«Как тебе такое, Илон Маск?»: в России разработали концепцию развития электротранспорта

чтобы стать одним из центров новой индустрии
Татарстан претендует на то, чтобы стать одним из центров новой индустрии, — к
2024 году КАМАЗ запустит в Набережных Челнах серийное производство электромобиля
«Кама-1». KazanFirst поговорил с экспертами о том, как сегодня развивается
отечественный рынок электрокаров и смогут ли российские производители составить
конкуренцию зарубежным.

По данным профильного агентства «АВТОСТАТ», в прошлом году в России было продано всего 687 новых электрокаров, но это на 95% больше, чем в 2019 году, когда было куплено 353 автомобиля. Суммарно на 1 января 2021 году в России было зарегистрировано 10 836 электрокаров.  

Чаще всего покупают Nissan Leaf — 144 экземпляра (на 10% больше, чем в 2019 году), на втором месте – электрокроссовер AUDI E-torn — 134 автомобиля. Третье место у Tesla Model 3 — 110 электрокаров, на четвертом — Jaguar I-Pace – 72 машины. Модели других производителей проданы в штучных количествах.

В связи с этим рабочая группа Минэкономразвития разработала концепцию развития электротранспорта в России. Согласно плану, до 2024 года на развитие электротранспорта из федерального бюджета предполагается потратить 31,3 млрд рублей. Общий бюджет программы до 2030 года — 418 млрд рублей, из них 153,5 млрд рублей из бюджета и внебюджетных фондов.

Программу будет выполнять национальный консорциум, который возглавит КАМАЗ. В декабре 2020 года предприятие представило экспериментальный образец легкового электромобиля «Кама-1».  

Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев отметил, что появление российского электромобиля – это фактически создание новой отрасли.

«Как тебе такое, Илон Маск?»: в России разработали концепцию развития электротранспорта

— Исходя из этого, очевидно, что создание массового электромобиля в России – задача компаний-лидеров по каждому из представленных направлений. Все компании должны действовать в рамках единой стратегии. При этом Россия имеет действительно большой потенциал, чтобы совершить быстрый и уверенный рывок, — прокомментировал спикер.

Напомним, на сегодняшний день КАМАЗ активно участвует в разработке и производстве электротранспорта, лидируя в Европе по производству электробусов. 

— Опыт внедрения электробусов в Москве показал, что наша страна готова к переходу на низкоуглеродный транспорт. Разработка же прототипа легкового электромобиля КАМАЗом совместно с Питерским Политехом показала, что в России существует потребность и интерес в легковых электромобилях. При этом очевидно, что в ходе НИОКР и инжиниринга необходимо учесть тренды и развитие технологий к моменту запуска серийного производства (примерно 2024 год), — сказал он.

Нет зарядных станций — нет спроса на электрокары

Коммерческий директор зеленодольского электротехнического завода Данис Аглиуллин, который готовит к продаже в столице Татарстана электоромобили JAC, добавил, что по Казани уже разъезжают более 100 электрокаров. Самый популярный — Nissan Leaf, Audi e-tron и Porsche Taycan. Но, по его мнению, чтобы рынок начал активно развиваться, нужно, чтобы государство оказывало поддержку: стимулировало установку зарядных станций или переход от бензиновых двигателей на электротранспорт. 

— Сейчас в России набирают популярность электромобили. Если взять Норвегию, то там уже процент продаж электромобилей превысил более 50%. Мы пока что проводим испытания, чтобы запустить на рынок собственный продукт, который будет отвечать требованиям качества [электрокары Jac]. Мир быстро прогрессирует. Самое основное — если будет много зарядок, люди будут покупать электромобили, — отметил эксперт.

Сегодня в Казани можно зарядиться всего на нескольких станциях, которые расположены на территории ТЦ «Мега», двух заправках «Татнефти», в Иннополисе, ИТ-парке, ЖК «АРТ-Сити», а также на паркинге около Национальной библиотеки. 

«Как тебе такое, Илон Маск?»: в России разработали концепцию развития электротранспорта

Мнение о недостаточно развитой инфраструктуре поддерживает и основатель Frendex Group Руслан Пичугин. То количество заправок,  которое есть сейчас, явно недостаточны для 10 836 электрокаров. 

— К 1 января 2020 года в России была всего 161 зарядная станция. А для внедрения электрокаров в РФ очень важно на первом этапе участие государства, потому что развитие инфраструктуры не приносит прибыли в первое время и не выгодно частным компаниям. Сеть зарядных станций должна развиваться опережающими темпами. В этом смысле производство электромобилей не является приоритетом, пока можно обойтись импортными, — считает он. 

Эксперт уверен, что в городах, которые выбраны по концепции пилотными регионами – Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и Казани, — региональные власти должны позаботиться об инфраструктуре. 

— Если Татарстан, например, преуспеет в строительстве зарядных станций, дорог и сервисных центров, тогда и у КАМАЗа будут все шансы выйти в национальные лидеры по производству электромобилей, — резюмировал он.  

России потребуется 30 лет, чтобы пересесть на электромобили

— Сырьевая экономика никак не сможет  позволить остаться без динамичного рынка сбыта бензина, поэтому процесс перехода на электрокары в повседневную жизнь будет откладываться очень долго, — считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.

По ее мнению, Россия перейдет на электрокары с опозданием лет на 30.

— Электрический автомобиль -это дорого при покупке и дороже, чем обычный в эксплуатации. При слабой платежеспособности россиян, чьи доходы не растут уже семь лет, электрокар — это утопия, — считает Бодрова. 

При этом, по мнению эксперта,  если в стране будет наблюдаться покупательский интерес к продукту и возможность его реализации, то инфраструктура «подтянется». Электрокары — это прогресс и удобство, высокая технологичность и экологичность, отметила она.

— Что касается непосредственно Татарстана, то регион всегда интересовался новыми технологиями и активно их развивал, в том числе и на общегосударственном уровне, участвуя в пилотных проектах. Поэтому не исключено, что и в вопросе электрокаров тоже станет одним из первых регионов России, где данное направление будет обкатываться, — не исключила она.

«Как тебе такое, Илон Маск?»: в России разработали концепцию развития электротранспорта

— На днях были приняты документы по развитию электромобилей в стране, но буквально через несколько дней органы ЕАЭС предложили вернуть пошлины на импорт электромобилей и отечественные власти не возразили, — добавляет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, — А ведь это решение приведёт к росту их стоимости, замедлит темпы их распространения. Поэтому ждать быстрого распространения электромобилей в стране не стоит — они будут увеличивать свою долю постепенно. 

По мнению автоэксперта Романа Гуляева, сегодня электрокары — это игрушка, а сам рынок еще очень маленький и не окрепший.

— Электромобили дороже аналогичных комплектаций более чем на 30%. К тому же наши расстояния не располагают к активному использованию электромобилей (запас хода составляет 300 км). Если государство будет вкладывать деньги, то электрокары могут занять некую долю, но пока это нишевый транспорт, — резюмировал он.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *