«Татэнерго» тратит на обновление сетей по 2,5 млрд рублей в год, но они все равно разваливаются

Крупнейший игрок на рынке тепла Татарстана утверждает
Крупнейший игрок на рынке тепла Татарстана утверждает, что нынешний уровень
тарифного регулирования не позволяет не только отремонтировать инфраструктуру,
но даже поддерживать ее. Между тем проблема на самом деле и глубже, и шире.

Коммунальная инфраструктура в Татарстане – это больная точка во многих отношениях и на многих уровнях. В республике давно на слуху и космические цифры в платежках за тепло, и десятки тысяч аварий в столичной канализации, и бесконечные безответные жалобы на услуги ЖКХ.

На фоне всего этого долгое время оставалась непонятной и тарифная политика профильного Госкомитета, который в определенный момент начал работать под грифом секретности. Недавно завесу тайны все же приоткрыли, но сказать, что все вопросы отпали окончательно, можно разве что в больничной рубашке с завязанными за спиной длинными рукавами.

Тему энергетики KazanFirst не оставляет, и на этот раз мы обратили внимание на очередную инвестпрограмму главного игрока теплового рынка республики – АО «Татэнерго». По большому счету, она направлена на ремонт и реконструкцию существующих сетей, а также строительство новых. И в этих процессах фигурируют очень немаленькие суммы.

Сколько жители инвестируют в ремонт сетей

Так, инвестиционная программа «Татэнерго» в сфере теплоснабжения за 2021 год потянула на 2,4 млрд рублей, а в 2022 году компания направит на соответствующие мероприятия 2,3 млрд рублей.

Например, с жителей Казани «Татэнерго» в 2022 году через тариф за отопление планирует собрать более 1,3 миллиарда рублей на инвестиционную программу. В Казани основным источником реконструкции и модернизации тепловых сетей станет амортизация в размере 793 млн рублей, при этом прибыль для инвестиций в тарифе достигнет 515 млн рублей. Пока в Казани доля амортизации выше, но с каждым годом значительно растет доля прибыли в тарифе на отопление, возможно, уже в 2023 году столица республики повторит судьбу других городов, которых теплом обеспечивает «Татэнерго».

В Набережных Челнах в 2022 году тариф на отопление подразумевает более 667 млн рублей инвестиций в тепловые сети, из которых прибыль на инвестиции составляет 353 млн рублей. В тарифе сумма прибыли больше, чем амортизация, значит, главная нагрузка по финансированию модернизации и реконструкции сетей лежит на самих жителях Набережных Челнов.

В Нижнекамске «Татэнерго» в 2022 году планирует вложить в рамках инвестиционной программы более 142 млн рублей, из которых около 92 млн — прибыль в тарифе. Таким образом, большую часть реконструкции тепловых сетей нижнекамцы оплачивают за счет инвестиционной надбавки в тарифе на отопление.

В Заинске на ремонт и модернизацию тепловых сетей в 2022 году направят 33 млн рублей, большая часто — прибыль в тарифе в размере 19,5 млн рублей.

Без малого миллиард рублей в виде прибыли в тарифе на отопление убедительно показывает, что, несмотря на утверждения «Татэнерго» о серьезных ограничениях в инвестиционных ресурсах в тарифе, власти республики благоволят республиканскому энергетическому гиганту, значительно повышая тариф на тепло, таким образом подкрепляя материальную базу компании.

Основной источник инвестиционной программы «Татэнерго» в сфере теплоснабжения – это амортизационные отчисления на объекты основных средств, относимых на тепловую энергию, и включаемые в необходимую валовую выручку компании. При этом в «Татэнерго» отмечают, что большая часть основных средств полностью самортизирована и не формирует источника, но требует обновления и вложений. Сумма амортизационных отчислений, рассчитанная от балансовой стоимости основных средств, позволяет обновлять лишь 2,4% сетей в год, в результате износ не сокращается необходимыми темпами.

«Татэнерго» тратит на обновление сетей по 2,5 млрд рублей в год, но сети все равно разваливаются

Как рассказал KazanFirst генеральный директор АО «Татэнерго» Раузил Хазиев, в общем перечне работ инвестпрограммы предусмотрены работы по строительству и реконструкции источников и тепловых сетей в целях обеспечения качества и надежности подключенных потребителей и присоединение новых объектов.

Отдельно Хазиев остановился на механизме формирования списка работ, которые входят в инвестпрограмму. Сначала этот перечень работ рассматривается в схемах теплоснабжения соответствующих городов присутствия общества. Схема теплоснабжения города – документ, содержащий предпроектные данные по развитию системы теплоснабжения на перспективу действия Генерального плана города. Перед утверждением схема теплоснабжения размещается на сайте муниципального образования для сбора замечаний и предложений, впоследствии схема утверждается постановлением исполкома (для городов менее 500 тысяч человек) или направляется на утверждение в Минэнерго России (для городов более 500 тысяч человек).

– Оценить эффективность проведенных за минувший период работ может каждый житель по числу перерывов в теплоснабжении дома. Система теплоснабжения как система кровеносных сосудов: если где-то порыв, то орган в опасности. Если за отопительный период нарушений в теплоснабжении не было зафиксировано, то надежность обеспечена путем замены изношенных участков тепловых сетей. На 2022 год планы по работам направлены на точечные решения по наименее надёжным участкам, на которых толщина металла в результате износа снизилась и существует риск нарушения теплоснабжения. В первую очередь речь идет о работах на магистральных тепловых сетях, поскольку вывод в ремонт больших магистралей в отопительный период невозможен без ограничений в теплопотреблении и риск порыва на трубопроводе потребует отключения не одного десятка потребителей и социальных объектов, – напомнил Хазиев.

Он подчеркнул, что действующая система тарифного регулирования не позволит не только развивать систему теплоснабжения, но даже поддерживать надежность ее работы, учитывая наличие ограничения индексом платы граждан, а также изъятие полученного эффекта.

«Татэнерго» тратит на обновление сетей по 2,5 млрд рублей в год, но они все равно разваливаются

– Потребность в инвестициях в городах присутствия АО «Татэнерго» превышает источники финансирования, учитываемые в тарифах. При этом в отдельные годы возникает существенное превышение, что вызовет резкий скачок тарифа и, соответственно, отказ в утверждении инвестиционной программы, неисполнение необходимых мероприятий. Возможный выход – это переход в ценовые зоны теплоснабжения или «альткотельную», что позволит обеспечить инвестиции для отрасли теплоснабжения Татарстана и нарастить объем замены тепловых сетей с 2,4 до 4%, а также будет способствовать более динамичному развитию жилищного строительства и освоения территории, создавая техническую возможность подключения новых объектов, – поделился собеседник.

Что такое «альткотельная»? Это не объект, а скорее механизм. При таком подходе цена на тепло рассчитывается так: за основу берется стоимость строительства нового источника тепла (той самой «альтернативной котельной»), подключения к нему потребителей и дальнейшего его обслуживания (по факту при этом ничего не строят). На основе этих затрат утверждается предельный уровень для всех источников в городе, дороже которого продавать тепло нельзя. То есть это своеобразная планка цены за тепло.

Проблема обрела критические масштабы

Еще одной серьезной проблемой для «Татэнерго» является деятельность смежных теплосетевых организаций, в последние несколько лет заполонивших республику. KazanFirst неоднократно освещал данный вопрос. Пользуясь пробелами в законодательстве, эти организации берут в аренду или выкупают небольшие участки тепловых сетей и обращаются в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам на получение тарифа на передачу тепловой энергии. Фокус в том, что деньги на свою финансово-хозяйственную деятельность теплосетевые организации по установленному Госкомитетом тарифу получают от «Татэнерго». Получается следующая картина: теплосетевые организации раздувают затраты, чтобы получить от Госкомитета повыше тариф, а чем выше их тариф, тем больше денег должно им отдать «Татэнерго» вместо того, чтобы направить эти деньги на реконструкцию тепловых сетей. Эти суммы измеряются не одним десятком миллионов. Например, Госкомитет по тарифам включает в затраты таких теплосетевых организаций средства на покупку мебели, оргтехники, приобретение газет и журналов, а также на зарплату административно-управленческого персонала. Серьезность проблемы подтверждает хотя бы тот факт, что только за последние несколько месяцев появилась еще одна такого рода организация, которая не только получила выгодный тариф от Госкомитета, но, не успев начать работать, даже умудрилась переиграть «Татэнерго» в торгах на покупку тепловых сетей.

Депутат Казгордумы, заместитель исполнительного директора Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ РТ Евгений Чекашов в разговоре с журналистом KazanFirst обратил внимание, что коммунальная отрасль имеет серьезные проблемы не только в Татарстане, но и по всей России.

«Татэнерго» тратит на обновление сетей по 2,5 млрд рублей в год, но они все равно разваливаются

– Ситуация с недоремонтом сетей приобретает критические масштабы. Все мы знаем, что у нас искусственно сдерживается рост тарифов, который чаще всего не поспевает за реальной инфляцией. Нам достались трубопроводы, магистральные сети и прочее еще с советских времен. У крупных компаний есть план ремонта, но для того, чтобы происходило реальное обновление инженерной инфраструктуры, необходимо, чтобы эти планы были в разы больше, – указал эксперт.

По его мнению, мы пришли к ситуации, когда дальше откладывать ремонт нет никакой возможности. В противном случае начнутся аварии на сетях тепло- и водоснабжения.

– Замалчивать эту проблему сегодня уже нет смысла, потому что, по сути, коммунальщиков подвинули к краю какой-то пропасти. Если сейчас не делать каких-то активных телодвижений, направленных на решение этих проблем и задач, все так и будет, – убежден Чекашов.

Депутат подчеркнул, что положение зависит от планов капитального ремонта и планов на обновление инфраструктуры. В соответствии с ними и нужно разрабатывать и утверждать инвестпрограммы.

– Сейчас все об этом говорят только потому, что коммунальщики уже находятся на крайней точке. Если не сейчас, то на следующем этапе уже будут аварии такие же, как на сетях водоснабжения, – отметил спикер. – Коммунальщики уже давно выходят с инициативой, что нужно создать по аналогии с фондом капитального ремонта многоквартирных жилых домов фонд капремонта инженерной инфраструктуры. Этот вопрос сейчас рассматривается, в том числе [заместитель председателя правительства РФ] Марат Хуснуллин и [министр строительства и ЖКХ РФ] Ирек Файзуллин эту проблему знают изнутри.

«Татэнерго» тратит на обновление сетей по 2,5 млрд рублей в год, но сети все равно разваливаются

Евгений Чекашов вновь заострил внимание на том, что подобные проблемы присущи всем регионам России, – где-то больше, где-то меньше, но «средняя температура по больнице» никак не радует.

– Необходимо принимать тарифы и инвестпрограммы, которые дадут возможность больше заниматься обновлением инженерной инфраструктуры. И, как бы то ни было, без помощи некоего фонда не обойтись по той причине, что если это все переложить на потребителей, тарифы могут взлететь просто до небес, – убежден собеседник.

В качестве примера он привел страны Прибалтики, которые как раз и пошли по пути повышения тарифов. В этих странах одни из самых высоких тарифов за «коммуналку» на всем постсоветском пространстве.

– Такое решение наших людей не порадует, особенно в нынешних непростых условиях. Поэтому федеральный центр должен уже решиться и начать помогать этой сфере по аналогии с капитальным ремонтом жилых домов, – убеждён депутат Казгордумы.

Тарифы растут галопирующими темпами

Политолог Руслан Айсин так же заострил внимание на том, что российские энергетические сети строились в советское время.

– Отчасти они, конечно, обновляются, но в целом система действительно старая, ветхая и не отвечает требованиям времени. Совсем недавно случился блэкаут в Центральной Азии, причем именно из-за старых сетей, – напомнил он.

Также спикер указал на то, что сети советского образца сейчас соединяют уже независимые государства в одну цепь, хотя каждая страна должна стремиться к тому, чтобы иметь самостоятельную энергосистему. Энергораспределяющую, по крайней мере.

«Татэнерго» тратит на обновление сетей по 2,5 млрд рублей в год, но сети все равно разваливаются

– Что касается «Татэнерго», то я думаю, что это наиболее коррупционная сфера, потому что тарифы действительно растут галопирующими темпами, деньги выделяются большие, но мы так и не можем понять и проверить, насколько выполняются все эти реновационные проекты и вообще насколько эти тарифы являются адекватными. Не секрет, что тарифы у нас высокие, по европейским стандартам, в то время как уровень жизни продолжает оставаться на уровне стран третьего мира. Поэтому в итоге мы видим рассинхрон, — считает Айсин.

Собеседник припомнил громкие выражения, которыми в прошлом грешили представители руководства страны. Алексея Кудрина, который называл Россию энергетической империей или энергетической сверхдержавой – этой концепции придерживались российские власти в середине 2000-х годов. Или слова Алексея Миллера, который говорил о том, что доведет капитализацию «Газпрома» до триллиона долларов.

– Для внутрироссийского пользования эти концепции оказались бессмысленными. Раз мы не можем обеспечить людей качественным и недорогим энергетическим товаром, энергетической услугой, то тогда грош цена всем этим громким словам, – заявил политолог.

Он подчеркнул, что России следует диверсифицировать энергосистему, как это делает, например, Европа, переходя на возобновляемые источники энергии – солнечную, ветряную. Или по примеру Исландии использовать вулканическую энергию – такой механизм вполне нашел бы место на Камчатке.

«Татэнерго» тратит на обновление сетей по 2,5 млрд рублей в год, но они все равно разваливаются

– Но для этого нужна комплексная программа, концепция, нужна адекватная команда, которая смогла бы это реализовать. Нужны технологии, доступ к которым у нас, к сожалению, ограничен ввиду, в том числе, санкционных мероприятий, потому что они стоят недёшево. Но свои технологии мы не особо разрабатываем, потому что Россия сидит на нефтегазовой игле и в общем-то этим удовлетворена. Хотя видно, что для внутреннего потребителя тот же газ или свет растет в цене очень серьезно, – поделился мнением Айсин.

По его убеждению, эта проблема должна решаться комплексно, причем на самом высоком уровне.

– У Татарстана не должно быть проблем, потому что у нас есть нефть, есть ГРЭС, и я думаю, что мы могли бы вводить и другие источники энергии. Но, как я говорил, нет особой заинтересованности, потому что это очень энергозатратные мероприятия. Но пытаться переложить все на плечи потребителей, чтобы они восполняли эти проблемы, нельзя. Проблема ведь не только в ветхой системе, но и в не очень хорошем качестве управления, потому что все работают по принципу, что все равно заплатят. Никто не заинтересован в том, чтобы экономить, сделать систему энергоэффективной и экономной. Поэтому все работают по накатанной, – заключил эксперт.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *