«Новая нормальность»: Центробанк готовит цифровой рубль

Банк России задумал оцифровать рубль. Что ждет россиян
Банк России задумал оцифровать рубль. Что ждет россиян, как расплачиваться
цифровым рублём и зачем он нужен, разбиралась экономический обозреватель
KazanFirst Ирина Егорова.

В конце 2019 года власти Китая заявили, что готовы к тестированию цифрового юаня, а в мае 2020 года перешли к активным действиям. Пандемия COVID-19 подстегнула различные Центральные банки к выпуску аналогичной цифровой валюты. Страны обсуждают перспективы внедрения цифрового франка, доллара, евро. Не остался в стороне и рубль. Банк России видит неплохие перспективы цифровой национальной валюты. KazanFirst разобрался, что за ноу-хау может ожидать россиян.

Что такое цифровой рубль?

Цифровой рубль – это ещё одна форма национальной валюты, которую планирует выпускать Центробанк. Пока существуют две формы — наличные и безналичные деньги. Цифровые отличаются от них лишь формой, но в целом выполняют те же функции: средство платежа, сбережения и мера стоимости. Подобно банкнотам, каждая из которых имеет свой номер, «единицы» цифрового рубля будут идентифицироваться уникальным цифровым кодом.

«Новая нормальность»: Центробанк готовит цифровой рубль

Новая валюта эквивалентна существующим рублям, то есть один цифровой рубль равен одному наличному и безналичному, и ее легко переводить как в «наличку», «безнал», так и обратно.

По мнению ЦБ, надобность введения цифровой валюты продиктована временем: цифровизация экономики и развитие финансовых технологий сформировали запрос общества на новые передовые способы платежей.

— Единая система денежного обращения, объединяющая три формы российского рубля – наличную, безналичную и цифровую, будет в полной мере удовлетворять современные потребности экономики и открывать новые возможности для ускоренного внедрения инноваций в финансовом и реальном секторах, — отмечает ЦБ в своём докладе.

Цифровой рубль — это криптовалюта?

Регулятор замечает, что цифровой рубль — это не криптовалюта. Криптовалюта — это актив, цифровой код, имеющий уникальный зашифрованный способ передачи и обращения. В отличие от цифрового рубля у неё отсутствует единый эмитент, а также гарантии защиты прав потребителей, ее стоимость подвержена серьезным колебаниям. В  большинстве стран криптовалюту нельзя использовать для оплаты товаров и услуг, и, как правило, она не имеет единого института, который обеспечивал бы  сохранность таких средств. А цифровой рубль — это фиатная валюта, то есть та, за функционирование которой отвечает государство в лице ЦБ.

Тем не менее цифровой рубль можно сравнить с криптовалютой. 

— Фактически это та же криптовалюта (по принципу обращения), только с централизованным эмитентом, способным регулировать обращение актива. В долгосрочной перспективе она заменит классическое обращение денег. Но нужно помнить, что текущий проект —  пилот, это не означает, что его примут быстро и тем более внедрят, — считает Арсений Архангельский, аналитик инвест-клуба «А3». 

Новой валютой можно пользоваться офлайн

Цифровой рубль будет доступен всем: обычным гражданам, бизнесу, участникам финансового рынка и государству. Для простых россиян операции с цифровой валютой будут аналогичны работе электронных кошельков, платежных или мобильных приложений. Транзакции будут проводиться как в онлайн-, так и в офлайн-режиме. 

«Новая нормальность»: Центробанк готовит цифровой рубль

Принцип офлайна можно объяснить так: пользователь резервирует определенную сумму в электронном кошельке. Но чтобы перевести средства без связи, на обоих устройствах должна быть активирована данная услуга. 

— Многие пользуются Apple, Google Рay и другими сервисами. Вы можете оплатить покупку с телефона с выключенным интернетом, потому что когда вы прикладываете телефон, он лишь отдает данные карты, а процессинг банка и устройство выполняют все действия на своем сервере/устройстве. В случае с цифровым рублём то же самое. Будет либо какой-то кошелек, который свяжут с госуслугами или банком, где передача вашего идентификатора будет осуществлена беспроводным путем, а позже это обработают при подключении к интернету, либо разработчики придумают иной способ. Но первый более вероятен, — объясняет Архангельский.

Нужен ли цифровой рубль?

Эксперты, опрошенные KazanFirst, поделились своим взглядом на идею ЦБ. Илья Пахомов, управляющий ОО «Казань» Уфимского филиала РГС Банка, говорит, что появление цифрового рубля – это реакция Банка России на быстро меняющуюся финансовую инфраструктуру как внутри страны, так и за ее пределами. С учетом роста объема безналичных платежей появление цифрового рубля становится очевидным и оправданным. Кроме того, это прямо соотносится с программой цифровизации национальной экономики. 

— А еще это смело можно назвать мировым трендом: центральные банки других стран на данном этапе не только анализируют возможности и методы создания собственной цифровой валюты, некоторые из них уже тестируют собственную цифровую валюту или реализуют пилотные проекты. Очевидно, что на каком-то этапе будет возможным, выгодным и где-то приоритетным экономическое взаимодействие между странами с использованием цифровых валют. В этом смысле создание и реализация национальной цифровой валюты становятся не просто элементами развития финансовой системы внутри страны, но и необходимостью для ее интеграции в мировую экономику будущего, — считает Пахомов.

«Новая нормальность»: Центробанк готовит цифровой рубль

Евгений Маришин, доверительный управляющий ИФК «Солид», солидарен с ЦБ, что необходимость цифрового рубля обусловлена временем.

— Время, скорость и объемы проводимых торговых операций вынуждают искать более энергоемкие пути расчетов. Цифровая валюта позволит проводить привычные операции быстрее и безопаснее, чем нынешние транзакции. А для регулятора это новый способ мониторинга операций. Сейчас еще много пробелов в регулировании и обеспечении безопасности цифровых платежей, но, учитывая темпы развития этого направления, в течение пяти лет цифровые деньги станут новой нормальностью, — считает Маришин.

В чем плюсы и минусы?

Любая цифровизация, тем более в лице государства, признана регулировать рынок и делать его более прозрачным. Введение цифрового рубля позволит сократить «черные» рыночные схемы у людей, так как цепочка получателей денег станет прозрачна, считает аналитик «А3». В классическом секторе и банках это тоже есть, но на «клиринг» и обслуживание цепочек транзакций уходит большое количество средств. В текущей ситуации выиграет государство и банки. 

— Одно преимущество для интернет-магазинов и рынка е-коммерс в том, что банковский эквайринг станет дешевле, а значит, у нас станут более дешевыми интернет-услуги. Возможно, переводы денег станут абсолютно бесплатными, потому что банки не смогут брать комиссию, так как действия будут проходить на стороне ЦБ. Это тоже вероятный сценарий, — поделился мнением Архангельский.

ЦБ обещает высокую безопасность и высокую скорость совершения переводов. По мнению эксперта по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Павла Гаврилова, это несомненно является плюсом, но пока смутно представляется, насколько это будет проще, удобнее и быстрее, чем классические банковские переводы, особенно после внедрения системы быстрых платежей.

— Также стоит задуматься над инфраструктурой, пока она выглядит как счет в любом банке. А возможность использования цифровой валюты в малонаселенной местности не выглядит убедительно, — рассуждает эксперт. 

«Новая нормальность»: Центробанк готовит цифровой рубль

Цифровой рубль, по сути, не представляет особого значения для обычных физических лиц. По словам Гаврилова, он в большей степени применим в государственных структурах и к юридическим лицам, что действительно может увеличить скорость и доступность в расчетах, а также обеспечить более глубокую проверку этих структур для исключения коррупции и денежных махинаций.

— Поэтому сейчас плюсов больше. Серьезных минусов пока не наблюдается, — говорит эксперт «БКС Мир инвестиций».

Ведущий аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков придерживается другого мнения. По его словам, до практического применения цифрового рубля предстоит решить массу вопросов. Прежде всего они касаются обеспечения безопасности электронных кошельков. Также немаловажным является обеспечение повсеместного доступа в интернет, так как расчёты через такие цифровые кошельки не могут осуществляться в офлайн-режиме (ЦБ утверждает, что офлайн возможен. — Ред.).

— С позиции государства цифровая валюта, да и переход на полный безналичный расчёт позволит улучшить контроль в сфере налоговых платежей. Однако без всеобщего доступа в интернет, а по сути, цифровизации общества, такое решение будет неполноценным. Во всяком случае, сложно представить расчёты цифровым рублём где-нибудь в глубокой тайге. Соответственно, даже внедрение цифрового рубля вряд ли полностью отменит хождение наличности, — считает Кочетков.

«Государство вроде бы, наоборот, стремилось обеспечить доступность интернета всюду»

Покритиковал идею ЦБ и аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. Известно, что быстро внедряются те информационные технологии, которые полезны и понятны. В противном случае они тормозятся как внутри фирмы, так и на массовом рынке. Чтобы внедрение цифрового рубля шло быстро, самое главное, чтобы пользователи ощущали выгоду, говорит Делицын. 

— Это может случиться, если, к примеру, пластиковые карты перестанут работать. Это может случиться, если цифровой рубль позволит быстро и легко заплатить за что-то, за что сейчас заплатить нельзя вовсе или очень сложно. Однако даже если где-то такие проблемы и есть, рынок для их решения не кажется очень большим, — продолжает эксперт.

ЦБ называет в качестве преимущества возможность заплатить без бумажных денег и без интернета, то есть в удалённых и труднодоступных регионах страны. Но неужели в этих районах идут настолько интенсивные транзакции, что недостаточно обычного бумажного рубля, задается вопросом спикер.

— И зачем везти смартфон туда, где интернета всё равно нет. Судя по всему, предполагается, что останутся районы, где мобильная связь есть, а интернета нет. Но ведь даже GPRS позволяет пользоваться интернетом! И какова мотивация владельца магазина обзаводиться устройством для приёма цифровых рублей? Ну и, наконец, государство вроде бы, наоборот, стремилось обеспечить доступность интернета всюду – и эту задачу можно решить быстрее, чем создать цифровой рубль, — замечает аналитик «Финама».

Пока неясно, как обеспечат, чтобы цифровой рубль принимали все и везде, продолжает спикер. К примеру, родитель даёт ребёнку пятьдесят рублей на покупку мороженого, а в магазине у ребёнка кассир возьмёт эти деньги. Как это будет происходить с цифровым рублём? Кассовый аппарат ребёнка примет с родительского смартфона (китайского производства) платёж и напечатает чек? Или родитель будет переводить этот рубль со своего смартфона на какой-нибудь специальный токен ребёнка? Делицын говорит, что пока процедуры не кажутся быстрыми и понятными. Обычный бумажный рубль явно выигрывает и по простоте, и по скорости.

— Многие детали пока совершенно не ясны, — акцентирует он. — Например, консультативный доклад ЦБ говорит, что граждане и предприятия смогут свободно переводить свои деньги из одной формы в другую, то есть из цифрового рубля в наличные или на счет в банке и обратно. Что бы это могло значить? К примеру, в кошельке у меня тысяча рублей, я их фотографирую при помощи мобильной камеры, перевожу в цифровую форму и плачу за онлайн-услугу. А что потом произойдёт с бумажной банкнотой? Я буду обязан её утилизовать? Или она станет считаться фальшивой?

«Новая нормальность»: Центробанк готовит цифровой рубль

Пока ответов на эти вопросы нет.

Заменит ли цифровой рубль иностранную валюту?

По мнению ЦБ, национальная цифровая валюта «сможет ограничить риск перераспределения средств в иностранные цифровые валюты, что поспособствует макроэкономической и финансовой стабильности». KazanFirst спросил экспертов, что они думают по этому поводу.

Делицын говорит, что многое зависит от того, что понимать под иностранной цифровой валютой. 

— Если имеется в виду биткоин, который по ЦБ вообще не является цифровой валютой, то остановить граждан от желания заработать, спекулируя биткоином, цифровой рубль не сможет. Поэтому задачу отвадить нашего человека от каких-нибудь новых биткоинов цифровая валюта не решит, — замечает аналитик «Финама».

Андрей Кочетков говорит, что доверие к валюте складывается не из её цифровизации, а из её макроэкономического обеспечения и относительной стабильности против других валют. Если же цифровая валюта будет периодически безвозвратно слабеть, то отношение к ней будет таким же, как и к бумажной, и люди будут продолжать хранить часть своих накоплений в денежных единицах с более высокой стабильностью.

— Цифровая валюта, по мнению ЦБ, является той же формой денег, как наличные и безналичные средства. Судя из определения, сделать вывод о привлекательности национальной валюты нельзя, так как это просто новая форма. Поэтому неясно, как это может снизить спрос на покупку иностранной валюты, — говорит в свою очередь Павел Гаврилов.

Не согласен с ЦБ и доверительный управляющий «Солида». Большинству людей, столкнувшись с чем-то новым, нужно время освоиться. А затем начинается процесс изучения и возникает интерес к аналогичным вещам. 

— Привыкнув к крипторублю, люди начнут интересоваться другими направлениями цифровых вложений, которые ранее вызывали опасение, непонимание и страх. Как результат можем получить новый виток спроса на криптоактивы повсеместно, ведь не только в России внедряется цифровая валюта, — говорит Маришин.

Пахомов объясняет слова ЦБ следующим образом: работающая национальная цифровая валюта сможет удовлетворить нарастающую потребность клиентов в цифровых сервисах и тем самым снизить частоту использования иностранных цифровых валют при проведении операций, где это возможно, разумеется.

— В общем, это логично: если где-либо будут существовать удобные современные сервисы, которые будут легитимно доступны для российских граждан, то они несомненно начнут ими пользоваться со всеми вытекающими последствиями. И есть только два способа этого избежать: запретить и создать собственный конкурентный сервис. Как показывает практика, запрет – деструктивное решение, которое почти всегда наносит больше вреда, чем пользы. Остается второй вариант – создание собственного конкурентного сервиса. В данном контексте это создание собственной цифровой валюты. И здесь, с нашей точки зрения, в нашей стране есть все ресурсы для успешной реализации этой задачи, — поделился своим взглядом эксперт.

Когда появится цифровой рубль?

ЦБ пока изучает вопрос внедрения цифрового рубля и окончательного решения не принял. Но эксперты считают, что это дело времени.

— По результатам обсуждения нас, скорее всего, будет ждать общее заключение. Вероятность того, что будет принято решение о его внедрении, весьма велика. Сроки озвучены не были, поэтому пока остается только ждать, — подытожил Гаврилов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *