В ТЮЗе состоялась премьера спектакля, посвященная 125-летию со дня рождения Евгения Шварца. Пьесу известного драматурга показали через призму современности и вплели в нестандартное зеркальное пространство. 

Питерский режиссер декодировал для казанцев шварцевскую «Тень»

В ТЮЗе состоялась премьера спектакля, посвященная 125-летию со дня рождения Евгения Шварца. Пьесу известного драматурга показали через призму современности и вплели в нестандартное зеркальное пространство. 

На сцене театра юного зрителя впервые показали спектакль «Тень» неоднократного номинанта на премию «Золотая маска» Петра Шерешевского. Постановка выполнена в стилистике фильма на большом экране. «Тень» стала результатом театральной лаборатории, проходившей в театре в октябре. Постановка посвящена 125-летию известного драматурга Евгения Шварца

Евгений Шварц родился в Казани. Он знаменит своими необычными сказками. Шварц использовал сюжеты народных сказок и сказок Ганса Андерсена для создания собственного художественного мира и живых оригинальных характеров. Добавим, что за свою писательскую жизнь Евгений Шварц написал 22 пьесы, среди которых «Дракон», «Повесть о молодых супругах», «Клад» и другие. Также по сценариям Шварца было снято 30 фильмов, среди них «Первоклассница», «Доктор Айболит», «Снежная королева», «Дон Кихот» и, конечно, «Золушка».

Петр Шерешевский переосмыслил произведение казанского драматурга. Режиссер поместил тексты писателя в другие обстоятельства и в другое время, делая попытку придать классическому содержанию приближенность к современным проблемам. На сцене мы не видим придворных, лакеев, элегантных причесок и платьев, вместо этого мы видим людей в одном полотенце и официанта в плавках и фартуке. Чтобы придать своей постановке большего современного звучания, режиссер вводит в спектакль узнаваемый хит ВИА Гры «Попытка номер пять», а также представляет главного героя оппозиционным журналистом, от которого мечтают избавиться чиновники. 

Питерский режиссер поставил для казанцев шварцевскую  «Тень»

- «Обыкновенное чудо» - это было мое первое прикосновение к Шварцу. Именно тогда я понял, что хочу не ставить Шварца, а декодировать его. Это было создание истории под историей или истории над историей. Пара людей, проживших жизнь, через «Обыкновенное чудо» вспоминает собственную жизнь, понимая, что жена при смерти - онкологическая больная. Там другая история, но тоже, в общем, создание истории-подыстории или надистории - как вам будет угодно. Каждый раз я сочиняю историю, которая позволяет превратить сказку в не сказку, - отмечает Петр Шерешевский. 

Сказки Шварца, подчеркнул режиссер, прекрасны тем, что в них заложен очень мощный личностный пласт болезненного, много прожитого. Но рассказывать их так, как они написаны, в 2021 году абсолютно бессмысленно, считает Шерешевский. 

- Фильмы советские, те, которые мы все любим, нишу эту уже абсолютно закрыли. И можно просто книжку прочитать. То, что интересно мне, - декодировать Шварца. Понятно, что невозможно вытащить все то, что он на самом деле переживал, но те эмоции, которые это вызывало, переосмысление их через собственный опыт мне как раз любопытно, - поделился петербургский режиссер. 

Как признается Петр Шерешевский, «Тень» его зацепила темой расщеплённости, нецелостности любой личности, двойничеством. В созданном им мире добро и зло - проявления одной личности. Спектакль рассказывает о разочаровавшемся в любви человеке. Чтобы избежать новой боли, он создает барьеры и установки. В результате то, что казалось спасением, ломает и коверкает природу ученого, погружая его все больше в теневую сторону души. 

- Я посчастливее человек, чем мой персонаж. Мне кажется, что свои идеалы я не предавал. Для меня это направление продолжается: я продолжаю открывать для себя мир, в том числе и новыми ролями. Петр сразу выбрал такую интонацию, что нам было уютно, нам не приходилось подбирать себя, как театральным артистам, для кино. Здесь много элементов кино. Кроме того, у присутствующих на площадке есть опыт съемок в кино, наверное, он тоже помогает. Я как-то сетовал, что давненько с Алексеем Зильбером (актер) не работал в тесном контакте на сцене, - и вот, пожалуйста. Это дополнительное удовольствие, - рассказал актер, играющий главную роль, Павел Густов.

Питерский режиссер поставил для казанцев шварцевскую  «Тень»

Показ спектакля проходил в Зеркальном зале. Зеркала стали неким отражением иного мира, мира Тени. Главный герой разговаривает со своим отражением, со своей темной стороной. Также в пространстве спектакля задействовано реальное окно, которое персонажи открывают, смотрят на город и снова ведут беседу со своей темной стороной. 

Еще одним оригинальным решением режиссера стала трансляция постановки на стенку с помощью проектора. Видеокамера ничего не скрывает от зрителя. Она ловит мимику персонажей, показывает то, что скрыто, - например, часть спальни, которая находится в глубине помещения и попросту не видна большей части зрителей в зале.

Питерский режиссер поставил для казанцев шварцевскую  «Тень»

- Я в Казани не был никогда. Неделю решил выкроить и приехать в эту режиссерскую лабораторию. Посмотрел на зал - вон окно, вон зеркала, вон стенки. Это вынужденные условия лаборатории. Я не так часто в этом участвовал, но всякий раз, когда оказываешься в лаборатории, понимаешь, что не можешь поработать художником и сочинить пространство. И занимаешься обживанием того или иного пространства. Каждый раз пространство подсказывает тебе решение и то, как с ним взаимодействовать, - рассказывает Шерешевский. 

Стоит также сказать, что здесь нет шварцевского счастливого конца. «Тень» питерского режиссера намного жестче. Если у Шварца все же есть рецепт от «зла» – достаточно лишь сказать: «Тень, знай своё место», то Пётр Шерешевский рецепта решения современных проблем не предлагает.

Питерский режиссер поставил для казанцев шварцевскую  «Тень»

В ноябре состоится еще один показ спектакля «Тень», на декабрь намечены два. Постановка имеет возрастное ограничение старше 18 лет, кроме того, для посещения ТЮЗа необходим QR-код.


Читайте также: «Культура и искусство должны быть доступны всем, даже тем, кто не видит или не слышит»


Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Зиля
Я конечно это произведение не знаю, но очень заинтриговали и хочется посмотреть теперь.
0
0
Ответить

Ася
Новые технические решения в спектаклях всегда поражают и усиливают накал страстей. Каждый раз удивляюсь, как по разному трактуют сюжет режиссёры.
0
0
Ответить

Юлия
Человек уникален и каждый найдёт свое решение, которое для другого может не подойти. Поэтому я понимаю режиссёра, который оставил решение проблемы за зрителем.
1
0
Ответить

Тоня
Тяжело наверное адаптировать свою постановку на новой сцене при показе в разных городах.
0
0
Ответить

Зульфия
Почему нет возможности транслировать постановки онлайн, к сожалению нет QR-кода, а так хочется насладиться новым спектаклем, да ещё с особым прочтением.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite