«Красный паша» Карим Хакимов: дипломат, подруживший СССР и Саудовскую Аравию, незаслуженно был обвинен в развале башкирской нации

«Красный паша» Карим Хакимов: дипломат
Татарин и большевик-интернационалист стоял у истоков создания многонационального
Советского Союза и выстраивал отношения со странами Персидского залива.

В этом году Россия и Саудовская Аравия отмечают 95-летие установления дипломатических отношений. Их основу почти век тому назад заложил выходец из деревни Дюсаново Уфимской губернии (ныне Бижбулякский район Башкортостана) Карим Хакимов (1892-1938 года). В народе его прозвали как «Красный паша». На заре Советского Союза Карим Хакимов участвовал в процессе нациестроительства и госстроительства двух братских республик — Башкортостана и Татарстана. Вместе с этим он был зачинателем дипломатических отношений молодого Советского Союза с Ираном, Саудовской Аравией и Йеменом. В своей работе ему даже приходилось соперничать с таким известным британским дипломатом и шпионом, как Лоуренс Аравийский.

Зампред Комитета Совета Федерации по международным делам, зампред Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир» Фарит Мухаметшин во время презентации книги, посвящённой Кариму Хакимову («Карим Хакимов. Летопись жизни») и написанной послом по особым поручениям МИД РФ Олегом Озеровым, рассказал о советском дипломате.

«Красный паша» Карим Хакимов: дипломат, подруживший СССР и Саудовскую Аравию, незаслуженно был обвинен в развале башкирской нации

— Вклад Хакимова в развитие наших отношений со странами Аравийского полуострова трудно переоценить. Во многом благодаря его личным усилиям Советский Союз стал первой страной, признавшей независимое Саудовское государство. В этом году мы отмечаем 95-летие установления дипломатических отношений между Россией и Саудовской Аравией. И поэтому, несмотря на то, что позже дипломатические отношения были де-факто прерваны практически на 50 лет, имя Хакимова хорошо помнят и в России, и в Саудовской Аравии. Более того, те основы, которые были заложены Хакимовым, помогли российским дипломатам в работе в странах Персидского залива, — заявил Мухаметшин.

Представитель Совета Федерации напомнил, что Хакимов сделал очень много и в части восстановления совершения хаджа для российских мусульман. В советское время такие вопросы было довольно сложно поднимать, а тем более пытаться решать на международном уровне.

Что именно сделал Карим Хакимов как дипломат?

Карим Хакимов как полномочный представитель большевистского государства приехал в 1924 году в Хиджаз. Там он занимал позицию генконсула и агента советской страны. В течение двух лет сумел распространить свое влияние на всю Аравию, где шла междоусобная война княжеств и племен.

Каримов первым договорился с султаном Недждой Абделем Азизом ибн Саудом — лидером объединительного движения народов и племен полуострова, который в 1926 году стал лидером нового объединенного государства. 1926-1937 годы были самой плодотворной эпохой в отношениях СССР и Саудовской Аравии благодаря грамотной и гибкой дипломатии Советского Союза при самом активном участии генконсула и полпреда Карима Хакимова.

«Красный паша» Карим Хакимов: дипломат, подруживший СССР и Саудовскую Аравию, незаслуженно был обвинен в развале башкирской нации

После отзыва в Москву и расстрела посла Хакимова в 1938 году советское посольство в Джидде было закрыто, а в дипломатических отношениях установилась пауза, затянувшаяся на полвека. Тем временем при помощи западных стран в КСА нашли нефть, благодаря своим святыням — Мекке и Медине — и своим финансовым возможностям Саудовская Аравия укрепилась как центр мусульманского мира. В 1929 году Карим Хакимов стал первым послом СССР в королевстве Йемен. С 1935 года до своего отзыва в 1937 году дипломат работал полпредом в КСА.

Автор книги о Кариме Хакимове Олег Озеров на презентации издания рассказал, что ставил для себя задачу написать о герое не только как о дипломате, но и как об общественном и государственном деятеле.

— Обратите внимание на ту работу, которую Хакимов провёл в своё время в Башкортостане по созданию системы образования. Затем он занимался вопросами национального и государственного строительства в тогдашнем Туркестане. Выдержали испытания временем интернациональные позиции Карима Хакимова, который, будучи рожденным в Башкирии, будучи сыном башкирской земли и в тоже время будучи татарином по национальности, работал на сплочение тогдашнего Советского Союза как многонационального государства, и в этом плане тоже находились интересные и неординарные его ходы. Его коллектив в Саудовской Аравии, а затем и Йемене был многонациональным, — говорил Озеров.

Общественный деятель и журналист Римзиль Валеев приходится односельчанином и родственником Кариму Хакимову. Он во время презентации книги показал копию акта Всероссийского исполнительного комитета и Совнаркома от 27 мая 1920 года об образовании Автономной татарской советской республики, подписанного Владимиром Лениным, Михаилом Калининым и Авелем Енукидзе. Из этого документа следует, что Карим Хакимов как представитель большевистской власти и «эмиссар» центра был включен в состав Временного революционного комитета по образованию АТССР.

Как сегодня относятся к Кариму Хакимову в Башкортостане?

Карим Хакимов на сегодня является одной из тех исторических личностей, относительно которой разгорается татаро-башкирская дискуссия и делёж. И это несмотря на то, что в свою бытность он себя позиционировал как большевик-интернационалист. Тем не менее в Башкортостане предпринимаются попытки назвать его башкиром.

В то же время часть башкирской интеллигенции к Хакимову относится с большим подозрением, обвиняя его в том, что тот причастен к аресту «отца-основателя» Башкурдистана и известного тюркского ученого Ахмета Заки Валиди.

В книге Олега Озерова эти обвинения опровергаются. Также расставляются все точки над i относительно того, как Хакимова воспринимали современники. Они его воспринимали как татарина.

Об этих моментах из книги Озерова рассказал у себя в соцсетях руководитель аппарата Общественной палаты Башкортостана и публицист Шамиль Валеев, когда увидел, что глава Башкортостана Радий Хабиров читает книгу про Карима Хакимова.

Валеев вспоминает, как в 2011 году на научной конференции он из уст наставника, преподавателя и профессора Марата Махмутовича Кульшарипова услышал и впоследствии прочитал в научной статье предположение, что Карим Хакимов, будучи революционером-интернационалистом и членом Мусульманского военно-революционного комитета (МВРК), принимал решение и был причастен к аресту Ахмета Заки Валиди и других лидеров башкирского национального движения в феврале 1918 года в Оренбурге.

«Красный паша» Карим Хакимов: дипломат, подруживший СССР и Саудовскую Аравию, незаслуженно был обвинен в развале башкирской нации

— Это предположение получило определенное распространение и было укреплено цитатами из воспоминаний самого Валиди. Там говорится, что Валиди ничего хорошего от возможных встреч с Хакимовым уже в 20-е годы не ждет, а напротив, ожидает подвоха. Эти цитаты и предположения ярко характеризуют идейные расхождения двух выдающихся деятелей того времени по важным вопросам — праву наций на самоопределение. Хакимов был коммунистом-интернационалистом, Валиди -ярким националистом, — рассуждает Шамиль Валеев.

По словам башкирского публициста, эпизода с арестом Валиди и его сподвижников оренбургским МВРК в книге Озерова, который исследовал биографию Хакимова по неделям, мифическая причастность «Красного паши» к этим событиям не подтверждается.

— В органы советской власти Оренбурга Хакимов вошел лишь в апреле 1918 года. Валиди и правительство Малой Башкирии были арестованы 17 февраля на два месяца и к тому моменту были на свободе. Таким образом, миф о том, что «Красный паша» арестовывал основателя первой Башреспублики опровергнут. Он его не арестовывал, решения такого не принимал, физически не участвовал. Озеров ответственно это утверждает, опираясь на исследование еще одного преподавателя нашего исторического факультета Нурислама Мирхайдаровича Калмантаева, который изучил подробности ареста и его акторов. Там другие люди, другие фамилии, — добавляет Валеев.

Сам Ахмет Заки Валиди от встречи с Каримом Хакимовым оставил такие воспоминания.

«Консулом Советов в Мешхеде был татарин Хакимов. Самого Хакимова и его супругу Натижу (вернее Хадичу) я хорошо знал по нашей борьбе в России и ничего, кроме зла, от них для себя не ждал», — писал он. Тут Валиди под «злом» имеет в виду свой ошибочный вывод, что это Карим Хакимов причастен к аресту членов Башкирского правительства в 1918 года. Таким образом, исторический миф, что это татары-большевики «душили» Башкурдистанское правительство и башкирских националистов-основоположников республики, развенчан в книге Озерова.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: