В системе общественного транспорта в Татарстане назрел системный кризис: тарифы сдерживают, а субсидирования нет

Разбираемся
Разбираемся, кто виноват в том, что приходится долго стоять на остановке, а
потом толкаться и надеяться, что гонки водителей автобусов не закончатся
очередным ДТП.

Тема общественного транспорта всегда была в центре внимания, но в последние месяцы она приобрела критически острый характер. 

— В муниципалитетах нет системной работы, — давал оценку президент Татарстана Рустам Минниханов во время коллегии Миндортранса республики. — Наверное, без каких-то серьезных решений поправить ситуацию будет трудно. Давайте посмотрим на этот вопрос по-другому. С учетом привлечения бюджетных инвестиционных кредитов. Пока по общественному транспорту много жалоб. 

Особенно от проблемы страдают Набережные Челны, Бугульма. Да и в Казани, надо признать, жители не испытывают особого удовольствия от поездок в городских автобусах.

Еще пару лет назад в Челнах на городских маршрутах работали несколько компаний-перевозчиков, сейчас лишь одна — ООО «Пассажирские перевозки». Челнинцы жалуются в соцсетях на то, что в часы пик невозможно сесть в автобус из-за его переполненности, особенно это касается маршрутных «Газелей». А чтобы дождаться автобуса большой вместимости, требуется порой от 20 до 30 минут. Более того, автобусы уже приезжают переполненными, а после 8 вечера уехать практически невозможно. Очень часто в этих постах-жалобах проскакивают нелестные слова о Николае Тятюшкине — руководителе предприятия ООО «Пассажирские перевозки». Мы решили связаться с ним и выяснить причину проблемы.

— Какие еще жалобы?! — удивляется перевозчик. — У нас есть жалобы, да. Например, в 5 утра мне приходит жалоба о рейде КАМАЗа. А я что сделаю? Я за них не отвечаю. Люди просто не знают, куда жаловаться. У нас 11 маршрутов и 240 автобусов. Все работает так, как должно работать. Я каждый день отчитываюсь исполкому. Я бы тоже пожаловался на ЖКХ! Почему вот у меня вместо положенной суммы в расчетке стоит 6 тысяч.

В Бугульме ситуация обстоит еще хуже. У города просто-напросто нет перевозчика. Весь общественный транспорт обслуживает перевозчик пригородных маршрутов. Жители неоднократно писали жалобы в местную администрацию. Ответа им добиться все же удалось, но действий — нет. 

«Транспортные услуги по пассажирским перевозкам по городским маршрутам осуществляет индивидуальный предприниматель Минаев С.М. Вопрос нарушения графиков движения маршрутных автобусов регулярно рассматривается на совещаниях с участием руководящего состава, а также на общих собраниях коллектива предприятия. В связи с затруднительным финансовым положением предприятия увеличить количество автобусов, работающих на маршруте, не представляется возможным», — сообщила администрация.

Недавно эту проблему также прокомментировал мэр Бугульмы Линар Закиров. По словам главы города, главная причина возникшей проблемы с транспортом — отсутствие средств на обновление и обслуживание техники. 

— Для решения транспортного вопроса и снятия социальной напряженности среди населения, сохранения существующих маршрутов, соблюдения графика и интервала движения город нуждается в 20 автобусах. Также необходимы и субсидии для компенсации расходов, — сообщил он.

Какие еще меры администрация города собирается предпринять для улучшения организации пассажирских перевозок, в пресс-службе Бугульмы не ответили.  

«Общественный транспорт Казани оставляет желать лучшего»: Почему существует проблема общественного транспорта

Проблемы с общественным транспортом есть и в столице Татарстана. Об этом на заседании Казгордумы говорил депутат от КПРФ Алексей Серов. Он заявил, что «общественный транспорт Казани оставляет желать лучшего». Проблема, по его словам, в недополученных доходах перевозчиков — это 486 млн рублей только в 2021 году. И предложил переходить на брутто-контракты с ними, по которым город оплачивает «весь пробег перевозчиков». 

На это ответил мэр Казани Ильсур Метшин. Формально проблемой градоначальник этот вопрос не считает. Он отметил, что Казань одной из первых внедрила транспортную реформу, у которой было «больше врагов, чем друзей», а теперь транспортная сеть, «по признанию экспертов, «одна из самых современных».

— Но многое еще предстоит сделать, — признал он. — В 2021 году 40 единиц автобусов было обновлено, в 2022-м обновим еще 250. Но федеральные нормы требуют обновлять парк каждые 10 лет. За свои собственные средства транспортные компании не могут этого делать. Пытаемся обратиться от имени 500 тысяч казанцев, пользующихся таким видом транспорта ежедневно, в федеральную программу, позволяющую 60% обновления автобусного парка субсидировать.

Так почему же нам приходится стоять на остановках, бороться за место в автобусе, а потом страдать от гонок между автобусами? 

Высокие убытки 

Каждый из вас сталкивался с такой ситуацией, когда водитель стоит на остановке пять минут. Особенно это происходит в час пик. Большое скопление автобусов, все друг другу сигналят. Хочется побыстрее уехать. В голове тут же пробегает мысль: «Какой плохой водитель: хочет людей собрать, чтобы денег побольше было». А потом, как только автобус трогается с места, начинаются гонки. Но дело тут не только в водителе. У него есть план по количеству пассажиров, которых он должен перевезти, чтобы получить премию по итогам месяца. Да, водитель должен не только рулить автобусом, он должен еще и привезти парку нужное количество денег. Руководство АТП, может быть, и радо отменить план, но от выручки с каждого автобуса зависит то, сможет ли предприятие остаться на плаву. 

В республике принята такая система, при которой пассажир покупает билет и платит деньги владельцу автобуса — так называемая система нетто-контракта перевозок. То есть деньги не идут в бюджет города. 

При этом тариф регулируется властями Татарстана. И многие из вас скажут: ну и правильно, нечего перевозчикам жировать. Но давайте вместе посчитаем. На зарплату и налоги у перевозчика уходит 41% от всех расходов, топливо — 26%, лизинг за автобусы — 14%, общехозяйственные расходы — 10%, ремонтный фонд — 7%, амортизация — 2%. Если все сложить, то получится ровно 100%, а это значит, что прибыли нет совсем. 

— Корректировка тарифа должна быть ежегодной на сумму роста цены энергоносителей, запчастей, а не раз в два года или пять лет. Назрел системный кризис: тарифы сдерживают, а субсидирования нет, — комментирует проблему председатель ассоциации АТП РТ Сергей Темляков.

Сюда же входит и рост цен. К сожалению, цены растут не с каждым годом, а с каждым месяцем. К примеру, в 1,5 раза, до 22 тысяч рублей, подорожала одна шина для автобуса, лобовое стекло МАЗа стало дороже тоже в 1,5 раза и теперь стоит 24 тысячи рублей. Метан с января подорожал на 20%, до 19,9 рубля за кубический метр, летнее дизельное топливо — на 3%, до 48,8 рубля за литр. 

Падение пассажиропотока 

Не стоит забывать и о том уроне, который нанесли антиковидные ограничения. 

«Из-за введения QR-кодов в общественном транспорте пассажиропоток сократился более чем на 30 процентов, пропорционально упала и выручка автотранспортных предприятий. Перевозчики Казани выполнили поручение — организовали работу общественного транспорта по QR-кодам. Весь негатив от введения QR-кодов лег на работников общественного транспорта. Были нападения на кондукторов, из-за пассажиров, кто не показывал QR-код и не выходил из автобусов, приходилось снимать общественный транспорт с маршрутов и вызывать полицию. Очень больших усилий стоило убедить сотрудников работать в новых реалиях. На данный момент автотранспортным предприятиям удалось сохранить коллективы», — указывали в своём обращении транспортники.

«Общественный транспорт Казани оставляет желать лучшего»: Почему существует проблема общественного транспорта

Власти пошли навстречу перевозчикам. Каждая компания может подать заявку на получение субсидии, которая возместит им убытки из-за введения антиковидных мер. Размер субсидии составит половину от суммы убытков за 2021 и 2022 годы. 

На компенсацию убытков из-за введения QR-кодов за ноябрь и декабрь потратят 85,5 миллиона рублей. Деньги отправят тем муниципалитетам, которые подали заявки и подписали соглашение. Сейчас документы для Минтранса РТ оформили 13 муниципалитетов из 38. 

Нарушители 

В Казани выделена отдельная полоса для автобусов. И тут, казалось бы, проблем с пробками возникнуть не должно. Но они есть. Общественный транспорт, как и все другие участники дорожного движения, стоит в пробках. А все из-за водителей-нарушителей, которые занимают полосы.  

«Общественный транспорт Казани оставляет желать лучшего»: Почему существует проблема общественного транспорта

С такими нарушителями борются при помощи видеорегистраторов — они есть на каждом автобусе. Более того, водители общественного транспорта лично снимают машины через приложение «Народный инспектор» на мобильном телефоне. 

— Только в сутки водители одного автобусного маршрута сейчас замечают порядка 300 нарушителей,  — сказал Темляков.

Пути решения 

Перейти на брутто-контракты, считает Темляков. Что это такое? Он подразумевает, что перевозчик за откатанные автобусами километры получает определенную плату от городских властей. При этом вся собираемая перевозчиком выручка должна поступать не ему в кассу, а оператору перевозок.

— Так перевозчик получит деньги за выполненную работу независимо от того, сколько пассажиров в салоне автобуса — один или 100, — рассуждает председатель Ассоциации. 

При такой системе у перевозчика появляется прямая мотивация откатывать все заявленные расписанием рейсы, так как от этого будет прямо зависеть его выручка. У водителя так же появляется мотивация ездить ровно по расписанию, потому что перевозчик в таком случае установит ему зарплату, основанную именно на регулярности.

Некоторые российские города уже перешли на брутто-контракты. По такой схеме работает транспорт Москвы, Нижнего Новгорода, Перми, Белгорода. Например, автопредприятия Твери в 2020 году перевезли 52,7 млн пассажиров и получили 1,3 млрд рублей выручки. При этом невозвратные расходы бюджета составили 2 млрд рублей. 


Читайте также: «Нефтяники будут получать больше денег от правительства, когда экспортные цены растут»: почему в Татарстане дорогой бензин


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *