Предприниматели Татарстана не хотят платить регоператорам за «воздух»

Законодательные изменения могли бы поддержать бизнес в экономически сложное для всех время.
Законодательные изменения могли бы поддержать бизнес в экономически сложное для
всех время.

Власти России должны понять, что в «мусорную реформу» остро необходимо вносить серьезные коррективы. Ведь что произошло в 2019 году, когда изменения утверждали и вводили в действие?

— Вместо того, чтобы поручить крупным бизнес-компаниям вложить свои капиталы в мусоропереработку, а затем «отбивать» вложения за счет гарантированной платы за вывоз ТБО, почему-то сделали по-другому. Провели по всей России тендеры и так в каждом регионе страны определили компанию-оператора по обращению с ТКО. Эти компании теперь должны ликвидировать все несанкционированные свалки, построить полигоны и мусороперерабатывающие заводы, а также выстроить инфраструктуру для раздельного сбора отходов. За счет населения, — так еще в прошлом году верно описал ситуацию бывший заместитель руководителя исполкома Набережных Челнов Айрат Зайнуллин. 

То есть если вдуматься, то все полигоны и заводы по переработке и даже контейнеры для РСО во дворах будут собственностью регоператоров, а собственность эту они приобретут и построят за счет народа. Это если посмотреть на реформу с точки зрения населения. А если посмотреть на нее с точки зрения бизнеса, то власти России хоть и повязали регоператоров массой законодательных ограничений, но все равно сделали их монополистами. Просто потому, что они единственные в регионе, кто занимается вывозом отходов. Кроме того, узаконена на федеральном уровне безумная формула начисления платы за вывоз мусора.

— Мы платим за воздух. Мы платим не за то, что накопилось в контейнере, а за объем контейнера и их количество на площадке ТБО. А количество контейнеров определяется не производственной необходимостью (количеством наших отходов), а федеральными нормативами, — рассказали предприниматели Челнов.

Спецоперация и «мусорная» реформа

— Знаете, почему так сделано, почему мы не можем с вас брать по факту, то есть по фактическому объему накопленных и вывезенных отходов? Если вам разрешить платить по факту, то вы начнете устраивать несанкционированные свалки или подкидывать свои отходы в чужие контейнеры, — объяснила логику федеральных законодателей и чиновников генеральный директор регоператора «Гринта» Светлана Ярлыченко на заседании рабочей группы Торгово-промышленной палаты по Набережным Челнам.

Рабочая группа изучила ситуацию в бизнесе и увидела, что плата за вывоз отходов у предпринимателей увеличилась не на проценты и не в разы, а, например, у некоторых торговых центров и торговых сетей в десятки раз. Рабочая группа пришла к выводу, что нужно лоббировать здравые изменения в федеральное законодательство, а правительство Татарстана может и должно изменить нормативы накопления отходов на предприятиях. Это снизит плату. Рабочая группа стала лоббировать. Что это дало? Ничего.

— Где-то в июне прошлого года мы отправили письмо премьер-министру России Михаилу Мишустину. Со всеми нашими предложениями (и о необходимости платы по факту, и о нормативах для предприятий. – Ред.). Наше письмо из Москвы спустилось в Казань, а оттуда мы получили ответ, что все в наших предложениях зависит от Москвы, — говорит заместитель генерального директора ТПП Каусария Галимуллина

На днях рабочая группа собралась и обсудила ситуацию еще раз. Бизнес «отчитался» о том, что если многие предприниматели в 2020-2021 годах работали с регоператором по дореформенным договорам, то сейчас по новым договорам и по драконовским расценкам обязаны работать все. Законодательство остается прежним, но есть подвижки, о которых нашей редакции рассказал генеральный директор челнинской ТПП Фарид Башаров:

— Больших успехов, несмотря на определенные наши общие старания, добиться не получилось. Просто региональные операторы поняли, что обозначенное документами правительства, федеральным законодательством их доминирующее положение не на все времена. И простого диктата не получится, несмотря на то, что законодательство больше на их стороне.

— В Госсовете нас активно поддерживает челнинский депутат Николай Атласов. Он дает нам понять, что чем больше писем и обращений, тем лучше, — добавляет Галимуллина. 

Спецоперация и «мусорная» реформа

К сожалению, другие депутаты Госсовета пассивны. Но предприниматели действуют.

— Около недели назад мы отправили письмо в Торгово-промышленную палату России, — сообщила Галимуллина.

Нам показалось, что это какие-то робкие действия, что предприниматели наши слишком деликатничают с чиновниками.

— Плата за «воздух» — это слишком нагло со стороны государства. Почему рабочая группа не хочет довести дело до Конституционного суда? – такой вопрос задали мы.

— Некоторые юристы нам сказали, что из других регионов России были обращения в Конституционный суд именно по поводу платы за «воздух». Конституционный суд в исках отказал, — объяснила Галимуллина.

— Но тогда можно ведь обратиться напрямую к президенту России Владимиру Путину и руководителю Татарстана Рустаму Минниханову! – предложили мы. 

И вот тут представители ТПП приоткрыли планы рабочей группы. Идет военная спецоперация на Украине, экономическая война с Америкой и Европой, и Путину (да и Минниханову тоже) не до «мусорной реформы». А вот как только спецоперация закончится, письма сразу уйдут. 

— Нам нужен конкурентный отечественный бизнес, — говорит Башаров. 

Надуманная «мусорная» плата честной конкуренции и честным взаимоотношениям с государством точно не способствует. Это позиция ТПП. От себя осмелимся добавить, что уже сейчас отмена «мусорной» платы – это очень действенный способ поддержки бизнеса. Ведь для этого ничего не надо, кроме пера, бумаги и воли законодателей.


Читайте также: «Много чего можно, если договориться с государством о гибком сотрудничестве»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *