«В Татарстане народы прекрасно осознают ценность того, что живут в мире и согласии»

Российский этносоциолог Леокадия Дробижева представила доклад
Российский этносоциолог Леокадия Дробижева представила доклад, в котором
сравнила опыт конструирования межнационального мира в ТАССР и современном
Татарстане.

Как поменялось самочувствие татар и русских в Татарстане за последние 50 лет? Об этом в своём докладе рассказала руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева на прошедшей недавно научной конференции «Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах России», который был подготовлен при поддержки и организации Институтом истории имени Марджани. Её доклад назывался «Межнациональное согласие в Татарстане: опыт советского прошлого и интересы настоящего». 

«В Татарстане народы прекрасно осознают ценность того, что живут в мире и согласии»

Леокадия Дробижева поздравила собравшихся татарстанских ученых и коллег из других регионов России со 100-летим ТАССР. Она отметила, что первое этносоциологическое исследование в Татарстане было проведено ровно 50 лет тому назад, когда в республике отмечалось 50-летие образования ТАССР. В этом исследовании участвовали и сама Дробижева. 

По её словам, конец 1960-х-70-е годы в Татарстане — это на самом деле переломный период, суть которого в том, что именно в этот период явственнее всего наметилась тенденция к социальному выравниванию между русскими и татарами республики. В тоже время по результатам исследований в Татарстане можно было судить и об общей картине в Советском Союзе, цифры у республики были вполне сопоставимыми. 

— Например, городское население в стране составляло 57%. А в Татарстане 53%. Доля умственного труда в СССР — 27%, а в Татарстане — 19%. Рабочий класс в стране 48%, а в ТАССР — 45%, — перечислял спикер. 

При этом, до проведения этносоциологического исследования в 1970 году представления о татарах и русских в республике сильно отличались. 

— Когда только-только начиналась Республика Татарстан, ситуация была такая, что народы, контактирующие и живущие под одним небом, жили разными укладами. Русские в основном жили городской жизнью, а татары — сельской. Однако в переломный момент к 1970 году начались генеральные изменения, в социальной структуре татары всё больше становились городскими жителями. К этому времени 33% татар были городскими жителями. Тогда как у русских было 60% горожан. У татар активно формировалась интеллигенция, — рассказывает Дробижева. 

«В Татарстане народы прекрасно осознают ценность того, что живут в мире и согласии»

Она напомнила, что в 1926 году соотношение по интеллигенции у русских и татар составляла 5:1. Однако к 1970 году доля интеллигенции у татар выросла в 7 раз. 

— Но были проблемы, которые исследователями четко осознавались. Татары всё ещё отставали по научно-технической интеллигенции, почти более чем в 2 раза от русских. А вот по художественной интеллигенции татары проявили большую мобильность, — добавляет специалист. 

Процесс усиления сходства социальной структуры у татар и русских отмечался и в управленческом аппарате республики: к 1970 году 57% русских и 44% татар. Выводы, к которым пришли этносоциологи в Татарстане, были в некотором смысле уникальными и шли в противоречие с мировыми гипотезами.

— По мировым стандартам принято считать, что когда социальная структура у контактирующих национальностей выравнивается, то это способствует благоприятным межнациональным отношениям. Но когда меняется эта структура — отношения между ними осложняются. А в Татарстане мы увидели, что структура менялась, а отношения оставались благоприятными. Так их оценивали 90% опрошенных татарстанцев, — говорит автор доклада. 

Она напоминает, что тогда соцопросы проводились иначе, чем сейчас. Тогда русские опрашивали русских, а татары — татар. Так достигалась наибольшая вероятность искренности в ответах респондентов. 

По словам Дробижевой, этносоциологи сделали тогда ряд выводов. Она выделила некоторые из них, которые до сих пор сохраняют актуальность. 

1. Были открыты возможности для высокой социальной мобильности, возможности для социальной зрелости этнической общности. Тогда и сейчас татары считались нацией, как и русские. Этот термин остаётся функционирующим в российском пространстве (но, когда реально взаимодействуют люди, социологи говорят именно о людях той или другой национальности).

2. Для поддержания дружественных межнациональных отношений управляющие властные структуры задают нормы, образцы. Интернационализм был одной из таких норм. Тогда он понимался как приоритет пролетарских интересов и интересов всей страны. Сейчас термин интернационализм остался только в повседневном употреблении, и реально говорит об интернационализации как процессе увеличения сходства в образе жизни людей.

3. Ученые знали, почему Татарстан в 1977 году выступил с инициативой изменить свой статус и стать из автономии союзной республикой в СССР. Социально-экономические показатели у ТАССР были не меньше, а по каким-то параметрам даже выше, чем у Белоруссии.

«В Татарстане народы прекрасно осознают ценность того, что живут в мире и согласии»

К 2020 году социальная структура у татар и русских изменилась, соответствуя современным характеристикам, но практически по основным параметрам демонстрирует высокое сходство.

Например, по таким параметрам как «специалисты с высшим образованием», «руководители среднего и высшего звена», «руководители, замруководители предприятий и учреждений», «высококвалифицированные рабочие на механизмах, наладчики», «рабочие 3-4 разряда» доли среди татар и русских идентичны, цифры одних порядков. 

На вопрос «Как складывается жизнь в целом?» ответы у татар и русских Татарстана аналогичны. Также совсем незначимо отличаются ответы татар и русских, когда они оценивают своё материальное положение. 

У татар и русских общие интересы — достижение справедливости и равенства перед законом.

И тем не менее, этносоциологи и сейчас фиксируют отличия в интересах татар и русских. Например, проблему сохранения родного языка считают одной из главных 59% татар, в то время как для русских эта проблема актуальна среди 13%. 

На большое количество инокультурных мигрантов жалуются 27% татар и 34% русских. 

11% татар считают, что в республике национальность влияет на устройство на престижную работу, в то время как среди русских — 23%. 

Русских (29%) больше, чем татар (21%) волнует проблема искажения положения в республике в СМИ. 

18% татар уверены, что их культуры в Татарстане недостаточно поддерживают. В то время как среди русских так считают 9%. 

— Татарстан является примером того, что проблемные ситуации регулируются на уровне элит и на уровне массового общественного мнения. Когда я раньше была в Казани и сейчас приезжаю в Татарстан, то мне люди говорят, что они прекрасно осознают ценность того, что тут народы живут в мире. Новая социальная структура взаимодействующих народов в политике проецируется в потребность реального федерализма. Разъяснять, что эффективность федерализма — это не только дискурс элиты, но он поддерживается массовым общественным мнением, наш долг и обязанность, — резюмировала Леокадия Дробижева.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *