только упрощение в управлении и попытку избавиться от негативного коррупционного
шлейфа, который тянется за обоими ведомствами. Людям прока от этого не будет
никакого.
Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования объединят в единую организацию – Социальный фонд. Такое решение приняло правительство страны, утвердят его на весенней сессии Госдумы, а само объединение произойдет 1 января 2023 года.
Организационно-правовой статус СФР (очевидно, такой будет аббревиатура, так что ее и будем использовать) – внебюджетный фонд, а не госучреждение, каковыми сейчас являются ведомства. Координировать работу новой структуры будет Минтруд РФ.
Ожидается, что благодаря такому объединению произойдет упрощение получения социальных услуг, а работодателям предложат общую взносооблагаемую базу для выплаты страховых взносов на пенсионное и социальное страхование
Административные расходы на работу нового фонда не будут превышать показатель, заложенный в федеральном бюджете для ПФР и ФСС (около 1% от их расходов). При этом возможно сокращение расходов на управленческий аппарат будущего фонда.
Оба ведомства на постоянной основе сотрясают коррупционные скандалы. Это подкрепляются острым недовольством населения, которое вышло на пик после повышения пенсионного возраста и, по большому счету, там и пребывает. Катализатором всего этого является острый кризис всей социальной сферы в России, который усугубила вездесущая пандемия. В этой связи вся эта затея вызывает немало вопросов. В частности, не является ли происходящее просто попыткой ребрендинга дискредитировавших себя госучреждений в надежде, что благодаря PR-инструментам удастся выпустить пар из перегретого котла.
Мы обсудили грядущие перемены с татарстанскими политиками от разных партий, а также с экспертами, которые оценили риски и перспективы формирования нового суперведомства.
«Хотелось бы, чтобы у людей просто были достойные пенсии»
Депутат Госсовета РТ от «Единой России», гендиректор АО «Казэнерго» Рустам Абдулхаков отметил, что ему сложно оценить, насколько эта идея хороша. Однако он напомнил, что на его предприятии на каждого сотрудника выплачиваются отчисления в каждый из этих двух фондов.
– Поэтому может быть, что это объединение логично. Хотелось бы, чтобы у людей просто были достойные пенсии, а за счет Фонда социального страхования оказывались необходимые медицинские услуги и прочее, – сказал собеседник.
Он отметил, что, если администрировать все выплаты станет проще и эффективнее с экономической точки зрения, а также сократится количество людей, занятых в этих процессах, то накладные расходы уменьшатся, и за этот счет произойдет какой-то экономический эффект.
– Может быть, так появится возможность для увеличения пенсионных выплат. Главное – чтобы менялись внутренние процессы, которые вызывают раздражение в обществе, – убежден политик.
Еще один парламентарий, лидер регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев считает, что главная проблема обоих фондов в том, что они не встроены в государственный аппарат.
– Они выполняют государственные социальные функции, будучи негосударственными структурами, внебюджетными фондами. Это неправильно, это уменьшает контролируемость, увеличивает коррупционные риски. Сама идея объединения хоть и хороша тем, что в теории сокращает бюрократию, но основной проблемы не решает. Нужно вообще отказаться от идеи фондов и их просто закрыть, – заявил Михеев.
Он уверен, что соответствующие государственные ведомства и министерства вполне смогут выплачивать пенсии, обеспечивать инвалидов, которым, возможно, и вовсе было бы лучше, если бы средства реабилитации, поездки в санатории и прочие немногочисленные льготы заменили весомой денежной компенсацией.
– Выплата получится ощутимо больше, чем они получают в натуральном выражении. Как минимум потому, что содержать администрирование выплат будет существенно дешевле, чем администрирование всех других разнонаправленных льгот. К тому же, каждый человек с инвалидностью сам знает, какое средство реабилитации ему подойдет в большей степени и купит нужное, а не то, что предоставил ФСС, – подчеркнул собеседник.
«Есть много критики в адрес того же ПФР»
Другой депутат Госсовета РТ, представитель ЛДПР Эдуард Шарафиев не думает, что объединение фондов приведет к каким-то принципиальным изменениям в качестве их работы.
– В лучшем случае следует ожидать оптимизации аппаратов, которое на пенсионных накоплениях граждан никак не отразится. Возникает вопрос, что будет со зданиями – продадут ли их, или будут сдавать в аренду – на размере пенсий это тоже не отразится. Все эти «допдоходы» уйдут на содержание аппарата, – уверен депутат.
По его мнению, проблема в самой организационно-правовой форме в виде фонда, которая провоцирует чрезмерные нецелевые расходы и коррупцию.
– Самое главное, тот же Фонд пенсионного страхования создавался для того, чтобы обеспечить более высокий доход пенсионерам. На практике оказалось, что сохраняется прежняя уравнительная система (накопительная часть уже много лет заморожена). Тогда какой смысл в сохранении фонда? Пенсии и прочие соцвыплаты надо вернуть в сферу прямого госадминистрирования. Например, передать в систему соцзащиты, пусть они этим занимаются. Это будет в любом случае дешевле и эффективней, чем содержать прожорливые коррумпированные фонды, – заявил Шарафиев.
Представитель КПРФ в татарстанском парламенте Николай Атласов к инициативе создания подобного суперведомства относится нейтрально – главное, чтобы объединение принесло пользу.
– Еще со времен Советского Союза это была одна система социального обеспечения. Поэтому я думаю, что те специалисты, которые сейчас между собой объединяются, свои задачи будут выполнять на должном уровне. Конечно, есть много критики в адрес того же ПФР. Но я знаю, как они работают, как исполняют распоряжения правительства и президента, когда в авральном режиме надо выплачивать пособия, пенсии. Они ходят по острию ножа во время этой пандемии, общаясь с большим количеством людей. Там работают хорошие специалисты, так что я думаю, что все будет хорошо, – поделился собеседник.
Атласов не считает, что это объединение приведет к повышению пенсий или каким-либо другим заметным для пожилых граждан последствиям.
– Но, возможно, будет экономия бюджетных средств на содержание зданий, аппарата и всего остального. Лучше сэкономленные средства пускать на развитие инфраструктуры. Это у нас, в Татарстане, те же отделения Пенсионного фонда хорошо оснащены. А в других регионах отделения выглядят как почта образца 80-х годов, – обратил внимание собеседник.
Атласов сомневается, что ради ребрендинга власти стали бы затевать такой масштабный процесс. Он уверен, что это просто управленческий процесс, и в нем нет особой политики.
Депутат Казгордумы, глава татарстанского отделения партии «Коммунисты России» Альфред Валиев за идеей объединения этих печально известных фондов видит рост налогов и совсем ничего положительного для роста пенсий и социальных выплат.
– А цифры, которые заявляют [зампред правительства РФ Татьяна] Голикова и [глава Минтруда РФ Антон] Котяков – рост в полтора раза некоторых социальных выплат, смешны по определению. Тем более, что курировать работу нового фонда будет господин Котяков, человек, ни дня не проработавший на земле и абсолютно далекий от проблем бизнеса и граждан, – заявил Валиев. – Слияние этих двух черных дыр в одну супергигансткую черную прорву – специальная мера, чтобы, в первую очередь, спрятать колоссальные хищения пенсионных средств граждан, а во-вторых, усилить контроль за денежными средствами. Ну и, конечно же, поднять налоги. Создадут новую кормушку для приближенных, ведь совокупный бюджет двух фондов более 10 триллионов рублей! – напомнил депутат.
По твердому убеждению собеседника, правительство России в принципе не способно улучшить положение пенсионеров, потому что работает не на интересы граждан и государства, а обслуживает рост капиталов олигархов и транснациональных корпораций.
– Это капитализм, и другого ждать от него не приходится. Если и будет какая-то индексация, то совершенно смешная, на уровне официальной инфляции, которая, как мы все видим, ничего не имеет общего с реальной обстановкой – жалкие копейки, – подчеркнул депутат.
«Фонды превратились в ходячий мем»
Профессор КФУ, доктор политических наук Сергей Сергеев в целом смотрит на этот процесс довольно скептически.
– Возможно, какой-то небольшой положительный эффект объединение ПФР и ФСС может принести – за счет сокращения аппарата этих фондов при их слиянии (если такое сокращение будет проведено, конечно). Есть данные (они приводились, в частности, экономистом и экс-депутатом Госдумы Иваном Грачевым), что ПФР тратит «на себя» примерно 3% собранных денег. Относительно накладных расходов ФСС, вероятно, цифры сопоставимые. Таким образом, некоторая экономия может быть, но насколько значительная? К тому же сам процесс реорганизации также потребует определенных расходов. Поэтому это скорее «перестановка мебели» вместо капитального ремонта, – рассуждает собеседник.
Эксперт не видит причин, по которым эта реорганизация могла бы как-то положительно повлиять на положение пенсионеров.
– Отмена повышения пенсионного возраста или хотя бы прекращение его дальнейшего повышения – вот это положительно сказалось бы на людях предпенсионного возраста. А на пенсионерах никак не сказалось бы, поскольку никакой выгоды от повышения пенсионного возраста они не получили, – напомнил Сергей Сергеев.
Профессор, доктор экономических наук, председатель комиссии Общественной палаты РТ по социальным вопросам Маргарита Максимова обратила внимание, что объединение упомянутых фондов – эта идея не сегодняшнего дня.
– Она уже лет 10 муссируется. Есть мнения как за, так и против. Как всегда, у нас все начинается с проблем, и в этом случае они будут для получателей социальных услуг в первую очередь, – прогнозирует эксперт.
Сама Маргарита Максимова выступает против такого объединения, поскольку раньше деньги четко делились на соцстрахование и на Пенсионный фонд. Сейчас же будет единая касса, и насколько там все будет расписано и упорядочено – непонятно. Не факт, что не будет задержек с пенсиями и другими социальными выплатами. Пока собеседница видит больше вопросов, чем ответов.
– Жалко ломать то, что уже работает и функционирует. Это еще связано с тем, что все движение денег будет проходить через казначейство. Будем надеяться, что все пройдет положительно и не возникнет проблем для получателей социальных услуг – как от того, так и от другого фонда, – поделилась она.
При этом эксперт не вполне согласна с тем, что фонды себя дискредитировали.
– Эти системы как работали, так и работают, особенно Пенсионный фонд – через него люди получают не только пенсии, но и материнский капитал, пособия инвалидов, «похоронные деньги» и массу других пособий и льгот. Сказать, что они себя дискредитировали, вряд ли можно. Другое дело, что меняется концепция цифровизации и трансформации отрасли, которая как раз и предусматривает объединение и приведение всех денежных потоков через другие структуры, – отметила собеседница.
Максимова не считает, что объединение каким-то существенным образом повлияет на схему выплаты пенсий или на их размер. То же самое касается и индексации выплат работающим пенсионерам.
– Индексация пенсий зависит в первую очередь от утверждения Государственной Думой и президентом, а не от того, объединятся фонды или нет. Пока документ не принят, не будет никакой индексации. Хотя я за индексацию, – добавила она.
Она напомнила, что неработающие пенсионеры каждый год получают индексацию, хотя она и не очень заметна. Технически работающим пенсии тоже индексируют, но получать эту разницу они начинают только после того, как перестают работать.
– Я против этого. Во-первых, инфляция съедает деньги, цены растут. Соответственно, те деньги, которые пенсионер получит, когда уже перестанет работать, инфляцией будут побиты как шерстяная ткань молью, – сказала она.
Пока в этих процессах Максимова видит только организационную трансформацию, в ходе которой все проще перевести в «цифру» и создать единую платформу для анализа данных.
Политолог Руслан Айсин считает, что все эти процессы прежде всего связаны с PR-технологиями, потому что и ПФР, и ФСС сильно дискредитированы в глазах россиян.
– Последние события, в том числе в Татарстане, когда задержали зампредседателя Фонда социального страхования, и другие скандалы, связанные с Пенсионным фондом, показывают, что он уже превратился в ходячий мем, анекдот. Власти в этой связи, видимо, хотят улучшить имидж этих двух структур, объединив их и дав им какое-то новое название. Но, как гласит народная мудрость, от перестановки слагаемых сумма не меняется, – напоминает Айсин.
Эксперт не ожидает, что что-то системно поменяется, потому как нужно фундаментальное переустройство всей социальной политики государства, отношения чиновников и власти в целом к малоимущим слоям общества.
– У нас выходящий на пенсию человек просто выживает. Пенсионный фонд превратился в достаточно крупную корпорацию, которая прокручивает деньги, размещает их в различные банки, вкладывает в какие-то проекты. Это общемировая практика, ничего плохого в этом нет, если это работает и если во главе этих процессов стоят адекватные, честные и компетентные люди. Если же Пенсионный фонд занимается тем, чем он сейчас занимается в России, то, конечно, там надо всех просто разгонять. Если мы возьмем любой регион России и посмотрим, в каком здании они сидят, то трудно понять, что происходит. То ли они сознательно это делают, то ли это какое-то издевательство, то ли это какое-то корпоративно-этическое безумие людей, которые строят невероятного масштаба и цыганско-баронского типа здания, раздражая их видом простых людей, которые пенсий недосчитываются и живут впроголодь, – недоумевает политолог.
Айсин убежден, что систему нужно менять, потому что количество пенсионеров растет, население стремительно стареет, работоспособных россиян все меньше, хотя именно на их плечи ложится бремя обеспечения пенсий.
– Сейчас говорят, что через 10 лет на одного трудоспособного будет приходиться 4 пенсионера. Но это общемировая тенденция за исключением ряда стран третьего порядка. Ну, и Соединенных Штатов, где население не просто растет, а растет именно трудоспособное население за счет миграции и стимулирования деторождаемости. Но если этого не будет, то, конечно, на плечи работающих и на плечи самого государственного бюджета ляжет непосильная ноша. И я боюсь, что сбудутся все страшные прогнозы, несколько раз проговоренные рядом государственных чиновников, такими, как председатель Госдумы Вячеслав Володин. Государство просто откажется от государственных пенсий, и тогда вся социальная жизнь пойдет просто под откос, – резюмировал собеседник.
Comment section