Государство становится социально-избирательным

Общественники
Общественники, выражающие интересы многодетных семей в Татарстане, говорят, что
размеры господдержки сокращаются. Они обеспокоены тем, что помощь оказывается
все более адресно.

Какие современные тенденции протекают в семьях и как вообще относятся сегодня к институту семьи молодые люди? Можно ли исходя из нынешнего отношения к многодетным в России назвать наше государство социальным? Этими вопросами задались участники открытой научно-популярной коммуникационной площадки «Мужской след в демографии: социальные, демографические и юридические практики», прошедшей в Казани. 

Мероприятие проводилось Центром семьи и демографии Академии наук Татарстана в рамках научно-исследовательского проекта «Генеративное поведение российских мужчин в условиях демографического кризиса: Приволжский и Северо-Западный округа РФ (сравнительный анализ)» (при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект А 19-011-00644). Директор этого центра — доктор социологических наук, председатель Общественного совета Управления ЗАГС Кабмина РТ, член научного совета «Демографические и миграционные проблемы России» отделения общественных наук РАН Чулпан Ильдарханова.

Ильдарханова рассказала о некоторых выводах исследования. 

Было выявлено, что межличностные отношения и сложившиеся пары во время обучения в вузах, как правило, не ведут к образованию семьи. Там отношения складываются между сверстниками. Девушки стремятся выйти замуж в 25 лет, а мужчины рассчитывают вступить в брак в 30 лет. Поэтому по завершении вуза парни продолжают наслаждаться холостяцкой жизнью, в то время как девушки переориентируются на мужчин старше себя. 

Государство становится социально-избирательным

На селе мужчины ориентированы к заведению семьи на 4 года раньше, чем городские парни, то есть в 26 лет. Но это объясняется тем, что миграция в город у сельских девушек в 4 раза выше, чем у мужчин. Поэтому на селе у мужчин не остаётся других вариантов, кроме как именно успеть жениться. 

Центром семьи и демографии было установлено, что к миграции из деревни в город также склонны семьи, где родился первый ребёнок. «Спонсорами» переезда здесь выступают не родители супругов, а именно бабушки и дедушки, которые желают своим внукам и родившемуся правнуку или правнучке лучшей жизни. Инфраструктура современного села модернизирована слишком поздно, её блага уже не трогают сердца пожилых. 

А вот когда у семьи на селе рождается второй ребёнок, то её намерения переехать в город падают в два раза. 

Далее Ильдарханова перешла к вопросу о разводах. Да, было установлено, что современная молодёжь при вступлении в брак вообще не задумывается, что их отношения могут привести на самом деле к расставанию. Здесь Ильдарханова сослалась на исследование научного совета «Демографические и миграционные проблемы России» отделения общественных наук РАН и её Центра семьи и демографии. Это исследование установило, что поколение, рождённое условно в 1971-1974 годах, имеет установку на сохранение брачно-семейных уз, даже если в семье есть серьёзный разлад между супругами. Делают это, чтобы сохранить свою семью ради ребёнка. Однако опрос молодых мужчин, выросших в таких семьях с проблемами, показывает, что они переживают по поводу той атмосферы, в которой жили, и сожалеют, считают, что лучше бы родители развелись. А это в свою очередь влияет на то, что думают о семейной жизни мужчины, готовы ли они попробовать себя в роли мужей и отцов, не разочаровались ли они вообще в семейной жизни. 

Исследования Центра семьи и демографии выявили и то, что если мужчины и готовы к заведению семьи, значит, они и готовы воспитывать детей. Но это их вербальная декларация. На деле же психологически отцы с рождением ребёнка пребывают в растерянности и не знают, что делать с ним в плане заботы и ухода. 

Опросы также показали, что мужчина, проживший холостяцкой жизнью до 30 и старше лет, то есть по факту вышедший из безопасного репродуктивного возраста, в итоге приходит к тому, что сожалеет об упущенных возможностях.

Государство становится социально-избирательным

Далее Чулпан Ильдарханова рассказала, сколько сегодня в России и в Татарстане многодетных семей. На 1 января 2019 года в России насчитывается 1,76 млн многодетных семей, где воспитывается 5,6 млн детей. В среднем в российских многодетных семьях воспитывается по три ребёнка. В Татарстане с 2015 года по сентябрь 2020 года наметился рост числа многодетных семей примерно на 25%. 

Но каково на сегодня положение многодетных семей в России и в Татарстане? KazanFirst в конце сентября рассказал историю семьи Шариповых из Бавлинского района. Напомним, что там шестидетная семья лишилась соцподдержки для многодетных и малообеспеченных семей летом этого года. Хотя такая помощь Шариповым была назначена в январе 2020 года и они на протяжении полугода на семерых человек (6-й ребёнок родился в сентябре 2020 года) получали от государства ежемесячно около 58 тысяч рублей. 

В то же время на сессии Госсовета Татарстана, прошедшей 29 октября, Минтруд Татарстана внёс законопроект, который ужесточает принципы получения соцподдержки гражданам. Теперь по новому закону гражданин не получит никаких причитающихся ему пособий, если имеет перед государством долги по налогам, сборам и иным обязательным платежам. 

Как говорила министр труда, занятости и социальной защиты Татарстана Эльмира Зарипова перед депутатами, бюджет России, как, впрочем, и Татарстана, год от года становится всё более и более социально ориентированным, расходы на социалку растут. В 2021 году расходы республиканской казны в этой части вырастут на 5,6%.

Но в то же время соцпомощь в государстве становится всё более адресной. А если вспомнить историю семьи Шариповых из Бавлов, то определение степени — нуждается ли многодетная семья в господдержке, становится всё более формальным. 

Государство становится социально-избирательным

Корреспондент KazanFirst попросил прокомментировать сложившуюся тенденцию, когда, с одной стороны, государство в России и в регионах вроде как становится всё социальнее, но с другой стороны, всё больше категорий граждан остаётся за бортом помощи, председателя «Многодетные семьи Татарстана», члена Общественной палаты Татарстана Артёма Кузнецова.

— Да, помощь государства становится все более адресной. У нас всё больше становится помощи, привязанной к статусу «малообеспеченная семья», и не важно, однодетная это или многодетная семья, со здоровым ребёнком или с ребёнком с особенным развитием. Если ты не малоимущий и можешь себе позволить что-то, то всё: «До свидания!». Государство тебе говорит, что ты с вопросами семейными и финансовыми должен разбираться сам, — отвечает собеседник.

Он рассказал, что по Семейному кодексу прописаны основные виды помощи многодетным семьям. Это бесплатный проезд школьников в общественном транспорте, 30%-ная скидка на коммуналку (причем со счётчиков, а не от всей квартплаты), до достижения ребёнком шести лет бесплатные лекарства, если в них нуждаются дети. 

Есть помощь многодетным семьям от государства, выходящая за рамки этих прописанных мер. 

— И как раз в этой области государственной помощи само государство уже начинает немножечко хитрить. Государство по отношению к многодетным семьям снижает свои издержки. Например, у нас есть прекрасная программа в республике — жилищный сертификат для семей с пятью и более детьми. Идея простая — если у тебя пять и более детей и ты нуждаешься в улучшении жилищных условий, а именно у тебя на каждого члена семьи приходится менее 18 квадратных метров, то государство тебя ставит на очередь, даёт жилищный сертификат на соответствующую разницу в квадратных метрах на получение квартиры. Семье выдаётся новая квартира, в которой метраж соответствует нормам на каждого из её членов. А старую жилплощадь государство забирает себе. Ещё более чем три года назад ты мог встать в очередь вне зависимости от того, какой у тебя доход, и ждать. Сама очередь длинная, конечно, была. И вот три года назад ввели дополнительный фильтр: если ты малоимущий, то ты должен каждые полгода приносить справку о своих доходах, что у тебя доход ниже прожиточного минимума. Вот тогда ты встанешь в очередь, — говорит Кузнецов. 

По его словам, раньше в очереди было 900 таких семей. А сейчас она сократилась до 600 семей. Но даже эти 600 семей вынуждены ждать своей очереди порядка 15 лет. 

— Я всегда говорю об этой проблеме. Нам нужно как-то эту очередь сократить хотя бы до года, как в Москве. По факту у нас в Татарстане получается, что за эти 15 лет у многодетной семьи дети вырастают, а они уже своё жильё заводят. В общем, семьи, так и не получив обещанные квартиры, вылетают из очереди. Получается как в притче у Ходжи Насретдина: «Либо ишак сдохнет, либо султан сдохнет», — сетует Кузнецов. 

Государство становится социально-избирательным

В целом Кузнецов согласен с тем, что с недавно наметившимся курсом России к социальному государству, с циркулирующими вокруг этой темы лозунгами и заявлениями политиков не всё так однозначно. 

— Я подтверждаю, что на сегодняшний день не только в республике, но на самом деле и по всей России расходы на социальные нужды снижаются. Потихонечку, по чуть-чуть… тут немножко недодали, там немножко не дали, тут какое-то постановление вышло, там какое-то письмо министерства вышло. Вчитываешься во все эти документы и понимаешь, как опять какая-то категория граждан вылетает из числа тех, кто имеет право на социальную помощь. Ко мне очень много обращений поступает от жителей республики — жалуются, что им не дают статус малоимущих из-за каких-то там 100-200 рублей в доходах, которыми они превосходят нормативы малоимущности, — говорит Кузнецов. 

Общественник в поддержку своих слов приводит такой случай: один родитель в многодетной семье не работает. Ему Минтруд РТ говорит: «А что ты не работаешь?». А женщина отвечает: «Я домохозяйка». А ей в ответ: «Нет такого статуса “домохозяйка”». 

— А женщина, быть может, на рынке работает, чем-то торгует. А раз она торгует, то у неё, значит, доход не менее 20 тысяч рублей в месяц должен быть? И вот в Минтруде РТ автоматически приписывают этой женщине доход в 20 тысяч в месяц. Я всегда возмущаюсь этому — как так? Получается, что презумпция невиновности не работает. Раз ты не работаешь и не можешь записаться как домохозяйка, значит, у тебя какой-то косвенный доход есть в 20 тысяч рублей? И эта сумма приписывается в бюджет семьи, хотя никаких доказательств получения этих денег у органов власти нет, — подытожил Кузнецов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *