«У наших выпускников мусульманских учебных заведений отсутствует оглядка на заграницу»

Российские богословы собрались в Казани
Российские богословы собрались в Казани, чтобы обсудить проблемы религиозного
образования.

В Казани проходит Форум преподавателей мусульманских образовательных организаций и преподавателей Татарстана. Публичные проблемы на этом мероприятии поднимались типичные для этой сферы. К примеру, главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев обратил внимание участников заседания на содержание мечетей и зарплату имамов в 15 тысяч рублей. По его словам, сегодня есть государственная поддержка врачей, учителей и других специалистов, которые выбирают местом своей деятельности село. Но такой поддержки лишены выпускники мусульманских учебных заведений, а ведь они на самом деле должны стать имам-хатыйбами в деревенских мечетях, но годового гранта в 180 тысяч рублей (по 15 тысяч рублей каждый месяц в течение года) молодым специалистам явно не хватает. 

— Я примерно в 1988 году начала давать уроки детям в мечетях. Тогда не было ни книг, ни учебных пособий, ни помещений толком. Но мы как-то справлялись. Но сегодня наша проблема — детей не хватает на селе, — сетовал Фазлыев. 

«У наших выпускников мусульманских учебных заведений отсутствует оглядка на заграницу»

Он также отметил, что возникают вопросы, касающиеся образовательного процесса по выстраиванию отношений между светскими образовательными учреждениями с муфтиятом и митрополией Татарстана. Кроме того, перегруженность детей во школах, натаскивание их на ЕГЭ не оставляют им сил и интереса к внеурочным занятиям. 

В свою очередь первый заммуфтия Татарстана Рустем хазрат Валиуллин напомнил, что главное достижение системы мусульманских образовательных учреждений в республике — это то, что высшие и средние профессиональные учебные заведения сформированы и функционируют. Он прокомментировал и недавнюю законодательную инициативу, выдвинутую в Госдуме, согласно которой все религиозные деятели, получившие религиозное образование за рубежом, но работающие в России, должны в обязательном порядке пройти аттестацию.

— Выпускники заграничных религиозных образовательных учреждений, к сожалению, не могут сразу переквалифироваться под нашу страну, совершают те ошибки, на которые наступали их предшественники, — это незнание нашей местности, обычаев, культурного потенциала и вечная оглядка на заграницу. У выпускников наших учебных заведений отсутствует оглядка на заграницу. Потому что они смотрят трезво на те процессы, которые происходят там. Всё это позволяет с лёгкостью работать с населением. У наших студентов получение образования происходит без отрыва от реальности, — комментирует законодательную инициативу для KazanFirst Рустам хазрат Валиуллин.

«У наших выпускников мусульманских учебных заведений отсутствует оглядка на заграницу»

Собеседник отметил, что, например, за рубежом нельзя научиться быть имамом-хатыйбом. 

— Предметов, связанных с этим, я в образовательных программах зарубежных учебных заведений не видел. А мы в России изучаем все обязанности и компетенции, связанные с должностью имам-хатыйба. Без знаний о том, кто такой имам-хатыйб толку от знаний, полученных за рубежом, нет. Такого специалиста можно лишь назвать востоковедом, исламоведом, религиоведом, — заявил заммуфтия. 

Обучение татарскому языку сидит прочно и глубоко в системе исламских образовательных учреждений. Например, без знания татарского нельзя окончить медресе. Но в то же время в Болгарской исламской академии татарский не обязателен. 

— Так как Болгарская исламская академия является федеральным учебным заведением, а также готовит не только для Татарстана, но и для других регионов Российской Федерации, то мы, татары, в плане изучения языков — арабского, русского — проблем не имеем. В Болгарской академии большая часть предметов преподаётся на арабском языке. А те предметы, которые важны всем российским имам-хатыйбам, тем же нашим кавказским братьям, по ним мы проявляем гибкость и позволяем им общаться на родном для них русском языке, — добавляет спикер. 

«У наших выпускников мусульманских учебных заведений отсутствует оглядка на заграницу»

Председатель Совета аксакалов Татарстана Айрат Аюпов рассказал, как недавно посетил вице-спикера Госсовета и председателя Комиссии по сохранению и развитию татарского языка Марата Ахметова. Он представил ему документы, где описаны, какие мероприятия могли бы помочь развитию в республике татарского языка.

— В первую очередь нам нужна система татарского образования. Татароязычную среду нельзя сохранить без татарского образования. Что для этого нужно сделать? Конечно, необходимо в семье разговаривать на татарском языке. Далее: нам нужны татаро-мусульманские детсады. Потом мы направляем детей в татарские школы. В принципе в этих образовательных учреждениях русский язык тоже нужно преподавать. Там же учить Коран, жить по Корану и по задисам. После окончания 11 классов ребёнок должен поступить в татарские отделения наших вузов. Если ничего этого не будет, этих татарских отделений не будет, то у наших детей не будет будущего, — рассуждал Аюпов. 

Он также высказался, что татарскому народу сегодня как никогда остро нужен национальный университет, чтобы готовить гуманитариев-просветителей — журналистов, учителей и так далее. Аюпов сетует, что в республике снижается число преподавателей по биологии, физике, химии на татарском языке.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *