«У нас не рассказывают молодежи, какие у нее здесь возможности, к чему идет развитие Челнов»

В беседе с архитекторами автограда KazanFirst обсудил проблему оттока молодого поколения и как новый Генеральный план может повлиять на ситуацию.
В беседе с архитекторами автограда KazanFirst обсудил проблему оттока молодого
поколения и как новый Генеральный план может повлиять на ситуацию.

В январе 2022 года гендиректор автогиганта ПАО «КАМАЗ»  Сергей Когогин в эфире передачи «Специальный гость с Тиной Канделаки» поделился, что его раздражает отток молодежи из Челнов. По его данным, 80 с лишним процентов выпускников школ уезжают учиться в другие города и практически никто не возвращается.

— Два года подряд фиксируется естественная убыль населения. В 2021 году — 1 310 [человек]. Мы понимаем, что есть и объективные, и субъективные причины, но этот вопрос остается очень важным для города. Закрепление, поддержка молодежи, развитие системы здравоохранения. На эти вопросы я бы тоже просил обратить внимание, — поручил президент Татарстана Рустам Минниханов на итоговом заседании Горсовета Челнов.

Молодежь Челнов: Тому, кто хочет интересно прожить свою жизнь, посоветуют: «Что ты там сидишь, поезжай в Казань, там же все происходит»

На данный момент Казанский государственный архитектурно-строительный университет под руководством заведующего кафедрой градостроительства и планировки сельских мест КГАСУ Александра Дембича разрабатывает новый генеральный план автограда. К 2023 году учреждение обязано представить итоговый документ, который определит будущее города.

По мнению местных архитекторов, проект генплана тесно связан с проблемой оттока молодежи. Журналист KazanFirst Ангелина Самцова побеседовала с ними о том, как ее можно исправить.

«Профессиональная обязанность главного архитектора – соблюдать генплан» 

Заслуженный архитектор России и Татарстана Вячеслав Нилов — специалист с 40-летним стажем проектной работы — считает, что новый генплан для Челнов чрезвычайно важен и актуален. 

— В связи с тем, что основные решения трех предыдущих генеральных планов выполнены, город на распутье. Все градообразующие предприятия сформировались, и нужны концептуальные, выверенные направления. Генплан необходим автограду, поскольку непродуманные решения по застройке делают город непривлекательным: или какие-то коттеджи вышли на береговую полосу, или дорога, чрезвычайно важная в предыдущем генплане, находящаяся между застройкой Челнов и КАМАЗом, превратилась в свалку малоинтересных зданий-коробок и предприятий. Грубо говоря, Шанхай. Этого в генплане не было, а значит, уже идут нарушения проекта. Кроме того, не реализовали санитарно-защитную зону между ПАО «КАМАЗ» и городом. Она давала зеленый пояс, сейчас можно сказать, что на ней поставили крест. В общем, город уже захламляется, не имея стратегического плана. Генплан нужен в градостроительном отношении выверенный и просчитанный. А те материалы проекта, которые мне были доступны в публикациях СМИ, ставят под сомнение продуманность, — заявил он.

«У нас не рассказывают молодежи, какие у нее здесь возможности, к чему идет развитие Челнов»

Нилов считает, что если Дембича и его команду преподавателей и студентов КГАСУ выбрали по тендеру, они обязаны предоставить качественный материал. 

— Мы с Александром Алексеевичем учились вместе. Я его знаю почти 50 лет. Отношусь к нему и его команде как к профессиональному коллективу, который обязан разработать выверенное со всех точек зрения проектное решение. Пока что на уровне, может быть, клаузурных или таких вот эскизных идей многое вызывает сомнения, — прокомментировал он.

Архитектор уверен в том, что консультативная экспертная помощь Дембичу в создании генплана необходима.

— Слава богу, живы пять главных архитекторов города, которые работали над реализацией предыдущих генеральных планов и знают эти градостроительные решения не понаслышке, а как свои профессиональные обязанности. Профессиональная обязанность главного архитектора – соблюдать генплан, — напомнил собеседник.

Он перечислил этих важных для города личностей, к которым относится и сам Нилов: Ольга Никитина, Алмаз Идрисов, Тагир Нуреев, Искандер Курамшин.

— Эти специалисты занимались реализацией генпланов. У нас много что наболело. Мы имеем множество опытных оценок, — рассказал архитектор.

Самым первым из названных на должность главного архитектора автограда пришел Нилов. Он сообщил, что был у истоков разработки первого генплана около 40 лет назад — участвовал в процедуре его утверждения. В разработке второго эксперт принимал участие как член авторского коллектива. В третьем генплане архитектор в рамках челнинской организации союза архитекторов создавал альтернативный конкурсный вариант концепции нового генплана. Таким образом, он работал над корректировкой плана, разработчиком которого был «Татинвестгражданпроект».

«У нас не рассказывают молодежи, какие у нее здесь возможности, к чему идет развитие Челнов»

— Были отступления от генерального плана, и они нам известны. Также были обстоятельства, которые не позволили реализовать проект в области центра города и некоторых других частях. Нужно непосредственное, активное участие коллектива экспертов или консультантов, — подчеркнул эксперт.

«Отношение к водному пространству не должно быть коттеджно-второстепенным»

Также собеседник подчеркнул, что авторы первых генпланов закладывали концепцию «Город на Каме». Челны должны красиво выходить к реке. В качестве примера решения, которому собеседник благодарен, он привел идею трех архитекторов: Георгий Солдатов – начальник генплана «Татинвестгражданпроекта» (раньше назывался «Татпроект»), Павел Саначин – председатель Горстроя, Мунир Агишев – главный архитектор Казани с 1971 по 1990 год. 

— Они в генеральном плане, который разрабатывался 50 лет назад для Казани, планировали выход на правый берег Казанки. Тогда эта идея казалась фантазийной. Сейчас на этой территории находятся смотровая площадка «Чаша», концертно-спортивный комплекс «Татнефть Арена», «Ривьера». Это огромный жилой район с красивыми объектами на набережной. Все это задумывалось авторами генплана 50 лет назад как вовлечение Казанки, — рассказал восхищенно архитектор. – Тогда это казалось невозможным. Однако улица Чистопольская в Казани – самый главный проспект. А тогда это были заводские лодочные станции по всей береговой линии. Места на этой территории были болотистыми, их намыли песком и сделали очень красивую застройку, благодаря которой Казань стала красивейшим городом страны! Только потому, что водная гладь оказалась внутри городской среды.

Нилов отметил, что отношение к Каме, к большому красивому водному пространству, должно быть в новом генеральном плане другим, не коттеджно-второстепенным. 

Молодежь Челнов: Тому, кто хочет интересно прожить свою жизнь, посоветуют: «Что ты там сидишь, поезжай в Казань, там же все происходит»

— Какими-то случайными жилыми массивами вышли к берегу Камы люди и превратили его в задворки города, — прокомментировал нынешнюю ситуацию он.

Мы спросили, можно ли использовать такое же решение в Челнах, на что архитектор ответил утвердительно. 

— Конечно, можно перенести пример правого берега Казанки на Челны. Картина графически очень похожа. У Камы правый берег находится в районе санатория «Тарловка». Там заболоченные места. Если взять русло старой Камы, то оно очень далеко от Тарловки. В этом месте буквально сотни метров заболоченного мелководья. Это может быть намыто точно так, как и в Казани, — объяснил эксперт.

«Мы не прогнозируем значительное улучшение комфорта жизни»

Нилов также уверен, что нынешний генплан в таком виде, как сейчас, станет угрозой потерять всю молодежь города. Молодое поколение все чаще выбирает вариант «переехать», чем остаться на родине. 

— Потому что мы не прогнозируем значительное улучшение комфорта жизни. В жилых районах повышают плотность застройки, чтобы коммуникации были эффективными. После продают малогабаритные квартиры, как говорят еще «человейники», в которых люди не мечтают жить, а вынуждены покупать такое жилье от безысходности. Шуваловки, – назвал такие квартиры собеседник. 

Молодежь Челнов: Тому, кто хочет интересно прожить свою жизнь, посоветуют: «Что ты там сидишь, поезжай в Казань, там же все происходит»

Шуваловки – малогабаритные квартиры-студии площадью 18 квадратных метров, где все совмещено в одной комнате — спальное место, кухня и прочее. Туалет изолированный, а вместо ванны душ.

— Термин «Шуваловки» сейчас сплошь и рядом при уплотнении застройки. В таких квартирках в лучшем случае комфортно молодоженам. Хоть и говорят: «С любимым и в шалаше рай», но я трудно себе представляю семью в этой 18 метровой конуре, — поделился Нилов. — Если мы планируем плотную застройку в жилых районах с такими ячейками, то, конечно, народ оставаться не будет. 

Архитектор предложил обратить внимание на соотношение индивидуальных жилых и многоквартирных домов. В республике оно равняется 65:35. По России же процент частных домов 50. 

— У нас даже выше, — отметил Нилов. — В Соединенных Штатах сектор индивидуального жилищного строительства 86%. Почти 90% жителей Америки живут в односемейных жилых домах. Поэтому никто оттуда и не уезжает, туда, наоборот, стремятся. Ведь люди будут стремиться туда, где они могут жить в односемейных домах. А у нас в новом генплане, который будет действовать до 35 года, об этом нет даже строчки.

По мнению собеседника, если в проекте планируется создать пять миллионов квадратных метров, то по достигнутому уровню комфорта 65% взятой площади надо предусматривать для односемейных жилых домов.

— Но я считаю, что надо ставить повышенную планку и говорить не о достигнутом уровне, а стремиться к показателям развитых стран – брать хотя бы 75%, — признался эксперт. – Челны окружены множеством поселков, с которыми у города хорошая автомобильная связь. Автограду нужно развиваться вширь, то есть заниматься реновацией построенных населенных пунктов: деревень, сел, поселков. 

«У нас не рассказывают молодежи, какие у нее здесь возможности, к чему идет развитие Челнов»

В такую комфортную среду, где есть все удобства (магазин, почта, школа, детский сад и в то же время собственная земля), люди точно пойдут.

— Я говорю не про коттеджные поселки, где людей буквально в полях заставляют жить, — подчеркнул архитектор. — Я говорю о развитии пригородных поселков, которые первое время, условно говоря, могут быть спутниками города. А потом станут большими Челнами.

Как создавали прошлые генпланы

Нилов поделился, что хотел бы организовать круглый стол по рассмотрению положений генерального плана. 

— Я назвал вам бывших работающих главных архитекторов, есть еще работающие практикующие архитекторы в Челнах. Это Владимир Нестеренко, Анатолий Петрушин, Ринат Сафиуллин, Валерий Манукян, Ильдус Камалов, Рамиль Хайруллин. Все вместе мы могли бы сделать экспертный анализ, — озвучил идею собеседник и признался, что был бы только за принять участие в комиссии как консультирующий эксперт.

Предыдущие генпланы создавали очень крупные специализированные проектные институты. По мнению собеседника, все спустилось на студенческий уровень.

Первый генплан разрабатывал Центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству. Параллельно с ним образ застройки создавал ЦНИИЭП-жилища.

— Два самых крупных головных российских института делали генплан. Там трудились в общей сложности более 100 специалистов разных проектных отделов, — рассказал архитектор и отметил, что над новым генпланом столько человек точно не работают.

Эта же команда работала и над вторым генпланом в 1983 году. 

Молодежь Челнов: Тому, кто хочет интересно прожить свою жизнь, посоветуют: «Что ты там сидишь, поезжай в Казань, там же все происходит»

Третий генплан сделал «Татинвестгражданпроект». 

— Там тоже многоопытные коллективы градостроителей, — отметил собеседник.

Предыдущие проекты, по словам Нилова, проходили длинную череду рассмотрений и согласований, а градостроительные советы проводили по множеству раз. 

— Может быть, у нового генплана это еще впереди, — подчеркнул эксперт.- Для Казани действующий генеральный план города до 2040 года делал «Институт Генплана Москвы». Я работал главным архитектором Бугульмы, и мы делали генплан с Ленинградским «Гипрогором». 

Примерами архитектор обратил наше внимание на то, что генпланы Казани, Бугульмы и предыдущие Челнов делали специализированные институты проектирования городов.

— Я нисколько не умаляю коллектив нынешнего разработчика, но данный проект нужно сделать очень взвешенно, — подчеркнул собеседник вес ответственности, возложенный на Дембича и его команду.

«У специалистов нет площадки, где могли бы дискутировать и обсуждать развитие города»

Архитектор, соавтор реконструкции площади «Азатлык» Равиль Сафиуллин считает, что прежде чем приступать к генплану, необходимо решить ряд системных вопросов организационного характера.

— Первое – это то, что архитектура и градостроительство не имеют институции в нашем городе. То есть обсуждение всех вопросов, которые касаются развития Челнов, ведутся в СМИ и публичной плоскости. У нас, специалистов, нет площадки, где могли бы дискутировать и обсуждать развитие города, — поделился он. – В крупных городах есть архитектурные и градостроительные советы. Администрация в таком случае спрашивает у специалистов, как будет развиваться город. В результате принимаются зрелые, взвешенные и отработанные решения, которые проходят через время и обсуждения. 

Такой работы в автограде Сафиуллин не наблюдает. 

— Второй момент – это отдавать на аутсорс решение вопроса будущего Челнов иногородним специалистам, в данном случае, казанцам. Я считаю, что это имеет свои недостатки. Они не знают проблем изнутри, и в целом их предложения не улучшают наши основные болезненные места. Например, отсутствие общественного центра. Или же то, что общественные здания городского значения — театры и школы — мы почему-то строим на окраине рядом с лесопарком. А резервные территории, которые были предназначены для соцкультбыта, застраивают жильем. К этому примеру относятся территории «Торгового Квартала», «Органного зала», «Медгородка». Все эти площади отдали либо коммерсантам, либо застройщикам. И в результате то, что должно было быть общественным центром, превращается в спальный район. А общественные здания застраиваются по принципу «где найдется земля».

«У нас не рассказывают молодежи, какие у нее здесь возможности, к чему идет развитие Челнов»

Собеседник выразил сомнения в том, что такую проблему сможет учесть и решить архитектор, находящийся в Казани.

— И если мы говорим о том, чтобы привлекать сторонних архитекторов, то я бы пользовался услугами специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга. Или же обратился бы к зарубежным профессионалам для качественного другого взгляда на решение проблем города, — добавил эксперт.

По его словам, сначала должно идти серьезное исследование внутригородских проблем. А уже после, на основании этого анализа, можно строить  качественные решения. 

Может ли новый генплан оставить Челны без молодежи?

— У нас сложный город в вопросах своего развития и решения не лежат на поверхности, — отметил Сафиуллин. — Их нужно искать, посидеть и подумать, привлечь специалистов из других дисциплин – социологов, культурологов, архитекторов, градостроителей-урбанистов — собрать междисциплинарную команду. 

То, что на данный момент предлагают в новом генплане, по мнению архитектора, излишне формальное и сделает город больше, но не лучше.

Нужны «Люди из будущего»

Что можно сделать в сложившейся ситуации? Первый вариант — развивать архитектурное сообщество в автограде. Однако на формирование местного профессионального общества уйдет слишком много времени. Второй вариант – обратиться за услугами к специалистам, которые этим занимаются там, где есть все условия для данной деятельности. 

— Это крупные города, иностранные специалисты. Я бы обратился к действительно классным профессионалам мирового уровня, и здесь не вопрос торга, — подчеркнули на том конце трубки. – Я видел, что казанские специалисты выиграли тендер потому, что предложили контракт на выполнение работ дешевле, чем другой конкурент ( Единственным конкурентом было ООО «Научно- исследовательский институт перспективного градостроительства» Санкт-Петербург). 

Путем привлечения «Людей из будущего» (Так Сафиуллин называет специалистов из Европы, Китая) можно жить в городе будущего сразу, а не тратить жизни нескольких поколений, чтобы прийти к мировым тенденциям самостоятельно.

— Я не слышал от руководителей города интересных вдохновляющих идей про наш город. У нас не рассказывают молодежи, какие у нее здесь возможности, к чему идет развитие города. Что мы получим через пять-десять лет? – подтвердил архитектор прямое влияние инфраструктуры города и его развития на решение молодых людей переехать или остаться. – Я вижу, что мы реагируем на проблему тогда, когда ее уже невозможно не замечать, вместо того, чтобы упреждать и контролировать угрозы заблаговременно. Челны никогда не будут наравне со столицей республики — нужно это понимать и быть реалистом. 

Молодежь Челнов: Тому, кто хочет интересно прожить свою жизнь, посоветуют: «Что ты там сидишь, поезжай в Казань, там же все происходит»

Как жителя автограда Сафиуллина расстраивает то, что все интересное происходит в Казани, а второй город в республике не видит ничего. 

— Поэтому я как молодой человек чувствую себя обделенным по сравнению с казанским сверстником. Естественно, тому, кто хочет интересно прожить свою жизнь, посоветуют: «Что ты там сидишь, поезжай в Казань — там же все происходит», — выразил мнение большинства молодежи архитектор.

Он считает, что пока не появится ответ на вопрос: «Про что Челны?», мы ограничимся задачей: «Где построить новые микрорайоны, комплексы?» и «Куда расширить спальный район?».

— Это не вопросы XXI века 2022 года,  — отметил собеседник.

Сафиуллин согласен с теми, кто критикует предложение развития города в сторону производства. 

Собеседник в рамках развития провел бы ревизию всех земель и проанализировал, как можно уплотнить застройку новых территорий, чтобы использовать под строительство жилья. 

Молодежь Челнов: Тому, кто хочет интересно прожить свою жизнь, посоветуют: «Что ты там сидишь, поезжай в Казань, там же все происходит»

— Очень много предложений у градостроителя Ильдуса Хабибовича Камалова по поводу освоения береговых зон. В плане того, что можно намыть земли, пригодные для дальнейшего строительства. То есть нужно плотнее работать с тем, что есть, нежели просто прикреплять к нашему городу новые районы, — поделился он. – Я бы поставил суперзадачу перед собой: строил бы новое жилье одновременно с решением старых, больных вопросов, связанных с транспортом, береговой линией (проблема доступа к воде не решена). В городе много пустых территорий, а также площадок промышленных предприятий, которые съезжают. Нужно осмотреть их, чтобы понять, как использовать.

Под конец беседы Сафиуллин поделился волнующим его вопросом. 

Молодежь Челнов: Тому, кто хочет интересно прожить свою жизнь, посоветуют: «Что ты там сидишь, поезжай в Казань, там же все происходит»

— Наш город построен одновременно в 70-80-х годах. И ресурс строительства крупнопанельного жилья 50 лет, максимум 70 при соответствующем капитальном ремонте. Уже прошло 50 лет. То есть через 20 лет весь жилой фонд превратится в ветхое жилье. И что с этим предлагают делать? Этот срок уже на горизонте. 

Именно с этого вопроса архитектор начал бы обсуждение градостроительного будущего Челнов. 


Читайте также: «Основная проблема нового генплана Челнов — подход из далеких 70-х»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *