В Казани школьник покончил с собой, обвинив во всем учителя химии: подробности трагичной истории

KazanFirst выслушал аргументы сторон. У каждого в сложившейся ситуации своя правда
KazanFirst выслушал аргументы сторон. У каждого в сложившейся ситуации своя
правда, чья вам ближе — решите сами.

Антону было 15 лет. Он учился в 102-й гимназии. Учился средне, но ладил со сверстниками — его даже единогласно выбрали старостой класса. У Антона было много друзей. Он хотел стать юристом, написать книгу, занимался боксом, увлекался судомоделированием и шахматами. Но всему этому уже не случится. Антон не поступит в университет, а издатели не узнают его имя — в конце сентября он покончил с собой. В СМИ и социальных сетях было много фейковой информации о том, как это произошло и кто виноват в трагедии. KazanFirst выслушал аргументы сторон этой трагической истории. У каждого из них своя правда, чья вам ближе — решите сами. 

В Казани школьник покончил с собой, обвинив во всем учителя химии: подробности трагичной истории

Мы встретились с мамой Антона Аленой Гариповой в маленьком тихом кафе в центре Казани. Женщина хорошо выглядит, интеллигентно себя преподносит, у неё чистая речь, добрый, но печальный взгляд. Во время нашего с ней интервью ей позвонит дочка: «Мам, я пришла домой, немного погуляла. Ты скоро? Я тебя очень люблю, мам», — послышалось на другом конце. 

Конечно, Алена подавлена, но с удовольствием говорит о своём сыне. Кажется, что в этот момент она полностью погружается в память о нем и на секунду забывает о своей боли.

— Он вечно приходил домой, показывал видео, как дурачатся на переменах с ребятами. У нас были очень близкие отношения. Антон никогда не был замкнутым, никогда никому не хамил: ни мне, ни отцу, ни отчиму, ни бабушке с дедушкой. Конечно, как обычный подросток иногда отвлекался на уроках, смешил одноклассников, но это была единственная жалоба от учителей, — вспоминает собеседница. 

В предсмертной записке мальчик обвинил в случившемся учительницу химии Зульфию Гибадуллину — он жаловался на неё с 8-го класса. Тогда он даже просил его перевести в другую школу, хотя не мог окончательно решиться, потому что дружил с ребятами из класса. Родители договорились с Антоном, что он доучится год, но потом все ушли на дистанционку. За лето мальчик передумал менять школу. Говоря об унижениях, он рассказывал не только про себя, а в том числе и об одноклассниках. Со слов детей, преподаватель постоянно принижала учеников, затрагивая при этом семью, называла их «дебилами» и «чурками». Всего через месяц после того, как она начала вести в классе Антона химию, ребята написали коллективное письмо директору с просьбой отстранить ее от занятий. Алена рассказывает, что руководитель образовательного учреждения не сочла нужным принять меры. Тогда мама Антона пошла в школу сама, чтобы понять, почему сын перебивается с тройки на двойку. 

— Он постоянно учил эту химию, как будто это единственный предмет в школе. Он записывал всякие определения на диктофон, ходил слушал вечерами, чтобы запомнить. Я даже пыталась ему сказать, что эти оценки не стоят таких нервов, говорила, что если не выходит, можно сосредоточиться на других предметах, которые он будет сдавать, — история, обществознание, русский. Но он все равно учил. И каждый раз боялся нового урока, — утверждает мама. 

В Казани школьник покончил с собой, обвинив во всем учителя химии: подробности трагичной истории

В последнюю неделю Антон стал замкнутым, даже перестал ходить на бокс. Мама не заставляла, но каждый вечер спрашивала, что случилось. Хотела поговорить, понять, почему замкнулся. Но Антон все время ссылался на усталость. К психологу обратиться Алена просто не успела. Часто он приходил домой и жаловался: «Завтра опять химия». 

Двенадцатилетняя сестра Антона пришла из школы и обнаружила брата мертвым. У неё был разряжен телефон, она в страхе искала телефон Антона, чтобы позвонить маме. Конечно, Алена тут же сорвалась с работы. В это время Антону звонила классная руководительница, чтобы узнать, почему он не пришёл в школу. Трубку взяла сестра и объяснила, что случилось.

— В СМИ много исковерканной информации: дескать, он нескольких учителей обвинял в своей смерти. Это не так, там все было очень конкретно, — подчеркивает Алена. 

Учительница химии на родителей выйти не попыталась, соболезнования не принесла. Сразу после случившегося преподавателя не отстранили от работы. Родительскому комитету пришлось собираться и требовать этого от директора самостоятельно. В итоге Гибадуллина осталась преподавать в школе, но в классе Антона уроки больше не ведёт. 

Антон очень любил литературу. Его любимым писателем был Дмитрий Глуховский. Мальчик написал не просто предсмертную записку, а большое письмо, в котором попытался как настоящий автор выразить свои чувства. Из этого письма понятно, что решение о суициде было принято не спонтанно — он готовил его несколько дней. Это подтверждают описанные события. Антон знал, что никого не будет дома: родители на работе, сестра в школе. 

Следственный комитет завел уголовное дело в отношении неустановленных лиц по статье «Доведение до самоубийства». Но в один момент дело прекратило продвигаться и в школе прошёл слух, что его вообще замнут. Тогда отчаявшаяся Алена выложила в социальных сетях пост. Под ним пользователи оставляли разные комментарии. Были и те, кто начал обвинять в трагедии мать подростка. Приводим некоторые из сообщений, оставленных под постом.  

«Очень многие люди пишут, не зная ситуации вообще, прочитав только пост. У этого мальчика до этого была попытка суицида, развод родителей и т.д. и т.п. Просто понять не могу, раз унижали так его, почему родители ничего не предприняли? Учась сейчас у Зульфия Мухаметгалиевны, могу сказать, что для меня это один из самых сильных учителей в нашей школе, которые действительно дают знания. Легко сидеть на диване, прочитать пост и начать писать свои размышления в коментах. Ну попробовали бы вы работать с 8 до 6 вечера с детьми без перерывов, учитывая, что большинство детей сейчас ленятся что-либо делать. Я не говорю, что можно оскорблять детей, но и если говорить начистоту, я не знаю, у каких учителей после 30 и больше лет работы, психика и нервы в порядке. Но вот так вот выходит, что эти люди, которые много лет работают в школе и являются самыми сильными. А если говорить про этого мальчика, то его самоубийство — совокупность всего происходящего вокруг него, и если его так добивали слова учителя, то родители могли что-то сделать. Сейчас просто хочется справедливости, и чтоб мама этого ребёнка рассказала всё-таки все, что происходило с ее сыном, потому что его жизнь составляла не только школа». (Здесь и далее орфография и пунктуация сохранены. — Ред.)

«Если это правда — реально должны быть видео и аудио — дети сейчас прожженые. Предъявите».

«В августе уже была попытка суицида, причем в записке прямым текстом он обвиняет родителей, которые развелись, просто мамаша не хочет брать вину на себя вот и все».

«Нет, ну нельзя уж во всем учителя-то обвинять. Если у ребёнка возникли суицидальные мысли, то значит с психикой не все нормально, а самые близкие на это внимания не обратили. Уж явно не один день проблема созревала и можно было заметить, что с ребенком что-то не так, выяснить причину и помочь».

«А где родители тогда были? Когда их ребенок разочаровывался в жизни до такой степени, что любое замечание со стороны или двойки стали для него концом света… Обсуждать это бесполезно. У каждого будет своя правда».

В Казани школьник покончил с собой, обвинив во всем учителя химии: подробности трагичной истории

Мы попросили на эти комментарии ответить саму Алену. 

— Информация, что у Антона это была не первая попытка суицида, — обман, мы не знаем, откуда эта информация. Ничего такого никогда не было — в школе бы знали, он бы на учете стоял, — замечает мама. 

Что касается проблем в семье — развода родителей. Но это стандартная история в таких случаях — подростковый суицид, значит, общественность будет винить родителей.

— Мы развелись почти 7 лет назад. Но мы разошлись нормально. Отец не прекращал общения с детьми, Антон ездил к нему каждые выходные, регулярно по телефону общались. Он брал его на работу, учил держать в руках инструменты, даже давал карманные деньги как стимул. Сын в принципе никогда не был замкнутым — всегда весельчак. Со всеми общался только с любовью, без агрессии. Его друзья часто к нам приходили, — добавляет Алена.

Мальчиком в семье занимались, он не был предоставлен сам себе. По три раза в неделю Алена возила и забирала его с тренировок по боксу, в семье часто устраивались совместные вечерние просмотры фильмов, с дедом они ездили на рыбалку, у отца Антон немного подрабатывал, о личном общении с родителями и говорить не приходится. Антон и с отчимом дружил. Конечно, не относился к нему как к отцу, потому что у него уже есть папа, но они общались как друзья.

— Он мне как-то сказал: «Мам, ты у меня такая классная, никогда не кричишь. У других родители по-другому себя ведут, слышал, что иногда некоторые жалуются». Я ему ответила: «Да вы все, наверное, жалуетесь». А он говорит: «Нет, я на тебя никогда не жаловался, ты же классная», — со слезами говорит Алена. 

Мама уверена, что у ее сына был интерес к жизни. Он строил планы на будущее, жил в реально счастливой, здоровой семье. Страшен сам факт, что даже в этом случае трагедию предотвратить было невозможно.

В том самом посте, опубликованном в Инстаграме, мама Антона попросила откликнуться тех, кто так же пострадал от педагогических методов Гибадуллиной. И Алене начали анонимно писать разные люди. Один из учеников школы рассказал, что учительница химии ругает даже тех детей, у которых не преподаёт. 

В Казани школьник покончил с собой, обвинив во всем учителя химии: подробности трагичной истории

Писал также родитель одного из бывших ее учеников, утверждал, что она унижала не только их сына, но и их самих. Мужчина подчеркнул, что готов дать показания в суде и что учительница должна быть наказана уголовно. 

«Я училась в 102-й гимназии в 2010 году, у меня вела химию Габидуллина.З.М, было то же самое — постоянные оскорбления, насмешки, постоянно не обоснованные жалобы на меня директору, чтобы меня отчислили, один раз даже, пока никто не видел, в коридоре она подралась со мной — пыталась тащить меня насильно к директору за руки, толкала, швыряла. Мама приходила и к директору, и к ней, но это было бесполезно — она хамила и маме, директор защищала ее. В итоге просто пришлось уйти из этой школы, так как эти издевательства не прекращались. Такие люди не должны работать с детьми», — пишет ещё одна из бывших учениц. 

Директор гимназии Ирина Проценко опровергла сведения о том, что дружит с Гибадуллиной, поэтому, по мнению некоторых, защищает педагога. По словам руководителя, слухи — ложь, они являются лишь коллегами.

— Это ужасная трагедия — и для семьи, и для гимназии. Я в очередной раз приношу свои искренние соболезнования родителям. Однако давать объективную оценку произошедшему может только следствие. Компетентные органы во всем разберутся, — заявила Проценко в беседе с KazanFirst. 

Она воздержалась от профессиональной оценки Гибадуллиной как работодатель. Не стала комментировать и более ранние проблемы с этим учителем у других учеников.

— Возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц, ее вина не доказана на данный момент, поэтому она работает. Когда следственные органы вынесут решение, виновные будут наказаны, — пообещала Проценко. 

Через несколько часов после нашего с ней разговора директор опубликовала пост в официальном аккаунте гимназии в Инстаграме — слово в слово то, что сказала нам. Сейчас под этим постом удаляются все негативные комментарии.

— Эта история про унижение достоинства — подростки к этому очень чувствительны. В этом возрасте они особенно ранимы, когда речь идёт об унижениях достоинства. Что бы ни произошло, родитель всегда должен быть на стороне ребёнка. Дальше уже можно разбираться — разговаривать с учителем, выяснять, насколько претензии к ребёнку объективны. Часто родители отвергают и отвечают «слушай, что тебе знающие люди говорят». Тогда он остаётся один на один со своей проблемой, чувствует себя одиноким, ведь ему дали понять, что он один виноват, и ребёнок в этом одиночестве решить проблему не может, — рассуждает психолог Светлана Елакова

Специалист подчеркивает, что, прежде всего, зависит от типа нервной системы ребенка, от нагрузки, которую испытала эта нервная система.

— Существует демонстративный суицид, когда человек просто заявляет, что находится на грани, — это крик о помощи. Но это был завершенный суицид — возможно, у него была депрессия и ситуация в школе стала последней каплей, а сама депрессия могла запуститься раньше — опять-таки все очень индивидуально, точно ничего сказать нельзя, — добавляет психолог. 

Заместитель министра образования и науки Татарстана Алсу Асадуллина говорит, что если нет доверия учителю, то можно обратиться на специальную горячую линию. Существует определенная рабочая группа — она межведомственная. Туда входят представители всех субъектов профилактики: министерств, ведомств, органы прокуратуры, психологи, юристы и так далее. Когда заявка обрабатывается, представители комиссии могут выехать на место, чтобы изучить и проконтролировать жалобу.

— Когда это произошло с мальчиком из 102-й гимназии, мы как раз собрались для обсуждения этого случая. Директору было поручено взять на контроль стиль общения и поведения этого учителя с учениками. Никто не сомневается, что она сильный педагог с высокими показателями по олимпиадникам и по ЕГЭ. К сожалению, и в прошлом году была жалоба от другого ребёнка — там не было никакого трагического случая, он просто попросился в другую школу в связи с плохими отношениями с этим же учителем химии, — рассказала заместитель министра в беседе с журналистом KazanFirst. 

Она подтвердила, что была проведена служебная проверка.

— К сожалению, не могу сказать, почему учитель не уволен, — возможно, проверка до конца не прошла. Министерство образования никого не увольняет и не принимает на работу. Свою точку зрения мы высказали, взяли ситуацию на контроль, — заявила Асадуллина. 

— А какая у министерства точка зрения? — уточнили мы.

— Мы считаем, что учитель не может вести себя подобными образом. Для отстранения нужно разрешение комиссии. Моя точка зрения всегда одна — учитель должен быть профессионалом, который во время обучения не имеет права на какие-либо эмоции: прежде всего мы должны думать о том, чтобы не нанести вред ребёнку, — подчеркнула замминистра.  

Алена Гарипова не хочет никому зла, тем более не хочет никого посадить. Но женщина считает, что учитель химии больше не должна работать с детьми. Как и директор, который годами покрывала такое поведение своей подчиненной. 

В Казани школьник покончил с собой, обвинив во всем учителя химии: подробности трагичной истории

Антон покончил с собой в четверг — в день, когда должен был состояться урок химии.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: