Это был год вызовов и новых возможностей: как пережила 2020-й экономика Татарстана

KazanFirst подводит предварительные экономические итоги года. Обозреватель Ирина Егорова выясняла
KazanFirst подводит предварительные экономические итоги года. Обозреватель Ирина
Егорова выясняла, насколько упадет ВРП республики, какие отрасли пострадали
больше всего и когда экономика вернется на докризисный уровень.

2020 год для одних стал временем упадка и потерь, для других — роста и процветания. В любом случае 2020-й – это год про вызовы и новые возможности. Разбираемся, каким он был для экономики Татарстана.

В амбициозные планы Татарстана вмешался COVID

На коллегии министерства экономики, посвященной итогам 2019 года, президент Татарстана Рустам Минниханов поставил перед профильным ведомством амбициозную задачу – обеспечить рост республиканской экономики на 5% к 2019 году. Однако на фоне пандемии и экономического кризиса она стала невыполнимой. В 2020 году валовый региональный продукт (ВРП) Татарстана упал почти на 200 млрд рублей к уровню 2019 года. На него повлияли ограничения, вызванные пандемией COVID-19, соглашение о сокращении добычи нефти ОПЕК+, волатильность цен на нефть и курса доллара, пояснили KazanFirst в пресс-службе министерства экономики Татарстана. 

Это был год вызовов и новых возможностей: как пережила 2020-й экономика Татарстана

В этом году экономика Татарстана упала на 4% к уровню прошлого года. Ранее президент страны Владимир Путин отмечал, что ВВП России в 2020 году сократится всего на 3,6%. В странах Запада падение гораздо больше.

Нефтехимия пострадала больше всех

Наибольший удар пришелся на нефтедобычу и нефтехимию. По данным Минэкономики, по итогам 11 месяцев добыча нефти сократилась на 10,9%. Химическое производство из-за падения общемирового спроса просело на 4,3%. В то же время выросло производство нефтепродуктов на 4,3% к уровню января-ноября 2019 года.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев отмечает, что в наиболее уязвимом положении оказались предприятия с большой долговой нагрузкой, значительная часть которой номинирована в иностранных валютах. По ним в разгар кризиса могло ударить ослабление рубля. Однако в IV квартале рубль снова заметно укрепился и вернул значительную часть «бумажного» убытка.

— В отрасли наибольшие сложности в кризис пришлись на долю нефтеперерабатывающих заводов. Сказалось резкое падение спроса на авиационное топливо из-за сокращения авиаперелетов в период пандемии, а также снижение спроса на автомобильные топлива из-за сокращения автомобильного трафика во время действия режима самоизоляции. К тому же действие демпфирующего механизма в условиях более низких, чем на внутреннем рынке, экспортных цен на бензин и дизельное топливо увеличивало фискальную нагрузку на производителей, — говорит Калачев.

По данным аналитика, производство автомобильного бензина в стране в январе-ноябре 2020 года снизилось в годовом сравнении на 3,4%, а в Приволжском федеральном округе – на 9,6%. Производство дизельного топлива за этот же период по стране снизилось на 0,6%, по ПФО — на 3,4%. Выпуск авиационного керосина при этом сократился на 17,2% и на 15,4% соответственно. 

Это был год вызовов и новых возможностей: как пережила 2020-й экономика Татарстана

— Если же мы посмотрим на показатели АО «ТАНЕКО», то увидим, что за этот период выпуск нефтепродуктов увеличился год к году на 14,5%, до 10, 475 млн тонн. В том числе выпуск бензина вырос на 7,3%, до 1,102 млн тонн, а выпуск дизельного топлива снизился на 8,9%, до 3,048 млн тонн, — отмечает эксперт.

По остальным направлениям нефтехимии ситуацию так же не назвать однозначно плохой. Напротив, выпуск этилена в России вырос за 11 месяцев 2020 года на 40,6%, пропилена – на 15,3%. Производство полимеров этилена в первичных формах увеличилось на 54,5%, в том числе полиэтилена – на 75,9%. Полимеров пропилена в первичных формах – на 34,7%. Производство пластмасс в первичных формах – на 18,0%. И только производство синтетического каучука в первичных формах сократилось на 0,1%. 

— Совсем не похоже на катастрофу в отрасли, —  замечает эксперт. — Конечно, с запуском «Запсибнефтехима» конкуренция в отрасли заметно возрастает, особенно в борьбе за экспортные рынки. Это потребует роста инвестиций нефтехимических предприятий Татарстана в обновление и расширение производства, — предупреждает Калачев.

Ценовая ситуация на мировом рынке полимеров под влиянием пандемии складывалась непростая, общее падение спроса оценивалось примерно в 15-17%. Самое сильное падение отмечалось со стороны автомобильной промышленности и строительства, в то время как со стороны медицинского применения полимеров и со стороны производства средств упаковки отмечался рост спроса.

— Тем не менее, и несмотря на «вторую волну» пандемии, ситуация со спросом на продукцию нефтехимии начинает выравниваться. Цены на стандартные термопласты, к примеру, к декабрю уже вернулись на докризисный уровень. Полного восстановления рынка можно ожидать, конечно, не ранее чем экономике удастся преодолеть последствия пандемии. На это может уйти весь следующий, а может быть, и часть 2022 года, — подытожил аналитик «Финама».

Выросли жилищное строительство, сельское хозяйство и производство пищевых продуктов

Что касается других отраслей экономики Татарстана, производство автомобилей снизилось на 6,1%, машин и оборудования – на 5,8%, прочих транспортных средств – на 42,2%. Объем строительных работ за 11 месяцев сократился на 4,3% по сравнению с прошлым годом. При этом, по данным Минэкономики, наблюдается существенный рост в жилищном строительстве – на 18,7%. Здесь свой вклад внесла льготная ипотека под 6,5%.

Это был год вызовов и новых возможностей: как пережила 2020-й экономика Татарстана

Положительный вклад в экономику внесло сельское хозяйство за счет хорошего урожая зерновых и положительной динамики в животноводстве – рост к уровню прошлого года составил 5,1% по итогам 10 месяцев. Также выросло производство пищевых продуктов — на 14,2%.

Но пострадали всё равно все

Первый заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты Татарстана Артур Николаев отмечает, что 2020 год стал «супернеожиданным».

— Никто не ожидал в начале года, что таким образом сложится ситуация. Если посмотреть назад, то я надеюсь, страхов было больше, чем оказалось на самом деле. Со стороны государства прошли определенные меры поддержки. Они в какой-то степени сбалансировали ситуацию, хотя ее, конечно, невозможно сбалансировать полностью. По крайней мере прямые меры, например, выдача кредитов, какую-то поддержку оказали. Из-за этого, наверное, экономика не так сильно упала, как могла бы. Но и положительные ожидания от года остаются в связи с отменой ЕНВД, в связи с маркировкой: есть надежды на изменения патентной системы налогообложения в республике, — объясняет Николаев. 

Собеседник отметил, что сильно пострадал весь бизнес, связанный с туризмом: отели, производство и реализация сувенирной продукции, ремесленники, гиды, музеи. Поскольку многие приезжают на культурные, спортивные мероприятия, концерты, пострадала и эта сфера. А с ней связана к тому же и реклама, в том числе наружная.

Это был год вызовов и новых возможностей: как пережила 2020-й экономика Татарстана

— Автогрузоперевозки, пассажироперевозки, потому что между городами закрывали движение, а у них — лизинговые платежи. Кто торгует в торговых центрах — до сих пор не восстановился поток покупателей, который был раньше, — перечисляет Николаев.

Говоря о перечне правительства, зампредседателя отметил, что это определенная калька, но ТПП придерживается одной позиции – пострадали все. 

— Это как домино: в одном месте упало, и все посыпалось. Здесь можно сказать, что со стороны государства поддержка была оказана наиболее пострадавшим, а вот менее пострадавшие легли на республиканский бюджет. Если посмотреть по федеральным мерам, больше компаний получило поддержку, но далеко не все пострадавшие смогли ее получить. Например, вышло постановление, чтобы организациям из торговли, насколько это возможно, снизили аренду – не все на это пошли. Это, конечно, до конца не было доведено. Возможно, какие-то послабления торговым центрам нужно было сделать, — рассуждает собеседник.

В целом от 2021 года Николаев ждет «хоть какой-то предсказуемости». По его словам, наша экономика по цифрам упала несильно, чтобы ее восстановить так же по цифрам, много времени не понадобится.

— С другой стороны, если смотреть по факту, покупательная способность упала, и она быстро не восстанавливается. Здесь я бы просто не стал давать какие-то прогнозы – это как на кофейной гуще гадать, потому что уже идет информация, что в Англии новый вид коронавируса, — подытожил Николаев.

Не стоит все пенять на «корону»

Депутат Госсовета Татарстана председатель реготделения «Справедливой России» Альмир Михеев считает, что нельзя возлагать всю ответственность за проблемы в российской экономике исключительно на коронавирус – так же, как и сводить все к давней зависимости от цен на сырье.

— Есть ряд внутренних факторов, влияющих на состояние нашей экономики. Например, карательная направленность силовых ведомств, преобладание запретительных, а не предупредительных мер в надзорных органах, проблемы и ошибки в судебной системе. Да и в целом нам необходимо более адекватное времени регулирование предпринимательской деятельности, — говорит парламентарий.

Это был год вызовов и новых возможностей: как пережила 2020-й экономика Татарстана

Михеев замечает, что в сфере производства еще более глубокие проблемы. Производить в России чаще всего просто невыгодно в силу бюрократического давления, излишней зарегулированности, высокой стоимости обеспечения безопасности и кредитования – и это при малых размерах российского рынка. 

— Неудивительно, что в такой ситуации редкое производство сможет оставаться на плаву без государственной поддержки, — акцентирует Михеев.

К слову о поддержке, собеседник считает, что главной ошибкой был сбивчивый и противоречивый характер принимаемых мер. Мартовский режим самоизоляции был недостаточно жёстким и последовательным для того, чтобы остановить распространение инфекции, но вполне жёстким для того, чтобы ощутимо навредить бизнесу. 

— По сравнению с мартом количество заболевших в день сейчас в России больше в 150 раз, а локдауна не вводится, — замечает депутат. — Да и крайне низкий уровень доверия населения к власти полностью сводит на нет попытки остановить распространение инфекции – люди уже просто никому не верят.

Поэтому в данном случае, по мнению Михеева, именно повышение доверия людей к властям является главным фактором роста экономики.

— Предпринимательство – это всегда риск, на который готовы пойти люди при определенном уровне доверия государству. Существующий фон точно не способствует развитию бизнеса. Будет доверие к государству – будет и новый бизнес, и инвестиции в новые производства и направления, — комментирует Михеев.

Между тем правительство Татарстана настроено весьма оптимистично – в 2021 году ВРП, по данным Минэкономики, прогнозируется на уровне 2,6 трлн рублей. То есть экономика республики должна вернуться к уровню 2019 года. Главное, чтобы эти прогнозы не оказались очередными невыполнимыми планами.


Читайте также: Минниханов посетовал на отмену ЕНВД, Силуанов — на деньги


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *