«Мишари — это татарские рыцари Средневековья»

«Мишари - это татарские рыцари Средневековья»
Предпереписная татаро-башкирская дискуссия в СМИ и соцсетях приобретает новые
плоскости и измерения. Теперь политтехнологи взялись за идеологическую работу по
татарскому субэтносу.

Башкирские политтехнологи методологически работают на раскол татарской нации, выделяя мишарей в отдельный этнос. Они распространяют агитационные материалы в местах их компактного проживания в Башкортостане и не только. 

В интервью KazanFirst казанский историк Дамир Исхаков и его коллега Максум Акчурин рассказывают о подлинном происхождении мишарского субэтноса татарской нации. В рамках проекта «Татары мира» готовится более развёрнутое видеоинтервью с ними.   

— Кто такие мишари? Сегодня широкой публике известно, что мишари — это один из самых заметных субэтносов татарской нации, кто громче всех о себе заявляет как о татарах. Также известно, что они в Российской империи с башкирами вместе состояли в «Башкиро-Мещеряцском» войске. 

Дамир Исхаков: Сейчас башкортостанские политтехнологи специально среди мишарей у себя в республике распространяют брошюру, где описана их история, но это делается с целью расколоть одну большую татарскую нацию. Они пишут, что мишари — это самостоятельный этнос. Там описывается, что мишари состояли в «Башкиро-Мещеряцском» войске. И такое было на самом деле. Как и служилые татары, мишари занимались военными делами. 

Начнём с имени «мишари». Я как полевой этнограф, начиная от Тамбове до берегов Волги прошёл мишарские сёла, несколько сотен населённых пунктов было изучено. 

У меня был вопросный лист, а там был вопрос «Кем вы себя считаете?». Нигде мишари не сказали, что они «мишари». Они мне всё время говорили, что они татары. И вот когда я добрался до Волги, то с её левой стороны казанские татары мне сказали, что на другом берегу Волги живут на самом деле мишари. 

«Мишари - это татарские рыцари Средневековья»

То есть наименование «мишари» возникло на основе взаимоотношений казанских татар и татар Правобережья Волги. По документам видно, что имеются в виду Мещерские татары. Они так названы, потому что есть Мещерская низменность. Касимовское ханство имело в качестве столицы Мещерский городок. И вот на основе этого мы в исторических документах, в крымских исторических документах видим термины «мещерские татары», «татары Мещеры», иногда встречается наименование «мещерены». 

В общем, мещеряки — это такой этникон, то есть обозначение группы населения, привязанного к конкретной территории. Например, у русских это будет так: туляки — это жители Тулы. 

Казанские татары мещеряков считали несколько другим этническим образованием. Так оно и было. Это наименование в общем прикрепилось к ним, а сокращенной формой стало «мишари». 

Такое прикрепление понятия «мещеряки-мишари» к татарам было особенно распространено на территории Приуралья. Туда мещерские татары стали переселяться по указу российских государей как служилые татары уже в во второй половине 16 века. Они участвовали в основании города Уфы, кстати.  

Резюмирую. Мы говорим о татарах, вышедших из Мещерской низменности, и это наименование за ними сохранялось довольно долго. Они как сословная группа фиксируются на территории Башкирской АССР вплоть до 1926 года. Тогда ее представители по переписи были частично записаны как мишари-мещеряки, а другая часть — как татары. 

По документам мы видим, что не все татары, вышедших из Правобережья Волги, именовались мишарями. Очень часто в документах переписи населения в 1926 году мы видим понятие «тюменцы», то есть «төмәннәр». Есть также понятие «алатырцы», то есть «алатырлы». Они также иногда себя называли как «мусульмане». Тогда у людей уже начало развиваться национальное самосознание, хотя и сохранялись локально признаки отнесения себя к сословиям. В общем, термин «мишари» не был общераспространённым для татар Мещерской низменности, у всех мишарей не было единого этнонима. 

 

Действительно, между мишарями и казанскими татарами есть определенные культурные различия. На уровне диалектов между казанскими татарами и мишарями тоже есть различия. Мишарский диалект довольно своеобразный, но он участвовал в формировании татарского литературного языка. Так сложилось потому, что чуть ли не большинство татарских писателей были мишарями, начиная с Хади Такташа и заканчивая Абдурахманом Абсалямовым. 

В общем, мишарей нельзя отделить от татарской общности, у них самосознание татарское. 

Максум Акчурин: Мещерский уезд располагался на границе Рязанской области, Мордовии и Нижегородской области. Вообще, Мещера — это непростая историческая область и имела внутри себя сложную структуру. На этой территории отчасти было и Касимовское ханство, то есть на западной части Мещерской земли. Эта территория с ордынских времён считалась частью русских княжеств.  

Фактически, Касимовское ханство было образовано на русской территории, как писал русский князь Иван III, «В моей вотчине». 

Основная масса предков тех, кого мы сегодня называем мишарями, жили в восточной части Мещеры (Мещерской земли). А это уже бывшие ордынские области, ордынские земли. И когда они вошли в состав Московского государства, их административно включили в состав большого Мещерского уезда. Потом этот уезд распался на Кадомский, Темниковский, Шацкий уезды. Но в целом вся эта область называлась Мещерой. 

Если посмотреть на исторические документы 16 века, то термин «мещеряне» действительно существовал. И в этом столетии «мещерянами» называли русских дворян, то есть русское служилое сословие. Русские мещеряне служили по Мещерскому уезду, как например, владимировцы во Владимире. 

«Мишари - это татарские рыцари Средневековья»

Татары-мещеряки у нас появляются, например, и в Свияжском, Казанском уездах. Очевидно, что это просто переселенцы из Мещерского уезда. 

— Подождите. А как не запутаться между русскими-мещерянами и татарами-мещеряками?  

М.А.: Мещера — это изначально географический термин, под которым имелась в виду конкретная область. Внутри этой области, на западе сначала жили русские помещики и дворяне. На этой же Мещерской земле располагалась, как было сказано, и Касимовское ханство. А в восточной части Мещера, там, где уже были мордовские земли, жили татары — предки мишарей. На востоке Мещеры русских помещиков было мало. 

Д.И.: Хочу поспорить немного с Максумом по поводу наименования «мещеряк». Смотрите, есть такие понятия как «казанские татары», «сибирские татары», «астраханские татары» и «мещерские татары». Ведущие понятия этих название — столичные центры – Казань, Сибирь, Астрахань и Мещерский городок, то есть в последнем случае — старинное название города Касимов. 

Это географические номинации, которые отчасти имели и этнический смысл. Таким образом фиксировались местные сообщества. 

М.А.: Например, большинство жителей города Темников были татарами, то есть городскими жителями. Это были служилые татары, которые делились на собственные категории. Это отслеживается по источникам XVI века. Увы, но откуда взялись в Темникове татары, где они обитали в XV веке — у нас нет достоверных исторических сведений. Уверенно мы говорить не можем.

Мы лишь можем предположить, что территории тех же темниковских татар перед тем, как войти в состав Российского государства находились в подчинении Большой Орды. Эти татары не принадлежали ни Казанскому ханству, ни Касимовскому ханству. Но есть косвенные свидетельства, что темниковские татары подчинялись Большой Орде. 

Д.И.: Максум Акчурин изучал княжеские рода этих татар-мещеряков. Удалось установить, что есть ряд княжеских линий, у которых были вотчинные владения. Эти владения были связаны с конкретными княжескими фамилиями. 

В последнее время мы очень много слышим, что вотчинное землевладение только у башкир было. Но и у мещерских татар в Мещерской земли тоже вотчинное землевладение было и ни в чем не уступало башкирской форме землевладения в Московском государстве. А у башкир вотчинное землевладение было племенным.  

«Мишари - это татарские рыцари Средневековья»

М.А.: Большая часть мишарей входило в служилое сословие Русского государства. И вот с одной стороны, начиная со второй половины XVI века, мишари получали оклады в виде поместий, пашенных наделов.  

Д.И.: А численность какая была у мишарей? 

М.А.: По всему Мещерскому уезду, включая и касимовских, темниковских, кадомских, цненских татар, было порядка 2,5 тысяч человек. 

Д.И.: Просто есть всякие рассуждения, что Казанское ханство в 1552 году завоевали вот эти отряды касимовских татар и мишарей. Действительно, участвовали в походе на Казань. Но их было не так много.  Да и в целом татар Правобережья Волги в XVI в было не так много.

М.А.: Если брать по Московскому государству, то все служилые люди служили по городам. Они не были прям уж такими помещиками, как принято думать. В общем, они из себя представляли корпорации по «служилым городам». А что касается татар, то их городская военная корпорация была значительной по своей численности. В том же городе Кадом по данным Разрядных книг корпорация служилых татар одно время достигала 800 человек. 

Причем, эти служилые татары себя содержали и себя полностью обеспечивали вооружением, экипировкой, доспехами. 

Д.И.: По европейским понятиям мишари были рыцарями. 

М.А.: Служилые татары-мишари всё своё время проводили в военных походах. А другая часть населения должна была их обеспечивать. Мы тут говорим о крестьянах, которые работали в поместьях служилых татар. Татарские помещики сами привлекали русских крестьян. Поэтому если взять, например, современную Мордовию, то местное сельское русское население — это в большинстве своем потомки крепостных крестьян татарских помещиков.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *