Переработка отходов в Татарстане: кризис развития

Депутат Госсовета Татарстана Николай Атласов в авторской колонке
Депутат Госсовета Татарстана Николай Атласов в авторской колонке, написанной
специально для KazanFirst, поднимает тему отсутствия в республике системной
работы по развитию переработки отходов.

Визит в Татарстан руководителя Росприроднадзора Светланы Радионовой вновь напомнил о застарелой проблеме — отсутствии в нашей республике системной работы по развитию переработки отходов. При том, что потенциал развития отрасли большой.

Радионова приняла участие в коллегии Волжско-Камского управления Росприроднадзора и попутно ознакомилась с производственными объектами «Нижнекамскнефтехима», который в прошлом году вместе с другими активами компании «ТАИФ» перешёл под контроль «СИБУР Холдинга». Одна из главных тем всего мероприятия – это экологическое состояние производств. Пару лет назад Радионова уже была в республике на подобном мероприятии, где у нее состоялся жесткий разговор с прежними владельцами «Нижнекамскнефтехима» по вопросу экологического перевооружения производства.

Переработка отходов в Татарстане: кризис развития

В этот раз эта тема звучала не так конфликтно, но попутно всплыл вопрос об отсутствии в Татарстане полноценной отрасли по утилизации отходов. Причем не только промышленных, но и коммунальных. У нас нет крупных компаний, занимающихся утилизацией пластика, стекла, металла. В основном это небольшие производства, большая часть которых монопрофильные. И удивляться этому не стоит, так как в Татарстане до сих пор не удосужились по-настоящему заняться этим вопросом. Разговоров много, но конкретных дел нет.

Мало того, сама риторика по поводу развития переработки отходов носит усыпляющий характер. В том числе потому, что в официальных отчетах нередко идет подмена понятий, затуманивающих суть проблемы. Когда речь идет о переработке тех же ТКО, используют два понятия – обработка отходов и их утилизация.

Сначала определимся с тем, что такое обработка ТКО и в каком состоянии она находится в нашей республике. Обработка отходов – это не переработка, это всего лишь подготовительный процесс, означающий прежде всего их сортировку на разные фракции. Поскольку раздельный сбор у нас развивается лишь на голом энтузиазме, почти все ТКО у нас смешанные. Их вывозят с мусорных площадок, часть этих отходов попадает на сортировочные станции, где из них пытаются извлечь полезные для последующей переработки фракции. Общий процент извлеченных фракций, то есть вторичных ресурсов, ничтожен — в лучшем случае 3-4 процента.

Почему так мало?

Потому что:

а) раздельный сбор не развивается (а только такой способ позволяет резко увеличить долю отходов, пригодных к переработке); 

б) существующая сортировка отходов технологически несовершенная; 

в) региональные операторы в сфере ТКО не заинтересованы в развитии переработки отходов и фактически саботируют этот процесс.

Переработка отходов в Татарстане: кризис развития

Если мы заглянем в паспорт регионального проекта «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами» (он доступен на сайте Минэкологии РТ), то в этом документе заявлено, что уже в 2018 году в Татарстане якобы обрабатывалось (то есть проходило сортировку) 37% всех ТКО. Этот документ, подготовленный в свое время татарстанским Минстроем, не только не отражал реального состояния на момент его утверждения, но и содержит неадекватные прогнозные показатели.

Дело в том, что в Татарстане через сортировочные линии проходит в лучшем случае процентов 15 ТКО, потому что сортировок в РТ всего пять, они старые, давно не обновлялись и их совокупной мощности недостаточно, чтобы охватить заявленные 37%. Это первое.

Второе. Согласно паспорту вышеуказанного регионального проекта в нынешнем 2022 году доля ТКО, направляемых на переработку, то есть проходящих через сортировку, должна составить 99%. Для тех, кто понимает в проблемах отрасли, очевидно, что этот показатель достичь невозможно, потому что никакого обновления и расширения имеющегося парка сортировочных мощностей за последние четыре-пять лет не происходило. То есть уже сейчас можно сказать, что целевые показатели обработки ТКО, утвержденные в паспорте регионального проекта «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами», провалены. А значит, документ нужно менять.

Теперь разберемся, что такое утилизация. Если говорить просто, то под утилизацией понимают переработку отходов – использование их по второму кругу либо в ином качестве. По второму кругу – это рециклинг. Как пример рециклинга – это переработка пластиковых бутылок, выработка гранул и их повторное использование для производства тех же пластиковых бутылок. Есть иной пример переработки, когда вторичные материалы используются в ином качестве, например, использованные шины перерабатывают и делают из них крошку для настила на детских и иных площадках. Строго говоря, такая переработка рециклингом не является, так как в данном случае меняются потребительские свойства нового товара, произведенного из отходов.

Теперь, когда мы разобрались с терминами, следует обратить внимание на то, что очень часто люди ставят знак равенства между обработкой отходов и их переработкой. Из-за чего возникает ложное представление, что в этой отрасли все не так уж и плохо. Хотя реальная картина обратная.

Переработка отходов в Татарстане: кризис развития

За последние несколько лет в Татарстане так и не смогли открыть хотя бы одного крупного предприятия по переработке ТКО. И тут возникает вопрос: как будут достигнуты целевые показатели утилизации ТКО, которые утверждены в паспорте вышеуказанного регионального проекта? В данном документе говорится, что доля отходов, направленных на утилизацию, должна составить в 2022 году 26%, а в 2024 году – 44%.

Возникает вопрос: как будут достигнуты такие показатели?

Хитрость в том, что несколько лет назад федеральный законодатель в интересах компании «РТ-инвест», строящей мусоросжигательные заводы (МСЗ), признал такой способ избавления от ТКО «энергетической утилизацией», так как эти МСЗ должны вырабатывать энергию. Строящийся под Казанью МСЗ по проекту должен обслуживать примерно половину республики. Поэтому Минстрой Татарстана, утверждавший указанный паспорт регионального проекта, утвердил показатель в 44% утилизации, рассчитывая, что к 2024 году МСЗ будет построен. Но инвестор оплошал, задержав сроки строительства. И теперь понятно, что достигнуть 44% утилизации к 2024 году не получится.

Впрочем, если отбросить все эти фокусы с терминологией типа «энергетической утилизации», окажется, что в ближайшие годы никаких новых перерабатывающих мощностей, которые могли бы вывести Татарстан в число передовых регионов по части переработки отходов, не появится. А значит, в этом вопросе мы будем топтаться на месте.

И даже строительство новых сортировочных комплексов не способно изменить кардинально ситуацию к лучшему. Потому что без раздельного сбора нельзя извлечь большого количества пригодных к переработке отходов.

Переработка отходов в Татарстане: кризис развития

Очень хорошо эту ситуацию отразил один эпизод на недавней коллегии Волжско-Камского управления Росприроднадзора. Министр природных ресурсов Чувашии Эмир Бадертдинов в своем выступлении заявил, что в его республике 65% всех ТКО проходит обработку (сортировку), однако на дальнейшую переработку (утилизацию) направляется только 1,9% ТКО. Понятно возмущение Радионовой! Потому что такие низкие показатели утилизации при высоких показателях обработки ставят под сомнение целесообразность содержания сортировочных комплексов. Они фактически бесполезны и работают вхолостую. Какой смысл обрабатывать отходы, если на утилизацию извлекается ничтожный процент и почти весь их объем после обработки вывозится на свалку? И такая парадоксальная ситуация оказалась возможной потому, что нет раздельного сбора – важного компонента, без которого полноценной отрасли переработки ТКО не создать.

В последние годы в Татарстане неоднократно говорили от необходимости движения республики в сторону развития цикличной экономики. Это правильные слова, отражающие правильный ход мыслей. Однако одних слов недостаточно. Пора приступить к реальным практическим действиям. Но с этим пока у нас в республике туговато.


Автор материала: Николай Атласов, депутат Государственного Совета Татарстана


Comment section

Добавить комментарий

Войти: