Студентка КазГИК обвинила вуз в притеснении, а ректор указала — самовыражение и вседозволенность — это не одно и то же: разбираемся в конфликте

есть ли у учащихся право выбора внешнего вида и что движет теми
KazanFirst обсудил с экспертами, есть ли у учащихся право выбора внешнего вида и
что движет теми, кто игнорирует социальные нормы и хайпует на конфликтах.

«Творческий вуз, который воспитывает поколение интеллигенции и культуры» — так отзывается о Казанском институте культуры его ректор Роза Ахмадиева. КазГИК — альма-матер многих ведущих артистов республики, здесь преподают известные творческие деятели Татарстана, в числе которых Салават Фатхутдинов и Винера Ганеева. Но в этот раз о главном культурном вузе республики заговорили в другом ключе. 

Внимание привлекла магистрантка 1-го курса КазГИК Аида Хафизова, которая обвинила руководство института в том, что её не допустили к зачёту из-за ярких волос и шорт «как трусы». В многочисленных интервью она заявляла, что теперь ей грозит недопуск к экзаменационной сессии и отчисление из института.  

Студентка КазГИК обвинила вуз в притеснении, а ректор указала - самовыражение и вседозволенность - это не одно и то же: разбираемся в конфликте

— В КазГИК в шортах и короче моих ходят, мои-то нормальной длины. Всё началось с жалобы. И опоздания. Ректор выгоняла меня с пары без оснований, а эти «шорты-трусы» — всего лишь повод не допускать меня к экзаменам. Я знаю, что студентов не имеют права не пускать на пары за опоздание по уважительной причине. Ректор просто привыкла к власти, не уважает студентов, — заявила магистрантка в беседе с журналистом KazanFirst.

«Все видели, что это неадекват»

Рассказы студентки её педагог и по совместительству ректор КазГИК назвала выдумкой. Она озвучила нам свою версию случившегося. 

— Эта девочка приступила к сессии 1 июня. На трех моих лекциях всё было хорошо, а на четвертой опоздала на час. По этикету и регламенту я её не впустила. Через день Аида приходит на лекцию и начинает на меня агрессивно нападать со словами: «Я на вас написала жалобу, но она до вас не дошла». Я ей отвечаю, что она может написать жалобу и передать лично мне, но она продолжала кричать, не давала вести лекцию, мешала. После слов: «Имейте уважение к своим коллегам, студентам, иначе попрошу вас выйти» она замолчала, а я спокойно довела лекцию, — вспоминает собеседница. 

Студентка КазГИК обвинила вуз в притеснении, а ректор указала - самовыражение и вседозволенность - это не одно и то же: разбираемся в конфликте

В этот момент в аудитории сидели сокурсники Аиды — никто не вступался за девушку, не встревал в конфликт, лишь молча наблюдали за происходящим. 

— Все видели, что это неадекват, — отмечает ректор. — Даже когда я пришла на следующее занятие, её однокурсники пытались подискутировать, говорили, что такие студенты, как она, не должны у нас учиться. Я их сразу прервала, говорю, давайте не будем обсуждать. С точки зрения педагогики я эти вещи сразу пресекаю.

На очередную лекцию девушка опоздала уже на 40 минут — без объяснительной к занятию её не допустили. Студентка поднялась в деканат, чтобы изложить причину опоздания, и уже там получила замечания по поводу внешнего вида.

— Вульгарная майка, короткие кожаные шорты, неподобающий внешний вид. В таком виде не то что на лекцию, но и в сам вуз нельзя, — рассказала Ахмадиева. — Декан, конечно, попросила её переодеться и вернуться на занятие в приличной одежде. Уже утром в СМИ мы увидели, что она вот так вот всё перевернула. 

«Они со мной не разговаривают»

Ректор КазГИК Роза Ахмадиева рассказала, что преподаватели вуза и сама она настроены к магистрантке доброжелательно. К диалогу и обсуждению ситуации открыты все, кроме самой Аиды.  

— Мои двери для студентов всегда открыты, у меня никакой к ней агрессии нет. Это ведь студентка, каждый имеет право ошибаться, — отмечает руководитель вуза. — Мы работаем на студентов, воспитываем их, а здесь такое произошло на ровном месте. Я подняла документы, у неё в первом семестре был не сдан 1 предмет. Может, она сама себя накрутила, что её отчислят. В вузе атмосфера спокойная, разговоров об отчислении нет, не понимаю, откуда эта информация появилась.    

Сама девушка слова ректора отрицает и отмечает, что в этом конфликте точка ещё не поставлена, так как стороны ни к чему не пришли. Прошло чуть меньше недели, а ей «никто так и не позвонил». Возвращаться к учебе Аида не планирует, но и пускать ситуацию на самотёк не намерена — хочет обратиться в суд. 

Студентка КазГИК обвинила вуз в притеснении, а ректор указала - самовыражение и вседозволенность - это не одно и то же: разбираемся в конфликте

— Зачем мне туда ходить, если снова в коридор выставят? Смысла возвращаться нет, в коридоре я могу и дома сидеть. Деньги за обучение очень жалко. Думаю, в суд обращаться, так как было нарушение с их стороны. Они со мной не разговаривают. Насчёт экзаменов мне не звонили, никто ничего не сказал. В деканате в тот день сказали, что на эти экзамены меня уже не допустят, — добавила студентка. 

«Вуз вполне правомерно требует соблюдения правил в своих стенах»

В Уставе внутреннего распорядка КазГИКа четко прописано: «Обучающиеся обязаны поддерживать деловую репутацию, честь и престиж института; своевременно сдавать зачеты и экзамены; соблюдать режим учебного процесса; внешний вид при нахождении в университете должен соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают сдержанность, традиционность, аккуратность». 

— Если в каком-либо учреждении есть утвержденные правила поведения, ваше личное право — пользоваться ими и оставаться членом этого общества либо выбрать другое учреждение, где таких ограничений нет. Обучаясь в государственном учреждении, где есть установленный порядок — не для вас лично, а для всех, — будьте добры его соблюдать, — отметил депутат Казгордумы Алексей Серов.

Студентка КазГИК обвинила вуз в притеснении, а ректор указала - самовыражение и вседозволенность - это не одно и то же: разбираемся в конфликте

Обучающиеся в вузе должны придерживаться определенных правил этики и дисциплины. И если с дисциплиной все более-менее понятно, то на тему этики в одежде возникает ряд недовольств. Некоторые студенты считают дресс-код нарушением их свободы и права.

— Извечный спор о границах личной свободы — где она заканчивается и может ли общество её регулировать. Любые общественные и государственные законы находятся на стороне большинства. Они вправе ограничивать, например, нашу личную свободу слушать громкую музыку в 3 утра или личную свободу ударить своего ребенка или домашнее животное. Все эти личные свободы ограничены во имя общественного блага. И возможность самовыражаться — это, конечно, хорошо, но в этом вузе, как и в любом другом, есть правила внешнего вида. Они регулируют, в каком внешнем виде должны появляться студенты, преподаватели и сотрудники, как им можно себя вести, а как — нет. И это нормально, — подчеркнул парламентарий. 

С этим согласен и министр молодежи Татарстана Дамир Фаттахов.

— Внешний вид — это способ самовыражения и личное дело каждого, но существуют и общепринятые рамки поведения. В данном случае речь идёт об учебном заведении, в котором есть свой Устав. И вуз вполне правомерно требует соблюдение правил в своих стенах, — уверен руководитель ведомства.   

Студентка КазГИК обвинила вуз в притеснении, а ректор указала - самовыражение и вседозволенность - это не одно и то же: разбираемся в конфликте

«Это дешевый пиар, манипуляция истерической личности»

Внешний вид Аиды Хафизовой — отражение субкультуры, а самой культуры в нем практически нет. Психолог Светлана Елакова  убеждена, что закладывать социальные нормы поведения человека, в том числе проявление себя в обществе, необходимо с раннего детства. 

— Для меня это про этику и культуру поведения. На мой взгляд, в последние годы эти понятия стали размытыми и современная молодежь порой эту этику не замечает и не соблюдает. Просто потому, что этому их не научили родители. Свобода свободой, но культура поведения должна быть, — подчеркнула специалист. — Границы того, как себя нужно вести, контактировать с обществом, устанавливают мама и папа. Если в детстве была вседозволенность, детоцентризм, то дальше развивается магическое мышление — всё в этой жизни за них и для них, они считают, что управляют миром взрослых.   

Елакова добавила, что во взаимодействии с окружающими человек своим внешним видом выражает обществу уважение или неуважение. Опоздание в вуз — один из жестов неуважительного отношения к преподавателям.  

— Не просто так выделяется время, лимит для сдачи экзаменов и зачетов. Педагог, помимо того, чтобы их провести, имеет еще бюрократическую работу, заполняет бумаги, — добавила специалист. 

В любом случае главное сейчас — решение конфликта, а это всегда двусторонний процесс. По мнению психолога, в поведении Аиды могут присутствовать личные, порой скрытые мотивы.

— Если человек хочет решить конфликт, это всегда про диалог. То, что она хотела привлечь к себе внимание, — это очевидно. Вопрос — для чего, — отмечает Елакова. — Может, у неё была какая-то личная неприязнь к этому педагогу. Возможно, есть свои убеждения об устройстве мира, желание подчинить всех своей картине мира. В таком случае это попытка изменить мир.

Аида Хафизова — активистка феминистического движения «ФемКызлар». И в центре внимания и обсуждения оказывается далеко не впервые. В прошлом году Ново-Савиновский райсуд Казани оштрафовал её на 10 тысяч рублей после акции против семейного насилия. Девушка заявилась в отдел полиции в образе покойницы и с гробом на спине, держа в руках плакат с призывом: «Не доводите до гроба. Домашнее насилие — это преступление». Такой акцией «ФемКызлар» хотели привлечь внимание местных властей и сотрудников полиции на проблему домашнего насилия.

Студентка КазГИК обвинила вуз в притеснении, а ректор указала - самовыражение и вседозволенность - это не одно и то же: разбираемся в конфликте

По словам психотравматолога, привлечение внимания таким способом и желание хайпа — нездоровое поведение для человека. Одно дело, когда это делает ребенок, сиюминутно, спонтанно, но для взрослого это первый звоночек психологического, а порой психиатрического заболевания.

— Это дешевый пиар, манипуляция. Делает такое истерическая личность с нарциссическими проявлениями. Им очень важно быть в центре внимания. Если им не хватает этого внимания, то они будут утрированно его привлекать. Если копнуть глубже, то это про внутреннюю рану из детства, где не было возможности проявить себя, где не хватало внимания окружающих, — подытожила эксперт.


Читайте также: «Привычка жить в виртуальной реальности снижает у подростков ценность жизни»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *