«Коэффициент несъедаемости»: сколько бюджетных миллионов, выделенных на бесплатные обеды школьников, отправляют в помойку

Новый индикатор, демонстрирующий, какая часть порции оказывается в мусорном ведре, ввел Роспотребнадзор. Это, в свою очередь, говорит о качестве питания, которое получают ученики.

В январе 2020 года президент России Владимир Путин объявил о необходимости обеспечить качественным бесплатным горячим питанием школьников страны. Соответствующий закон, позволяющий безвозмездно обедать учащимся 1-го-4-го классов, был принят уже к 1 марта. В Татарстане норма охватила около 210 тысяч детей, а за четыре месяца на эти цели было направлено 860 млн рублей - 58% суммы поступило из федерального бюджета, 42% - из казны республики.

- По закону учащиеся младших классов должны будут обеспечиваться бесплатным горячим питанием не реже одного раза в день, а в меню должно быть и горячее блюдо, и горячий напиток. За три года из бюджета России мы получим 3,2 млрд рублей на организацию горячего питания для школьников 1-го-4-го классов. Из бюджета республики будет выделено 2,6 млрд рублей, - сообщил министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин.

Если напротив пункта «бесплатное» в поручении президента можно поставить галочку, то в графе «качественное» - пока вопрос. С ноября Роспотребнадзор республики начал проводить проверки, которые к маю охватят 1 589 школ республики. Специалисты Управления побывали уже в 408 школах, это порядка 25% от всех образовательных заведений, подлежащих проверкам. Нарушения при этом выявили в 220. Что в целом весьма неплохой показатель - в прошлом году в результате проверок те или иные нарушения, связанные с организацией питания, были выявлены в 78% школ (в этом - около 54%).

Как рассказала руководитель Управления Роспотребнадзора Татарстана Марина Патяшина, нарушения носят «текущий и быстроустранимый характер». Пример - посуда, которую моют реже, чем следует, или недостаточно качественно, нет маркировки у поставляемых продуктов или нарушается товарное соседство, когда сырую продукцию хранят рядом с готовой. Две школы попались на подаче холодных блюд, одна - на нарушении технологии их приготовления. Где-то и вовсе до сих пор не справляются с соблюдением масочно-перчаточного режима (в связи с пандемией сотрудники пищеблока обязаны использовать эти средства защиты).

В этом году Роспотребнадзор ввел и еще один показатель - «коэффициент несъедаемости». По сути, данный индикатор показывает, какая часть бесплатной порции оказывается в мусорном ведре.

- Ребенку предлагается завтрак - напиток, каша, хлеб, сыр. Вес всего завтрака - 510 грамм. На 100 детей получается некая сумма. Мы взвешиваем ведро с остатками, которое остается после завтрака. Эти остатки составляют до 20% - в разных школах Татарстана по-разному, - рассказывает спикер. 

Однако если взглянуть на показатель немного под иным углом, то «коэффициент несъедаемости» становится не только индикатором качества питания и аппетитности блюд, но и эффективности расходования бюджетных средств. Ведь нынешнее значение в 20% в разрезе выделенных государством 860 млн рублей путем простейших арифметических вычислений превращается в 172 млн рублей, оказавшихся на помойке в виде пищевых отходов. Понятно, что в подобных примерах упущено множество нюансов, но стоит предположить, что с образовательных учреждений будут всячески требовать снижать «несъедаемость» до минимума.

- Раньше он не был регламентирован, для него нет норматива. Но вроде бы как мамы мы понимаем, что он должен быть минимальным. Мои дети не встают, пока все не доедят. Думаю, так многие поступают. Поэтому, конечно, это было бы оптимально, если бы ребенок оставлял, может быть, 10%. Сейчас говорить, что 20% - это критично, я не могу. Проверки в самом начале. К чему мы придем к концу этого учебного года и какой показатель будет по стране, тогда посмотрим, съедают у нас дети лучше или хуже. Тогда можем какую-то характеристику этого сделать. Если увидим, что в среднем 20%, а в некоторых школах 50%, то мы придем, потому что это большой вопрос к организации питания. Другое дело, что есть проблема детям скушать это здоровое питание, поскольку дома легче приготовить макароны и сосиски. А вот если питание невкусное, холодное, слипшееся - этого быть не должно, - рассуждает Патяшина.

Привела главный санитарный врач республики и результаты опроса, участниками которого стали 1 177 человек, - ученики вторых, пятых, десятых классов и их родители. Ответы показали, что 13% детей ежедневно употребляют в пищу фастфуд, чипсы и сухарики, которые вредны для здоровья.

- Вопросы питания детей важны не только в школе, но и в семье. Ребенку очень непросто полюбить здоровую пищу в школе, если дома с этим сложно, - считает руководитель ведомства. 

Другой важный момент - организация обедов в самих школах. В крупных учреждениях, где единовременно нужно накормить много детей, часто сталкиваются с тем, что накрывать приходится заранее, поэтому к приходу учеников блюда остывают. Один из выходов - достаточная по продолжительности «большая перемена».

- Перемена для приема пищи по законодательству не может быть меньше 15-20 минут. Чтобы ребенок успел помыть руки, настроиться на прием пищи, спокойно покушать и вернуться на урок. Те школы, которые эти перемены делают короткими, практикуют раннее накрытие столов, - отметила Патяшина. 

Еще один вариант - накрывать столы только для малышей. А тех школьников, что постарше, отправлять на линию раздачи, где они смогут получить блюда прямо «с огня».


Читайте также: Дегустируем школьное питание: как и чем кормят казанских учеников


Понравился материал? Поделись в соцсетях
6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Рамиль
Никогда в школах не доедают. Я не знаю как так УЖАСНО можно готовить, что все летит в помойку? Нанять квалифицированный персонал, чтобы готовили вкусно
2
0
Ответить

Марина
Как то в доброй столовой повар уронила свою тряпку, грязную и вонючую в борщ, я стояла в очереди все видела. Вы думаете она хоть ухом повела? Нет, достала и стала разливать борщ по тарелкам. Думаю в школах происходит нечто подобное
3
0
Ответить

Виктория
@Марина Зря вы так думаете. В школах полный контроль
0
0
Ответить

Ольга Пестрова
Дети сейчас очень капризные, это буду, то не буду. Зажрались это называется
2
0
Ответить

Сергей
@Ольга Пестрова Родители виноваты и больше никто.
0
0
Ответить

Лена
столько отходов остается - зачем выбрасывать? Можно предлагать забирать приютам для животных. Приюты государство не содержит, а это была бы неплохая поддержка в трудные времена для животных. Можно просто подкармливать их на улицах, особенно в холодные времена. Животные были бы благодарны за это. Кто, если не люди, могут в этом помочь? Руководители приютов для животных, попробуйте договариваться об этом со школами, детскими садами. Волонтеры могут помочь подвозить на машинах.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite