Договариваться с талибами* придется, но на каких условиях – пока неясно

которая фактически правит целой страной
Эксперты разошлись во мнениях относительно новой власти в Афганистане – от
призыва признать их легитимность до необходимости военных операций и ракетных
ударов против боевиков. Тем временем организация, которая фактически правит
целой страной, в России признана террористической.

Как мы писали ранее, власть в Афганистане захватили боевики Талибана (террористическое движение, запрещено в России. – Ред.). Сейчас перед всем мировым сообществом стоит вопрос – нужно ли признавать их власть и тем самым легитимизировать правительство талибов*.

Согласно официальному сообщению МИД РФ, посольство России в Кабуле продолжает функционировать в штатном режиме, «установлены рабочие контакты с представителями новых властей в целях обеспечения безопасности российского загранучреждения». Примечательно, что фактически внешнеполитическое ведомство назвало Талибан* новой властью.

Позиция Евросоюза состоит в том, чтобы начать диалог с Талибаном* для предотвращения гуманитарного и миграционного кризисов.

– Талибан* выиграл войну, поэтому мы должны говорить с ними, – грворит представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель.

По его словам, первой целью ЕС прямо сейчас является обеспечение эвакуации граждан сообщества, а также афганцев, которые помогали международной коалиции, если они хотят покинуть страну. 

Правительству характерна дружба с людоедскими режимами

Политический обозреватель KazanFirst Альберт Муртазин обсудил с экспертами, следует ли России признать новую власть в Афганистане и к каким последствиям это может привести.

Депутат Госдумы РФ от «Единой России» Ильдар Гильмутдинов отметил, что предстоит долгий процесс переговоров.

Договариваться с талибами* придется, но на каких условиях – пока неясно

– Не думаю, что признание произойдет в ближайшее время. Однозначно, если талибы* поддержат мирный процесс, то это станет наилучшим развитием ситуации в Афганистане. Эта страна – средоточие культурных, этнических, исторических особенностей. Все их необходимо учесть, чтобы прекратить затянувшийся кризис, – считает собеседник.

Глава татарстанских эсеров, депутат Госсовета РТ Альмир Михеев заявил, что правительству России, а в прошлом и СССР характерна дружба с людоедскими режимами.

– Достаточно вспомнить Бокассу (бывший диктатор Центральноафриканской республики. – Ред.), который был людоедом даже не в фигуральном смысле! – напомнил Михеев. – Безусловно, правительство России признает правительство Талибана*, невзирая на свои прошлые слова. Ведь забывать обещания – тоже привычка правящей элиты. К чему это приведёт? А разве что-то в действиях правительства за последние 20-30 лет приводило к чему-то, кроме как к ухудшению жизни населения?!

Собеседник указал, что американцы, уйдя из Афганистана, убили двух зайцев – во-первых, сэкономили бюджет, затрачиваемый на войну, во-вторых, создали России большую проблему.

– Сейчас у нас в подбрюшье огромная, непонятно как управляемая страна, в которой много людей привыкло зарабатывать на наркотиках. Огромное количество беженцев хлынет к нам через границы Киргизии, Казахстана и Узбекистана – эти страны защитить свои границы не смогут! Задерживаться там беженцы не станут, а двинут напрямую к нам. У нас экономика всё же помощнее. Думаю, что беженцы вполне смогут закрепиться в южных регионах со всеми вытекающими проблемами, – добавил спикер.

Договариваться с талибами* придется, но на каких условиях – пока неясно

По его словам, весь этот комплекс проблем, который придется разгребать, очередным тяжелым бременем ляжет на нашу экономику.

– Я считаю, что это можно рассматривать как очередной провал нашей внешней политики, того же самого [Сергея] Лаврова (министр иностранных дел. — Ред.). Мы же видим, что в последние годы МИД провалил всё, что только можно: Украину потеряли, Беларусь только сосет деньги из нас, Казахстан переходит на латиницу, Армению предали в противостоянии с Азербайджаном… – перечисляет Михеев. – Мы ссоримся из-за клочков земли с 40-миллионными соседями, с людьми, которые нам ментально близки. За всё это время мы растеряли всех союзников. Это видно даже по сакральному для нас Дню Победы – на наши парады больше никто не приезжает.

События в Афганистане он считает очередным провалом, который в результате станет нашей головной болью, а не американской. И решать эту проблему правительство будет своим обычным способом – за счёт народа.

– Сколько денег потратит правительство России, чтобы наладить отношения с новым руководством Афганистана, обещая и предоставляя им определенные льготы, преференции и отнимая их из собственных бюджетов? Ведь по-другому они не умеют, к сожалению, – отмечает Михеев. – Кроме того, ничто не помешает американцам за небольшие деньги сильно гадить нам – снабжая оружием и обучая боевиков того же самого Талибана*.

Он убежден, что никакого общего языка и сотрудничества с талибами* мы найти не сможем и первоочередной задачей должна стать защита наших границ на дальних подступах.

– Это огромная проблема, и решать ее нужно быстро, смело и решительно. Это должны быть спецоперации, вплоть до ракетных ударов по военизированным группировкам. Потому что иначе в дальнейшем это обернется для нас террором и выросшим наркотрафиком, – убежден Михеев.

Талибан* способен установить порядок

Коллега Михеева по Госсовету — представитель ЛДПР Эдуард Шарафиев считает, что наша страна рано или поздно признает движение Талибан*, а перед этим исключит его из списка террористических организаций.

– Может быть, это будет не так быстро. Скорее всего, на первом этапе признание будет де-факто, хотя оно уже есть, так как с представителями движения наши дипломаты уже общаются, – сказал Шарафиев.

Официальная позиция ЛДПР и Владимира Жириновского состоит в том, что Россия должна признать Талибан*, потому что это движение – единственное, которое способно установить порядок на всей территории страны. Россия должна взаимодействовать с этой властью, принимая во внимание не их мораль и принципы, а свои национальные интересы.

Договариваться с талибами* придется, но на каких условиях – пока неясно

– В наших интересах, чтобы в Афганистане был мир и покой, а также прекратился наркотрафик. Когда данное движение было у власти в 90-е годы, то наркотрафик был уничтожен, лишь приход американцев возродил и увеличил масштабы наркоторговли, – отметил Шарафиев. – Мы должны понимать, что Афганистан – это исламская территория со своим пониманием религиозных традиций. Они очень суровые, но это их традиции. Мы не должны вмешиваться и учить их, как им жить. Но мы можем помочь экономически возродиться Афганистану. Но для этого нужно, чтобы там была твердая власть и порядок.

Шарафиев уверен, что новое руководство Афганистана на данный момент — единственная сила, которая способна обеспечить в стране мир и порядок.

Глава татарстанских комроссов, депутат Казгордумы Альфред Валиев так же считает, что в настоящее время в Афганистане нет никакой другой политической силы, кроме движения Талибан*.

– Гражданской войны, равно как и вакуума власти там нет. Тем более что Талибан* образца 2001 года и сегодняшнего – две значительные разницы. В действиях некоторых государств гораздо больше терроризма, причем всепланетного, чем в действиях Талибана*, в этом случае почему бы не исключить движение из списка террористических организаций, включив вместо него Госдеп США, – предложил Валиев.

Договариваться с талибами* придется, но на каких условиях – пока неясно

Он отметил, что России некого пока признавать – правительство Афганистана ещё не сформировано, а пришедшие к власти люди пока не контролирует всю территорию страны, хотя и заняли большую её часть.

– Тем не менее, при условии, что в руководстве Афганистана, которое пока даже не начало формироваться, нет и не будет американских или прозападных марионеток, сотрудничать с движением необходимо – этого требуют интересы геополитики и стратегической перспективы, – заявил спикер. – Если принимать взвешенные и правильные решения, направленные на укрепление мира в регионе, то мы не видим ничего плохого в таком взаимодействии.

Мы пытались получить комментарий представителя другой коммунистической партии — депутата Госсовета РТ от КПРФ Артема Прокофьева, но у него не было возможности ответить.

Возможны выборы

Политолог, политтехнолог, гендиректор АНО «Центр изучения проблем международных санкционных режимов» Марат Баширов считает, что официально власть талибов* признавать не стоит, но отношения поддерживать надо – это в интересах России и в интересах защиты наших союзников по ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности. — Ред.).

– Несмотря на то, что Талибан* – запрещенная организация, это не помешало нашему МИДу проводить встречи на вполне официальном уровне. Даже более того, давать им информационную площадку одного из информационных агентств. Очевидно, что все-таки есть какие-то правовые возможности этот режим сохранять, – предположил Баширов. – Это такой же жесткий режим, как в Катаре или Саудовской Аравии. С этой точки зрения пока мы с вами не можем сказать, что они идут против норм международного права, потому что пока они не являются властью в общем-то. Я думаю, что они будут в ближайшее время проводить выборы, причем выборы разных уровней.

Эксперт предполагает, что в Афганистане может появиться новая Конституция, либо талибы* найдут способ проделать все в рамках ныне действующей.

Договариваться с талибами* придется, но на каких условиях – пока неясно

– Вот тогда встанет вопрос о признании тех людей, которые попали на эти государственные должности, и признании этих государственных институтов. Это будет своеобразная точка бифуркации, где нужно будет решать, оставлять ли статус этому движению, – заявил собеседник. — Кроме того, есть еще развилка в том, что талибы могут избираться под своими фамилиями, не заявляя, что они идут от Талибана*. И с этой точки зрения эта правовая коллизия снимается. Можно будет считать, что Талибан* – это запрещенная организация у нас, но при этом мы будем признавать результаты выборов и тех людей, которые встанут на определенные государственные посты.

Эксперт подчеркивает, что Афганистан находится слишком близко к российским границам для того, чтобы просто игнорировать те процессы, которые там происходят.

– Это важно с точки зрения обеспечения безопасности России и, еще раз подчеркну, тех союзников, которые входят в ОДКБ. У нас есть определенные обязательства по защите этих государств. И то, что у нас проходили последние учения в Таджикистане, где участвовали вооруженные силы РФ, – это как раз все происходит в рамках ОДКБ и в рамках оценки риска, который появляется в связи с событиями в Афганистане.

Придется договариваться

Политолог Руслан Айсин, в свою очередь, указал, что любая политика основывается на жестком прагматизме.

– Конечно, в первую очередь американцы подали этим пример. Известна их философская концепция прагматизма, так называемая школа Дьюи, которая основана на принципе «то, что выгодно, то и верно», – отметил политолог.

По его словам, глобальный мир сейчас становится все более рациональным и все более унитарным, а некие идеологические аспекты уходят на второй план. По сути, мир идеологий ушел: прежде всего ушла система капиталистического мира, которая противостояла системе социалистического мира.

– Сейчас все окрашено в цвета «выгодно» и «невыгодно». Мы видим, как социалистический Китай подпитывает американскую экономику, как активно взаимодействуют с теми субъектами политики, которых еще вчера проклинали и называли осью зла, и так далее, – отметил собеседник.

По его мнению, Россия должна действовать так, как это выгодно интересам нашей страны. Афганистан – это территория, достаточно отдаленная от наших границ, это в советское время мы с ними граничили непосредственно. Сейчас же между нами буфером выступают сразу несколько стран СНГ.

– И мы видим, как российское внешнеполитическое ведомство провело несколько переговоров в Москве, несмотря на визг и треск либеральной общественности, международного сообщества. Видимо, там были какие-то договоренности и стороны остались довольны. Поэтому Россия достаточно уверенно реагирует на все происходящее, говорит о том, что не будет ни в коей мере вводить войска, потому что она уже проходила этот этап истории и ничем хорошим это не закончилось. Афганистан – это, по сути говоря, не покоренная никем территория, – напомнил Айсин.

Договариваться с талибами* придется, но на каких условиях – пока неясно

Эксперт считает, что Россия, как и весь мир, будет признавать правительство талибов*.

– Потому что признание легитимности – это не вопрос следования каким-то правилам, которые начертал какой-то там международный орган – ООН или что-то в этом роде. Нет, власть – это вещь явочная, ее берут и тем самым становятся легитимными. По итогам всякой революции вчерашние оппозиционеры или те, кто вчера был проклинаем, становятся легитимным правительством. Так было и в СССР, так, кстати, было и в самих Соединенных Штатах, когда был скинут протекторат английской монархии, – добавил собеседник. – Здесь то же самое — власть из марионеточного режима естественным образом перетекла к талибам, которые по факту были хозяевами Афганистана (их так и называли – «ночные хозяева») и утвердили свою власть. Так или иначе, всем странам придется с ними договариваться. Другой вопрос – на каких условиях. Поэтому лучше с ними дружить, чем ссориться.

При этом у России там есть свои интересы. В частности, миллионная татарская диаспора, и важно поддержать их. Тем самым они будут нашим институтом влияния в регионе.

– Конечно, рано или поздно Талибан* исключат из списка террористических организаций, потому что это будет выглядеть очень нелепо. Понятно, что всякий такой список – это очень условная вещь. Те, кто берет власть, уже не могут быть террористами, потому что так устроен мир. Юридические нормы – это не универсалии, это складывание неких форм, которые являются затвердеванием интересов сторон в конкретный момент. Когда их объявляли террористической организацией – это была другая ситуация, в которой находились Афганистан, Россия и весь мир. Сейчас глобальная диспозиция поменялась, поэтому они могут из этого списка выпасть. Я думаю, что Россия имеет неплохие шансы наладить хорошие, конструктивные отношения в Афганистане. Многие относятся с симпатией к России, несмотря на то, что мы воевали. Но в целом отношение куда как теплее, чем к американцам или тем же европейцам, – заключил Руслан Айсин. 

* организация, признанная террористической, запрещена на территории России  

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *