Школьное питание в Казани: как меняют культуру обедов у детей

Согласно опросам 80% учеников сегодня в общем и целом довольны тем, как их кормят в столичных школах. Впрочем, проблемы в организации питания остаются. Главные из них связаны с качеством блюд. Решение наболевших вопросов искали на городском семинаре.

Самой распространенной жалобой в вопросе школьного питание является подача обедов в остывшем виде. Это происходит из-за больших очередей, а также преждевременного накрытия столов. 

- Специально для решения этой проблемы мы закупили 70 сервировочных тележек для 67 школ, чтобы суп и горячие блюда вывозились непосредственно в кастрюлях или гастроемкостях и разливались в тарелки перед подачей детям, - рассказывает генеральный директор Департамента продовольствия и социального питания Казани Рима Мухамедшина.

Другие нарекания связаны с качеством и вкусом блюд, составом меню и меню для аллергиков. Так, например, в первой четверти многие родители жаловались, что в меню бесплатного горячего питания для учащихся младших классов нет первого блюда. В результате с 19 октября в столовых для них стал предлагаться суп с фрикадельками за дополнительную плату в 16 рублей.

Чтобы повысить качество питания, специалисты Департамента собирают предложения через соцсети и по горячей линии. Регулярно проводят опросы. По результатам одного из таких с участием более 4 500 человек выяснилось, что 13% школьников не устраивает качество питания, а более 80% оценивают его от «отлично» до «удовлетворительно». Опрос был проведён как среди заведующих столовых, директоров школ, заведующих детскими садами, так и среди школьников.

Еще одна задача, которую предстоит решить, - нехватка квалифицированных кадров. Кроме того, больше половины школ не обращаются в Департамент при возникновении каких-либо проблем, например, при поломках оборудования. 

Слабым местом школьного питания является и низкий уровень цифровизации. Необходимо усилить систему автозаказов. Пока многим сотрудникам столовых проще делать их по телефону. Перед Департаментом стоит задача обеспечить шеф-поваров компьютерами.

Однако есть и такие школы, в которые не поступает жалоб на питание. Одна из них - лицей №146. Директор образовательного учреждения Диляра Каримова рассказала о положительном опыте по организации школьного питания. Здесь был создан первый в Казани школьный ресторан. Детям предоставлено право выбора еды. Руководитель также подчеркнула, что в организации школьного питания очень эффективно введение полностью безналичного расчета.

- У нас уже лет семь стопроцентно безналичный расчет. Это дает возможность отследить результаты питания, - отметила спикер. - Есть две базы данных. Это ежемесячные отчеты по покупкам и ежедневные фотоотчеты по выручке. Такая система позволяет собрать информацию по каждому ребенку. У нас практикуется зеркальный принцип по линии раздачи. Если раньше мы работали в основном с левой стороны - с поварами, закупали продукты, то теперь мы все больше осознаем необходимость работы с правой стороны - с родителями, учителями, педагогами.

Составлено индивидуальное расписание приема пищи для каждого класса. К организации питания привлекались и родители, которые были волонтерами-наблюдателями и помощниками администратора. В лицее проводится обучение работников ресторана. Также есть кулинарные курсы с выдачей документов по их окончании для учащихся, которые впоследствии могут трудоустроиться в школу в качестве поваров.

Каримова обратила внимание, что важно с 1-го класса приучать ребенка использовать в процессе еды вилку и нож. Она также посоветовала обращать внимание и на обстановку в столовых.

- В 36 школах мы провели капремонт на сумму порядка 280 млн рублей. Мы подняли зарплату нашим поварам и впервые начали учебный год с цифры 92% комплектации персонала, - рассказал в свою очередь мэр Казани Ильсур Метшин. - И в целом из 166 столовых у нас уже в 65 на сегодня школьные рестораны, как мы их сейчас называем.

Градоначальник также добавил, что решению многих вопросов с питанием способствовало и проведение в Казани разных мероприятий всемирного уровня, таких как чемпионат мира по футболу, WorldSkills. Так, теперь в республике есть две лаборатории с датским оборудованием для проверки качества мяса. После WorldSkills 80 школам предоставили 550 единиц инвентаря и оборудования на сумму 5,2 млн рублей.

В школьных столовых сократили количество полуфабрикатов в меню. Был проработан вопрос с невкусной жесткой котлетой, которую дети прозвали «шайбой». Сотрудники Департамента продовольствия проверили ее технологию и обнаружили в ней ошибку.

Еще летом 2019 года провели модернизацию 36 школ, которые были оснащены новым оборудованием и получили новые посадочные места. К нынешнему учебному году было закуплено холодильное оборудование для 76 школ на 16 млн рублей. Обновлен фонд посуды и столовых приборов. Закуплены необходимые приборы и средства по профилактике коронавируса.

Активно ведется обучение поваров. Департаментом разработаны рекомендации по организации школьного питания. В интернете в свободном доступе опубликованы видеоролики по приготовлению блюд из школьного меню. Планируется оснастить столовые табло и ввести в них систему предзаказа, сообщил начальник Управления образования Ирек Ризванов.

Особое внимание уделяется системе оценки работы столовых. С января в казанских школах организуют ежедневный родительский контроль школьного питания. Для объективных выводов о его качестве разработают чек-лист с основными критериями оценки.

Однако журналы родительского контроля уже ведутся. На сегодня в них есть 984 записи, из которых только четыре отрицательные. При этом во многих образовательных учреждениях их не очень активно используют. Родители имеют право при соблюдении всех мер профилактики ковида зайти в столовую для оценки ее работы, напомнила в заключение Мухамедшина.


Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Родительнца
Проблема ведь не в том что "плохо кормят". А в том что дети не хотят есть здоровую пищу. Предложим им пиццу и колу и они их будут есть каждый день
0
0
Ответить

Выпускной
@Родительнца Ну уж вы не утрируйте! В основном дети приучены к еде дома. Что дома они считают вкусным, то и в школе. Макароны и сосиска для большинства детей - это вкусно. Но кому-то нужно макароны определенного сорта и халяльную сосиску. Вот в чем проблема
0
0
Ответить

Римма
Иногда ребенок говорит что вкусно кормят, иногда говорит что есть невозможно. Почему так?
0
0
Ответить

Ольга, Казань
Предлагаю вместо 7 меню сделать одно, которое бы максимально всех устраивало. Потому что невозможно сделать всем хорошо, все равно будут какие-то недовольные люди, которым не понравится веганская морковка и т.д.
0
0
Ответить

Мама двух
Все очень индивидуально. У нас в семье даже вкусы разные, что говорить о тысячах детей в школах. Но то, что дают зеленый свет родителям мне кажется отличный повод не полениться и всем недовольным удостовериться. Лично мой ребенок доволен. То что бывают в меню его нелюбимые блюда, да бывают. Но то, что не вкусно ни разу не слышала за эти 3 месяца учебы.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite