Река Шильна: бетонный хлам, самодельные мосты, сортиры над водой

Общественные активисты уверены
Общественные активисты уверены, что татарстанские чиновники занимаются отписками
и бездействуют в вопросах спасения экологии от вредителей.

Защитники природы, активисты ОНФ и движения «Народная инициатива» в Тукаевском районе пригласили журналиста KazanFirst на прогулку по примечательным местам реки Шильны в окрестностях Набережных Челнов. Посмотреть, кто и как навредил реке. Общественники назвали это рейдом. В рейд мы пошли с волонтером-экологом Артемом Леоновым и одним из жителей деревни Большая Шильна. Любопытные способы вреда мы увидели. Можно сказать — креативные. В итоге получилось что-то вроде антирейтинга. С ним мы вас и ознакомим.

Посмотрите на одно из домохозяйств по улице Боровецкой в деревне Большая Шильна с тыла. Вы видите, что домохозяйство это сооружено прямо у реки, собственники дома просто наплевали на требование соблюдать законодательство и ничего не строить на расстоянии 20 метров от берега. 

Река Шильна: бетонный хлам, самодельные мосты, сортиры над водой

На всю высоту обрывистого берега плотно уложены покрышки. Так хозяева дома укрепили берег, что тоже является нарушением. Но все это меркнет перед строением, очень похожим на деревенский «туалет типа сортир». Проверить невозможно — частная собственность. Но если это летний сортир, тогда мы видим оригинальное конструкторское решение деликатной необходимости. Туалет на настиле над водой! Очень удобно и незатратно, не надо никакого септика, никаких ассенизаторов. 

Река Шильна: бетонный хлам, самодельные мосты, сортиры над водой

Наплевали хозяева этого дома и на природу с ее защитниками, и на законы с их нормами, и вообще на все и на всех. Наплевали. Вторым «ртом» тоже. Первое место в нашем антирейтинге!

Это мост в Зарековку, район деревни Большая Шильна. Зарековцы строятся и живут на противоположном от города берегу. Поскольку строиться и жить на своих участках зарековцы начали раньше, чем им через реку был сооружен мост и проведена дорога, то мост они «сляпали» сами. Без проекта, как смогли и из чего попало. Мост крепкий, проехать по нему можно без опаски. Но это пока по нему можно проехать без опаски. Год назад зарековцам построили мост по проекту и с помощью профессиональных технологий. 

Река Шильна: бетонный хлам, самодельные мосты, сортиры над водой

«Самопальный» мост больше не нужен, он ничей и за ним никто не следит. Однако он остается на месте. И сильно мешает течению реки. Второе место в антирейтинге.

Представьте себе, вы идете по дикому густо заросшему полю к заросшему деревьями и кустами берегу реки. И вдруг уже у берега обнаруживаете искусственно созданную поляну, а немного дальше на такой же поляне — начатки фундамента дома. Кажется, это называется опалубкой. Рядом на краю береговых зарослей — шалаш. Можете не сомневаться, коттеджи здесь будут построены. Прямо на берегу реки в водоохранной зоне. 

Река Шильна: бетонный хлам, самодельные мосты, сортиры над водой

Не исключено, что и здесь оборотистые челнинцы возведут сортиры прямо над водой. Удобно же. Дикое поле, где уже началось строительство домов, — это будущий коттеджный поселок с громким, манящим названием «Ривьера». Третье место в антирейтинге. Только потому, что еще ничего не построено.

Это тоже уникальное место на реке. Маленький водопад или речной порог. Скромная, мелководная, равнинная речка сама себе никаких порогов не создавала. Порог возник из-за того, что кто-то свалил в реку обломки бетонных свай.

Река Шильна: бетонный хлам, самодельные мосты, сортиры над водой

Чуть дальше маленького водопада посреди реки лежит огромная бетонная труба. Вернее, ее обломок. Как она туда попала, сколько лежит, неизвестно. Рукотворный водопадик и бетонная труба — это так, «мелочи». По сравнению с тем, что вытворяют люди, выбравшие для себя жизнь «на природе» и «вдали от шума городского», это мелочи. Но река от них страдает нешуточно.

Река Шильна: бетонный хлам, самодельные мосты, сортиры над водой

А теперь о главном. Мы сфотографировали и показали вам то, чего уже не должно быть. Все это должно быть ликвидировано, убрано, исправлено. Потому что еще год назад активисты «Народной инициативы» обращались в Казанскую межрайонную природоохранную прокуратуру и указали координаты 30 мест на реке, где нарушено природоохранное законодательство (завалы, объекты в водоохранной зоне и прочее), прокуратура тогда разослала письма в разные инстанции, включая Мниэкологии и администрацию Тукаевского района, в письмах были поручения. Отдельное обращение поступало от активистов и по поводу «самопального» моста. Тогда власти района попросили мост оставить, потому что это был единственный переход в Зарековку. Сейчас не единственный. Но мост и ныне там. Как и завалы, и строения у воды и над водой.

Все упирается в интересы. Когда в том или ином месте формируются участки под дома, людьми движут большие и «вкусные» интересы. Люди очень хотят жить за городом, власти очень хотят, чтобы люди там строились и жили. Потому что это пресловутый набор чиновных радостей: объемы работ, зарплаты, налоги, в том числе налог на землю и имущество. Когда страдает природа, это по большому счету мало кому интересно. Разве что надзорным органам, да еще кучке неравнодушных активистов. А те, кому положено реально заботиться о сохранности природы, при случае вдохновенно выступают в защиту экологии, но мало что для этого делают. По сути, ничего не делают. И на то есть причина. Большой ответственности в этой сфере деятельности чиновники не несут, а если посмотреть Административный кодекс, то можно убедиться, что штрафы за вред природе на физических лиц смехотворны.

— В итоге чиновники «внимательно изучают» (обращения активистов. — Ред.), переадресовывают по подведомственности, проверяют, дают поручения, обещают принять решение и информировать. А конечного результата нет. Результат был бы, если бы Минэкологии РТ рассчитало ущерб, причиненный незаконными действиями правонарушителей, и предъявило его через суд. Но на моей памяти ущерб был рассчитан Минэкологии и предъявлен крупной челнинской компании всего лишь в одном случае. Тогда ООО «Град-Ресурс» не только прекратило стройку на Лебяжьих озерах, но и вернуло участок земли в первозданный вид, — говорит активист и юрист Роман Ваганов

Нам явно нужно совершенствовать и ужесточать природоохранное законодательство. Но кто этим сейчас займется, кто будет лоббировать? Активисты-экологи, конечно, не оставят вредителей и чиновников в покое.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *