Набережные Челны — город отобранных возможностей

почему в городе с одной из лучших систем ЖКХ в России не падает долг населения по квартплате.
Журналист KazanFirst Сергей Исичко в авторской колонке рассуждает, почему в
городе с одной из лучших систем ЖКХ в России не падает долг населения по
квартплате.

На дворе 2021 год. Жилищный кодекс России вступил в силу 1 марта 2005 года. В те же нулевые годы прошла массовая передача некогда государственных многоквартирных жилых домов в собственность граждан, то есть жителей этих домов. С момента этих событий прошло более 15 лет. А специалисты по всей России до сих пор ломают голову над тем, как вовлечь население в работу сферы ЖКХ. Другими словами, как внушить собственнику квартиры и МКД, что он вместе с соседями собственник своего дома, двора, что он несет ответственность и должен быть заинтересован в сохранении и приумножении всего ценного, что есть там. 

Специалисты сетуют на советский иждивенческий менталитет граждан, настаивают на развитии цифровых и прочих коммуникаций в общении между жителями-собственниками квартир и теми, кто эти дома обслуживает, и т.д. Кто-то предложил даже ввести в программу средней школы урок ЖКХ. Получается, что на тех, кто родился в XX веке, этот эксперт уже махнул рукой. Между тем есть такой относительно небольшой городок Набережные Челны. Если посмотреть на развитие ЖКХ в нем в условиях рыночной экономики, то получается, что это город отобранных возможностей. Причем возможности отобраны именно у населения и лучших, прогрессивных специалистов ЖКХ.

— По данным одной из Академий при правительстве России, Набережные Челны признаны лучшим городом в стране в сфере ЖКХ! – сообщил на деловом понедельнике мэр автограда Наиль Магдеев

Набережные Челны - город отобранных возможностей

После этого он сделал короткую паузу и слегка приглушенным голосом, со скрытой иронией и прозрачным намеком добавил, имея в виду другие города Татарстана и России:

— Так если мы лучшие, то вы представляете, что у них там творится?!

Магдеев сказал это в 2015-м году. В Челнах уже больше 10 лет действовала сеть частных управляющих компаний, квартиры были практически стопроцентно приватизированы, а дома уже полностью оборудованы приборами учета коммунальных ресурсов и автоматическими индивидуальными тепловыми пунктами. Это все то, о чем в других городах еще только мечтали. И это еще не все, что в автограде было лучшего. Но это стало и бедой города.

Отобрали рынок сбыта воды  

Есть такая компания — ООО «Челныводоканал». Ее система водоснабжения построена в годы строительства КАМАЗа, финансовую самостоятельность компания обрела в 90-е годы. Этот водоканал снабжал водой семь городов Татарстана, таких как Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск и другие. По качеству воды компания брала первые призы на Всероссийском конкурсе водоканалов в номинации городов-полумиллионников. В частности, благодаря этому она однажды выиграла грант Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на 25 миллионов долларов и на эти деньги обновила практически все магистральные сети внутри Челнов. А затем передала эти сети в собственность муниципалитета. Потом случилось невероятное: от «Челныводоканала» ушли шесть городов. Нижнекамск организовал водоснабжение населения от собственной станции очистки воды, хозяевами систем водоснабжения в других городах стали нефтяники. В управляющих компаниях, да и в самом челнинском водоканале ломали голову, почему так произошло.

— Ну это местничество — так коротко, без расшифровки объяснил тогда бывший генеральным директором «Челныводоканала» Уел Хусаинов

Набережные Челны - город отобранных возможностей

Дошло до смешного. В разговоре с кем-то из топ-менеджеров одной из УК не кто иной, как я сам, порассуждал о том, почему нефтяники «прихватизировали» системы водоснабжения в городах. Мол, при добыче нефти в наших местах активно используется барриевый рассол, а при его производстве используется вода. Нефтяникам нужно, чтобы вода была как можно дешевле, вот они и сделали так, чтобы часть затрат на воду стало возможным переложить на население. Я не специалист, просто делился своими обывательскими догадками, поскольку тему затронул топ-менеджер УК. Через несколько дней я разговаривал с другим топ-менеджером одной из УК. Разговор снова зашел о том, почему «Челныводоканал» лишился шести городов.

— Понимаете, там нефтяники. Им нужен дешевый барриевый рассол, вот они и забрали воду себе, чтобы брать деньги с населения! – убежденно объяснил специалист мне ситуацию моими же обывательскими объяснениями. 

Если домыслы журналистов заменяют в головах обывателей и даже специалистов разъяснения компетентных специалистов, то это означает, что в отрасли беда. 

Беду на своем кармане ощущают граждане. Например, с 1 июля этого года тариф на воду в Набережных Челнах составляет 24 рубля 47 копеек, а в Альметьевске – 43 рубля 12 копеек. Едва ли сейчас «Челныводоканал» способен выигрывать такие крупные гранты, как ЕБРР. Ему это и не надо — компания больше не инвестирует деньги в развитие сетей. А между тем в республике беда. Весь Тукаевский район пьет паршивую по качеству воду из подземных источников, республика планирует, но никак не может найти сотни миллионов рублей на строительство водопроводов в поселки и деревни от сетей того же «Челныводоканала».

Отобрали Городской расчетный центр

Набережночелнинский городской расчетный центр дальновидные руководители предприятий поставщиков коммунальных ресурсов создали еще в 2002 году. К тому времени они давно поняли, что в рыночных условиях интересы государства (а в нем чиновников), интересы предприятий ЖКХ и интересы жителей — потребителей услуг – это все-таки разные интересы. Они видели, что любое повышение тарифов на услуги из-за недоверия к государству в целом и к поставщикам услуг в частности вызывает протестные неплатежи со стороны населения, которые накладываются на обычные долги из-за невысокой зарплаты у многих потребителей. Городской расчетный центр сделал возможной такую схему квартплаты, когда по единой счет-квитанции все платежи поступают в ГРЦ, а уже там распределяются между поставщиками услуг. При этом сам ГРЦ находился под контролем поставщиков услуг, управляющих компаний и правоохранительных органов. Никто не мог вмешаться в квартплатные финансовые потоки, чтобы перенаправить их, а тем более что-то присвоить.

— Для нас это прозрачный аквариум. Мы в любой момент можем увидеть, сколько денег откуда поступило и куда они перечислены! – радовались специалисты поставщиков ресурсов.

— Мы в любой момент можем позвонить в ГРЦ и за день, даже за несколько часов решить вопрос, если деньги задержались в банке или еще где-то, — радовались и руководители УК. 

Набережные Челны - город отобранных возможностей

Правда, не радовались многие жители города. Для них ГРЦ не был «прозрачным аквариумом», потому что со стороны населения за работой ГРЦ не было никакого контроля. Но в 2013-2015 годах в городе хоть и по инициативе сверху, но был внедрен институт старших по домам, создана система ТОС. Появились люди и структуры, которые и со стороны населения могли организовать контроль и за работой ГРЦ, и за финансовыми квартплатными потоками. 

Но в республике по образу и подобию челнинского был создан Единый расчетный центр. ГРЦ автограда стал всего лишь его подразделением. Местные УК и поставщики услуг потеряли контроль над квартплатными потоками. Расчетный центр перестал быть для них прозрачным аквариумом. Населению взять под наблюдение работу ЕРЦ теперь уже и мечтать не стоит. Кроме того, произошло следующее.

— Когда мы создавали ГРЦ, что называется, со стула, то сначала установили процент платы за его услуги что-то около 4 процентов со сбора квартплаты для каждой УК. Это много. Но с годами эта ставка снижалась и снизилась до 1,5 процента, а сеть расчетно-кассовых центров ГРЦ по городу росла и зарплаты специалистов там повышались, — рассказывал Уел Хусаинов, защищая ГРЦ от нападок со стороны населения. 

А ЕРЦ как только возник, так сразу стал буквально «воевать» с челнинскими УК за существенное повышение платы за свои услуги. И перспектив на то, что этот тариф будет снижаться, нет никаких.

Отобрали систему раздельного сбора отходов

В Набережных Челнах как-то сама собой начала внедряться система раздельного сбора отходов. Действовали энтузиасты-экоактивисты. Они пошли в средние школы, организовали там экоуроки и стали объяснять детям, каким на самом деле ценным может быть «мусор» и как вредно его просто так бросать или закапывать в землю. Активистов поддержали предприятия-переработчики вторсырья. Они стали устанавливать по городу контейнеры для РСО, а народ начал интересоваться, когда контейнеры появятся в том или ином районе города.

— «Мусорная» реформа провалена! – это заявил не кто-нибудь, а лидер партии предпринимателей Борис Титов.

В Челнах это ощутили потому, что взявшие на себя работу с ТКО регоператоры повысили тарифы и сделали бесполезными усилия населения по внедрению РСО, который давал возможность снизить плату за вывоз отходов из МКД и даже стать источником доходов для собственников домов благодаря продаже вторсырья переработчикам. В планах правительства строить МКД без мусоропроводов, вкладывать средства (бюджетные и не только) в строительство контейнерных площадок для РСО во дворах. Народ в Челнах попытался по инерции и на энтузиазме внести коррективы в федеральную реформу сбора отходов.

Набережные Челны - город отобранных возможностей

— Не надо убирать мусоропроводы, не надо лепить контейнерные площадки во дворах. Надо раздавать людям разноцветные мусорные пакеты — они в магазинах продаются. Пусть в зависимости от цвета складывают в пакеты те или иные отходы и бросают их в мусоропровод. Мусоровоз отвезет пакеты переработчику, тот легко их рассортирует по цветам. Деньги за вторсырье переработчик пусть перечисляет управляющим компаниям, а те пусть тратят их на благоустройство двора или дома, — предложил студент-юрист Илья Чулюкин.

Специалисты признали идею вполне реальной, но внедрять ее никто не будет. Регоператору это не интересно, а больше такими идеями заниматься некому.

— Я придумал «Чистолет»! Это пластиковая контейнерная площадка в форме самолета. Производить ее будет дешевле, чем те площадки, которые ставят по программе «Наш двор», и смотреться во дворе они будут лучше, эстетичнее, – рассказал эколог и активист ОНФ Артем Леонов

Но и его «Чистолет» оказался никому не интересен из исполнителей, потому что все уже спланировано до Леонова.

Уникальный опыт раздельного сбора отходов, который сложился в доме 46/10а, тоже оказался никому не интересен из исполнителей реформы. А между тем старшая по дому Наталья Удальцова рассказала и показала, как и куда во дворе этого дома жители закапывают даже пищевые отходы, из которых так готовится перегной для клумб. Снижать тариф за вывоз мусора здесь регоператор не хочет. Помогать жильцам развивать систему РСО регоператор тоже не хочет. Говорит, что не может.

Не приняли соседские центры УК

Соседские центры – новшество, появившееся в Нижнем Новгороде и в других городах. Они создают управляющие компании. В России в работе этих центров участвуют политики, депутаты, чиновники, эксперты. И активисты ТОС тоже. Жители МКД в соседских центрах создают свои клубы по интересам, с помощью УК совершают различные культурно-туристические поездки. Это помогает «управдомам» избавиться от образа врага в глазах населения, а населению лучше понять систему работы ЖКХ. В Набережных Челнах соседские центры открыли УК «Ремжилстрой» и УК «Электротехников».

— У нас даже литературный клуб появился! Его организовала бывшая учительница литературы. Популярным клуб оказался, — радовалась шеф службы по работе с населением УК «Ремжилстрой» Елена Мурашова.

Начали развиваться и другие направления работы соседского центра, естественно, действует здесь и школа ЖКХ. Но обе названные компании в Челнах считаются «московскими», потому что входят в разные федеральные сети УК. Это одна из причин, почему чиновники в городе встретили соседские центры прохладно.

— Идея интересная, но надо посмотреть, — дипломатично выразился заместитель руководителя Автозаводского исполкома города. 

— Не надо нам никаких соседских центров, у нас ТОС есть! – категорично заявила автору этих строк председатель одного из ТОС. 

Фактически она озвучила позицию официальных властей. Ведь даже по природе своей ТОС с этими властями афилированы.

Набережные Челны - город отобранных возможностей

Бюрократическая система страны, республики и города в сфере ЖКХ ведет себя по отношению к населению цинично. Дома — в руках собственников. Управляющие компании — частные. Предприятия-поставщики услуг в ЖКХ — тоже не государственные. Государство в таких условиях может и должно быть регулятором и арбитром. Но бюрократическая система так играть не хочет. Она хочет быть контролером и распорядителем. Здесь же крутятся огромные деньги! При этом бюрократическая система хочет, чтобы жители участвовали в работе ЖКХ. На ее, бюрократической системы, условиях. Но так не будет. Граждане-собственники рано или поздно из советских иждивенцев превращаются в хозяев. А у хозяина ко всему (и к государству тоже) отношение другое. Терпеть назойливую бюрократическую систему граждане еще могут. Но доверять ей никогда не станут. Чиновникам пора бы это усвоить и научиться подхватывать и умно распространять, а не подгребать и корежить под себя все лучшее, что появляется в ЖКХ. Обратите внимание на то, что работа ЖКХ в Набережных Челнах (если не в России в целом) чем-то напоминает экономическую модель США. Напоминает тем, что все вроде бы хорошо, все развивается, вот только долг по квартплате растет и в росте этом не останавливается. Кстати, кто точно знает, каков на сегодня общий долг населения Челнов по квартплате? Говорят, уже больше миллиарда рублей.


Читайте также: «Выстроить эффективную работу сферы ЖКХ можно только при участии жильцов»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *