Инвестиции подвесили на крючки

Инвестиции подвесили на крючки
На коллегии республиканского Агентства инвестиционного развития президент
Татарстана Рустам Минниханов раскритиковал чиновников за недоработанные законы в
сфере привлечения капитала.

— Едва мировая экономика успела восстановиться после финансового кризиса 2014 года, как начался новый. По оценке ООН, мировое инвестиционное падение достигло наименьшей отметки, сопоставимой с 2005 годом. Не ранее 2022 года прогнозируется какое-либо начало роста мировой экономики, — сразу же огорчила всех присутствовавших на коллегии руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина.

Инвестиции в Татарстан по итогам 2020 года составили 602 млрд рублей по сравнению с 640,8 млрд в 2019 году. Они снизились ощутимо, но не так сильно – на 6%. Республика по-прежнему занимает второе место в национальном рейтинге Агентства стратегических инициатив по инвестпривлекательности. 

Инвестиции подвесили на крючки

— Иностранные инвестиции, конечно, снизились многократно, — сообщила Минуллина, не раскрывая, впрочем, конкретных цифр. — Частные инвестиции в целом упали на 6%, по оценке, за ушедший год, но доля капиталовложений из других субъектов России, внимание, выросла! Только за девять месяцев прошлого года регионы вложили в Татарстан на 13,7% больше (всего 18,3 млрд рублей. – Ред.). 

Инвестиции из Москвы и Санкт-Петербурга выросли на 13,6 и 17,7% соответственно. АИР объясняет это ростом электронной коммерции (строительством инфраструктуры крупных ритейлеров в Зеленодольске).

Казань на втором месте по привлечению инвестиций

Пятерка районов по объему привлеченных инвестиций из года в год кардинально не меняется, лишь корректируются позиции. По итогам девяти месяцев 2020 года топ-5 выглядит так: Нижнекамский район – 62,405 млрд рублей, Казань – 47 млрд, Альметьевский район – 21,836 млрд, Набережные Челны – 17,239 млрд, Елабужский район – 7,39 млрд.

В десятку вошли также Нурлатский, Зеленодольский, Агрызский, Бугульминский и Азнакаевский муниципалитеты.

В 2020 году было проведено семь инвестиционных советов с руководством республики. Частные инвесторы представили 38 проектов на 29,25 млрд рублей. Минуллина заметила, что лишь 12 районов из 45 приняли участие в заседаниях, и призвала глав активнее привлекать инвестиции. 

Инвестиции подвесили на крючки

Поддержал главу АИР и президент республики Рустам Минниханов.

— Мы не должны нацеливаться только на крупные инвестиционные проекты. Нам важно, чтобы в целом по всей республике этот процесс шел. Каждый муниципалитет мы заслушиваем, одна из тем — привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест. Можно инвестировать в крупные площадки и города, но у нас же практически миллион человек проживает в сельской местности. И наши муниципалитеты — реципиенты, поэтому для них наличие рабочих мест – очень важный фактор, — заметил он.

Работать нужно так же, как Иннополис и Алабуга

В качестве примера хорошей работы глава АИР привела две особые экономические зоны «Иннополис» и «Алабуга». Они привлекли в прошлом году 22 резидента и перевыполнили планы по их количеству, а также по созданию рабочих мест и инвестициям. Алабуга также зашла в Новгородскую область, а Иннополис ввел в эксплуатацию второе здание технопарка.

— Например, одним из новых резидентов в Иннополисе стала компания «Электрифлай», предлагающая IТ-решения для владельцев электрокаров. И действительно, мы активно работаем над развитием альтернативных видов топлива – газ и электричество. В рамках развития сети газовых автозаправок мы работаем с несколькими частными инвесторами в части развития инфраструктуры для населения. В 2020 году введено в эксплуатацию семь новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (всего 28 станций. – Ред.). И если с переходом на газомоторное топливо у нас есть продвижение, то в части перехода на электротранспорт мы отстаем от многих регионов России, — замечает Минуллина. 

Инвестиции подвесили на крючки

Руководитель ведомства сообщила, что в 16 регионах владельцам электрокаров предоставляют поддержку: отменен транспортный налог, есть бесплатные парковки и зарядные станции.

 — Это позволяет развивать электротранспорт, ведь это хорошо и для экологии, и для кармана потребителей. Предлагаем совместно с министерством транспорта и дорожного хозяйства и муниципалитетами оживить работу в этом направлении. У нас ведь есть собственный производитель самых скоростных электрозаправочных станций в нашей стране. Компания сама разработала универсальную зарядную станцию, подходящую для всех типов электрических автомобилей. Есть такое преимущество, надо этим воспользоваться, — замечает она. 

ТОСЭР привлекли 11 млрд рублей

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в прошлом году привлекли 40 инвесторов, которые будут реализовывать проекты на почти 11 млрд рублей. Например, в Нижнекамске запустят производство гибкой упаковки на 1,9 млрд рублей, а в Зеленодольске построят элеватор на 1,7 млрд.

— Еще 11 инвесторов, ранее получивших статус резидентов, внесли изменения в действующие соглашения. Любопытно, что некоторые пересмотрели свои инвестиционные планы в сторону увеличения. Например, компания «Индел» (производство полимерных изделий) ранее заявляла проект на 75 млн рублей, а теперь увеличила капвложения до 405 млн рублей. Здесь у нас расширение производства на 7 тысяч кв. м, — сообщила руководитель агентства.

26 новых инвесторов претендовали на аренду земельных участков без торгов. Из них 14 уже получили положительный ответ. Они будут реализовывать проекты на 9,3 млрд рублей и создадут 4,7 тысячи рабочих мест. Например, под строительство складского комплекса компании Wildberries отдали 7,4 га в Зеленодольске, а на вторую очередь промпарка «Нижнекамск» — 33,3 га. Проекты буду реализованы на 5 млрд и 805,6 млн рублей соответственно.

Инвестиции подвесили на крючки

Также в Алабугу зашел новый китайский инвестор – компания Midea, которая займется производством холодильной и морозильной техники и станет главным конкурентом для Haier. Она вложит в свой проект 1,017 млрд рублей инвестиций.

— Нам и в 2021 году предстоит запуск новых объектов. На улице Козина в Казани откроется частный медицинский комплекс (реабилитация, ортопедия и спортивная медицина), стационар на 100 мест, травматология, поликлиника и даже гостиница для сопровождающих лиц. Общий объем инвестиций – 2,5 млрд рублей. Также начато строительство нового здания, где будет расположен гипермаркет «ОБИ» по соседству с ТРК «Мега». Инвестиции — порядка 2 млрд рублей, — рассказала Минуллина.

ГЧП и региональный закон об ОЭЗ

В 2020 году Татарстан заключил 204 концессионных соглашения в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП), из которых 169 в сфере ЖКХ, 9 – здравоохранения, 4 – культуры и отдыха, 4 – это энергосервисные контракты и одно муниципально-частное партнерство. 

Одно из важных соглашений – это создание медицинского промышленного парка в «Казань Экспо» площадью 36 тысяч кв. м, который открылся в третьем квартале. В нем уже работают два инвестора. Первый — ООО «Эвотэк-Мирай Геномикс», которое выпускает медицинские изделия, приборы генетической диагностики инфекционных заболеваний. В это производство компания вложила 2 млрд рублей инвестиций. Второй инвестор – ООО «Ланнер», которое начало производство средств индивидуальной защиты, инвестировав 30 млн рублей.

Инвестиции подвесили на крючки

— С тремя новыми компаниями уже достигнута договоренность о производстве фармацевтических субстанций, производстве диагностического оборудования и организации стерилизационного центра медицинских изделий. Ниша для страны очень большая. У нас огромная доля импорта в стране по медицинскому оборудованию, фармацевтическим препаратам и БАДам, — добавила глава АИР.

Говоря в целом про промпарки, Минуллина заметила, что в 2020 году эта тема широко обсуждалась, поскольку «практика несовершенна».

— Мы понимаем, что конкуренцию с федеральными режимами выдержать непросто. По итогам в республике принято решение о разработке законопроекта об ОЭЗ регионального типа. Отмечу, что из практики работы с частными инвесторами, в особенности из числа малых и средних предпринимателей, сегодня идет серьезный запрос не только на льготное заемное финансирование и налоговые преференции, но и на готовые производственные помещения, — сообщила она.

В конце выступления руководитель Агентства напомнила, что с 2020 года заработали два важных закона – о защите и поощрении капиталовложений и закон, позволяющий региону списать долги по бюджетным кредитам, если он направляет эти средства в инвестпроекты. Эти документы республика долго ждала, а дождавшись, разочаровалась.

«У некоторых чиновников есть понятие, что если мы закон написали, выстроится очередь инвесторов»

На коллегии по видеосвязи присутствовал первый заместитель министра экономического развития России Андрей Иванов. Он похвалил республику за хорошую работу по привлечению инвестиций и настоятельно попросил присоединиться к разработке методологической базы, чтобы другие регионы тоже смогли так хорошо привлекать инвестиции. Похвала, конечно, руководство порадовала, оно готово к сотрудничеству, но и со стороны республики есть свои просьбы. 

— Соглашение о защите прав капиталовложений (СЗПК) – это большое дело, — отметил Рустам Минниханов. — У нас есть три проекта. У нас есть и другие проекты, Андрей Юрьевич. Я поэтому к [Андрею] Белоусову (вице-премьеру России. – Ред.) просился. Мы иногда понимаем, что этот проект можно запустить, а этот нельзя.

Напомним, что СЗПК дает инвестору «стабилизационную оговорку», то есть не будет повышаться налоговая нагрузка и будут действовать определенные льготы. Реализацию СЗПК можно совместить с другим законом, который позволяет списать долги по кредитам. Но последний закон представлен двумя постановлениями правительства (1704 и 1705), которые имеют определенные условия. Например, чтобы списать долги, обязательно должно быть создано новое юридическое лицо, а инвестпроект не может быть реализован в обрабатывающем производстве, если оно затрагивает подакцизные товары.

Инвестиции подвесили на крючки

— Должно быть новое юридическое лицо. Зачем? Если крупная компания делает вторичный и третичный передел, зачем нарушать технологический цикл? Если она создает добавленную стоимость дополнительно, можно раздельный учет сделать при необходимости. Если [компания] создает рабочие места, какая разница? Или подакцизные товары. Давайте договоримся, первичный передел не трогаем. Но если второй, третий, четвертый передел, его глубина, даже если подакцизный товар, [зачем исключать]? Даже если это подакцизный товар, акциз же идет государству, — замечает Минниханов.

Президент понимает, что разработка СЗПК и двух постановлений стоила правительству больших усилий, но их нужно дорабатывать.

— У некоторых чиновников есть некое понятие, что если мы закон написали, [выстроится] очередь инвесторов. Кроме этого закона инвестор должен тебе еще поверить. Мало ли что мы написали?! Это огромная работа. Мы порядка 30 выездов делали, презентаций. Всем казалось, что Минниханов гулять поехал. Ничего подобного! Если из 10 наших поездок одна-две [дадут результат] – это уже большой успех. Это непросто, тем более в современном мире, — сетует он.

Республика пытается подобрать проекты по постановлениям 1704 и 1705, но везде появляются какие-то «крючки». 

— Кто их писал? Нужно отправить этот проект в регион, чтобы он показал, как работает этот документ. Андрей Юрьевич, давайте сделаем нормально этот проект. Там масса вещей [написана], чтобы ничего не получилось. Если кто-то со мной не согласен из тех, кто писал, надо дать ему возможность показать, как эти постановления будут работать. Подход правильный, но там крючки: обязательно юрлицо, еще какие-то вещи и временные сроки, — продолжает лидер республики. 

«Я не понимаю, какие мотивы были передать зоны на региональный уровень»

Также президент коснулся постановления 1119, которое регламентирует, как промпарки, технопарки и ОЭЗ могут получить субсидии. По его словам, документ нужно подкорректировать и продлить, чтобы была возможность реализовать больше крупных проектов. 

— На примере ОЭЗ «Алабуга» мы видим, что на ровном месте появляются проблемы. Денег нет на развитие – зоны не нужны. Где мы будем развивать? Зона – это интерес федерального правительства. Я не понимаю, какие мотивы были передать зоны на региональный уровень, — говорит он.

Инвестиции подвесили на крючки

Минниханов заметил, что понимает задачи президента России по 5-6%-ному росту.

— Но мы же держава. Сама по себе она существовать не будет. Каждый регион должен привнести свою долю, — добавил он.

В конце выступления Минниханов немного смягчил риторику.

— В целом от того, что мы будем жаловаться, наши недоброжелатели будут радоваться, что у нас ничего не получается. Получится. Мы уже видим спад по ковиду – уже есть свободные койки. Видим, что научились работать в этих условиях. Идет огромная государственная программа вакцинации. Уверен, что по задачам, которые ставит правительство, через 3-4 месяца мы увидим значительное улучшение ситуации. Очень надеюсь, что и за пределами у наших партнеров такая же работа будет проводиться, — подытожил президент.


Читайте также: Сергей Беляков: В Татарстане легче, чем во многих других регионах, продавать продукцию


Comment section

Добавить комментарий

Войти: