID

— Таким образом, и этот проект «Татнефти» по производству МАНа в значительной части будет ориентирован на экспорт. Если проблем со сбытом не возникнет, сроки окупаемости инвестиций при существующих ценах на МАН могут составить 7-10 лет, — считает спикер.

При этом Калачев напоминает и о конкурентах. «Сибур» был готов осуществлять подобный проект в Тобольске, об этом сообщалось еще в 2018 году. Тогда назывались сроки начала производства с 2021 года. Но данных о готовности нет. Известно, что были получены разрешения, заключены контракты на технологию. 

— Параметры несильно отличаются от проекта «Татнефти» по объемам инвестиций, планируемой мощности и источникам сырья. Похоже, что этот рынок «Татнефти» придется делить с «Сибуром», — подытожил Калачев.

Причин для отсрочки проекта нет

Дмитрий Пучкарев, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций», уверен, что «Татнефть» сможет реализовать проект в срок. 

— Компания с точки зрения финансового положения очень устойчива — отношение чистый долг/EBITDA на конец I полугодия всего 0,12х. Увеличение налоговой нагрузки на добычу сверхвязкой нефти — неприятный, но не критичный момент. Единственной объективной причиной, которая может воспрепятствовать завершению проекта в срок, могут стать карантинные меры из-за коронавируса, которые могут быть ужесточены на фоне увеличения темпов роста заболеваемости в России, — предупреждает Пучкарев.

«Татнефть» и малеиновый ангидрид: помешает лишь COVID

По мнению собеседника, причин для отсрочки проекта на текущий момент нет. Финансовое состояние «Татнефти» позволяет ей даже в условиях сравнительно невысоких цен на нефть реализовывать новые инвестпроекты. Ориентация компании на нефтехимию давно прослеживается, и с точки зрения диверсификации, и увеличения маржинальности бизнеса такое решение вполне оправданно.

— Проект должен позволить «Татнефти» занять существенную долю на отечественном рынке, усилить присутствие в сегменте нефтехимии и снизить зависимость от колебаний нефтяных цен, — резюмировал эксперт.


Читайте также: «Кто не верит — пусть проверит». Как прошли слушания по химзаводу в Альметьевске


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *