Татарстан поборется за мировой рынок халяль

и спрос ежегодно растет. Емкость всей индустрии оценивается в более чем $30 млрд
Экспорт халяльной продукции из республики достиг $3 млн, и спрос ежегодно
растет. Емкость всей индустрии оценивается в более чем $30 млрд, и основную долю
сейчас занимают страны Персидского залива.

На площадке выставочного центра «Казань Экспо» состоялось открытие XII Международного экономического саммита «Россия – Исламский мир: KazanSummit-2021» и выставки халяльной продукции Russia Halal Expo. Продукцию и услуги на ней представили более 100 экспонентов. Помимо российских компаний свои стенды организовали представители Турции, Индонезии, Бахрейна, ОАЭ, Саудовской Аравии, Кыргызстана, Казахстана и Азербайджана.

Министр экономического развития Максим Решетников на открытии форума заметил, что халяль — это новый, стремительно развивающийся сектор экономики.

— Индустрия халяль обладает огромным потенциалом и внутри страны, и в области экспорта. Это инвестиции, торговля, мода, культура, креативные индустрии, — считает министр.

По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марата Зяббарова, спрос на халяльную продукцию растет на 10–15% ежегодно. 

Татарстан поборется за мировой рынок халяль

— Если в 2019 году Татарстан экспортировал халяль на $0,3 млн, то по итогу 2020-го уже на $2,5 млн, а на сегодняшний день этот показатель достиг уже более $3 млн, – подчеркнул Зяббаров.

До 2024 года планируется увеличить экспорт продукции халяль из Татарстана в несколько раз по сравнению с итогом прошлого года. 

В целом в 2020 году импорт халяльной продукции в мире, по оценкам заместителя директора Департамента международного сотрудничества и развития экспорта продукции АПК Министерства сельского хозяйства России Артема Малхасяна, составил более $30 млрд. 

— Для нас это достаточно емкий рынок. В мире основные виды импорта продукции халяль — это мясная, молочная продукция, готовая пищевая продукция, кондитерские изделия. По этим группам товаров Российская Федерация может достойно конкурировать с другими производителями данной продукции, — заметил Малхасян.

Сегодня основной экспорт приходится, по его словам, на страны Персидского залива, которые в 2020 год экспортировали продукции на $100 млн. 

Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан Наиль Залаков подчеркнул, что с 2020 года в республике стали уделять особое внимание экспорту халяльной продукции, так как у Татарстана много партнеров на Ближнем Востоке, в арабских странах. Основным экспортным продуктом стало мясо курицы, также поставляется за рубеж мясо утки и индейки, масложировая продукция. Залаков назвал рынок халяльной продукции непростым в связи с тем, что у каждой страны-импортера свои требования к такой продукции. 

Татарстан поборется за мировой рынок халяль

Заместитель директора по экспортным продажам, по АВЭД Ренат Шигапов подтвердил, что есть разночтения в части признания халяльной продукции, поставляемой из Бразилии, Украины и Франции. 

— Ситуация не такая идеальная, как вы могли бы представлять. Турбулентные процессы на рынке в нашем сегменте, связанные с пандемией, перед всеми странами-импортерами поставили серьезные вызовы и угрозы. Например, королевство Саудовской Аравии на площадке Всемирной торговой организации активно ведет процесс, направленный на ужесточение требований по срокам годности к импортируемой продукции, — заметил он. 

Генеральный секретарь Института стандартизации и метрологии исламских стран (SMIIC) Ихсан Овют согласился, что главной проблемой в торговле халяль-продукцией сегодня являются национальные разногласия в признании тех или иных стандартов.

— Я считаю, что мы должны быть вместе. И, бог даст, следующим шагом в работе SMIIC будет новый документ. Это будет определенная пирамида из аккредитаций и сертификаций, взаимного признания. Мы не должны ограничиваться личными интересами, у нас должны быть общие интересы, — сказал он.

Татарстан поборется за мировой рынок халяль

Бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев рассказал KazanFirst, что в аппарат уполномоченного поступают обращения от предпринимателей по реализации халяльной продукции.

— Для нас отрасль стратегически важна. Чтобы наши позиции не уступить и развить, мы должны обеспечить нашим производителям доступ на рынок сбыта. Небольшие результаты у нас уже есть. Также для нас важен онлайн-экспорт халяльной продукции, в этом направлении мы работаем, — отметил Абдулганиев. 

Работа по вовлечению сельскохозяйственных и пищевых производителей в индустрию халяль уже началась. Например, маркетплейс Россельхозбанка «Свое фермерство» будет дополнен сервисом «халяль». В нем, по словам советника председателя ДУМ РФ по экономике и культуре Рустема Гизатулина, будут описаны все религиозные нормативные и правовые акты, которые необходимы для сертификации по стандарту халяль.

— Этим сервисом могут воспользоваться около 60 тыс. профильных отраслевых предприятий. Для помощи в выводе их продукции на внутренние и международные рынки мы также запустили совместную работу в маркетплейсе «Село родное», в котором так же будет добавлен сервис халяль с описанием продукта и состава и приложена электронная версия соответствия халяль, — пообещал он. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: