«Левая идея станет достойной заменой тридцатилетию «либерального провала» современной России»

Нашу страну уже долгое время сотрясают непрерывные кризисы
Нашу страну уже долгое время сотрясают непрерывные кризисы, и в этих условиях в
обществе рождается спрос на левую повестку, в частности социальную
справедливость. Рассуждаем с экспертами, к чему это может привести.

По заверениям государственных мужей, дела в нашей стране идут ровно, экономика вышла на допандемийный уровень, импортозамещение развивается, бизнес растет. Тем не менее, простые люди явно видят заметное ухудшение в своей повседневной жизни, нестабильность ситуации. Некоторые также отмечают зацикленность государства на внешней политике. На этой волне все более популярными становятся левые идеи.

К тому же, есть некая общественная ностальгия по СССР, и в сознании многих (прежде всего, не заставших эти времена) есть образ об идеальном социальном равенстве и справедливом перераспределении ресурсов тогда. Несмотря на то, что это представление довольно утопично, оно продолжает влиять на умы молодых людей, которые в последние годы все активнее вовлекались в политику.

«Левая идея станет достойной заменой тридцатилетию «либерального  провала» современной России»

Можно сказать, что это своего рода запрос на помощь государства в решении социальных проблем, и он находит отклик в идеологических предпочтениях людей.

Об этом, в частности, пишет известный телеграм-канал «Незыгарь». Автор канала считает, что элементы левой идеологии будут активно использоваться при формировании стратегического курса развития государства.

– Анализ текущих общественных настроений показывает, что Россия остается страной, в которой ярко выражен запрос на левую идею и социальную справедливость. Удовлетворение этого запроса предполагает актуализацию механизмов перераспределения ресурсов и адресную социальную помощь наиболее нуждающемуся сегменту общества (многодетные семьи, пенсионеры, малоимущие, инвалиды и т.д.), – пишет «Незыгарь». – Очевидно, что спецоперация на Украине и глобальная экономическая война с Западом кардинальным образом изменят структуры российской социальности, однако запрос на социальную справедливость и справедливое перераспределение ресурсов останется основополагающим как при оценках обществом внешней, так и внутренней политики.

«Левая идея станет достойной заменой тридцатилетию «либерального  провала» современной России»

«Незыгарь» утверждает, что базовый запрос общества к власти в нынешних условиях заключается в необходимости структурирования крупного капитала с целью прекращения оттока ресурсов и инвестирование их внутри страны. Эксперты говорят, что такая интенция руководства страны потребует твердой воли и будет поддержана абсолютным большинством граждан страны: реализация этого курса будет работать на усиление консолидации общества и власти в долгосрочной перспективе.

Политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов отмечает, что левые настроения и повестка стали преобладать в России уже довольно давно, с середины десятых годов, вместе с нарастанием экономического кризиса.

– Пандемия усилила этот запрос. Государство своими мерами активно поддерживает направление, расширяя меры соцподдержки, стимулируя дискуссию о социальном равенстве и усиливая контроль и присутствие в основных экономических и общественных нишах, – говорит эксперт.

«Левая идея станет достойной заменой тридцатилетию «либерального  провала» современной России»

По его словам, сегодня мы наблюдаем укрепление поддержки действующей власти и «Единой России» в связи с происходящими событиями.

– Скорее всего, это поддержка будет сохранятся, и консолидация общества будет расти продолжительное время, даже несмотря на очевидные экономические сложности, – рассуждает Кутилов. – Однако, надо понимать, что справедливо и обратное: по мере усиления левой риторики и действий власти в обществе будет происходить поляризация и расти правый запрос, требования свобод и либеральных демократических преобразований. Этот запрос, сначала робкий и малочисленный, со временем будет нарастать.

Касательно ЛДПР он считает, что будущее партии не связано с реальным актуальным запросом общества. 

— Очевидно, партии больше не существует в том виде, в котором она была при Владимире Жириновском. Нужно выдержать потрясение, выбраться из внутрипартийной борьбы за власть и начать искать себя, понять, что действительно может быть интересно их электорату кроме яркой личности прошлого лидера, — высказывает мнение Владимир Кутилов.

Ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ Андрей Большаков отмечает, что рост запроса на левую идеологию в российском обществе обусловлен современным кризисом на Украине и санкциями «коллективного Запада» по отношению к России.

«Левая идея станет достойной заменой тридцатилетию «либерального  провала» современной России»

– Перестройка экономики на мобилизационный лад рождает и другие запросы у граждан. Кроме того, мы видим крах остатков либеральной идеологии в России, который связан с отъездом большинства пропагандистов данного направления на Запад: Чубайса, Урганта и др. Часть системных либералов ещё остаются на своих местах: Набиуллина, Силуанов, Кудрин и др., но они вынуждены отмалчиваться, либо работают на нужды мобилизационной экономики, – считает Большаков.

По его словам, электоральной базы и народной поддержки у этих людей не осталось. Идеи либералов поддерживало 5-8 процентов населения.

– К тому же, россияне совершенно не одобряют модную ныне на Западе повестку дня современного либерализма: права гомосексуалистов, проблемы трансвестизма и пр. Поэтому большинство россиян делают выбор между левой и консервативной повестками, — добавляет собеседник. 

Что же касается появления новых институций или полевения политических партий, представленных или непредставленных в Госдуме РФ, то это процесс, который находится пока на втором или даже третьем плане. 

– Например, судьба ЛДПР после смерти Владимира Жириновского пока не ясна. Формально ЛДПР можно отнести к правым партиям или даже ультраправыми, но у этой партии есть явный крен и в левый популизм («мы за бедных!»). Объединение бывшей «Справедливой России» и КПРФ теоретически возможно, но никто не знает сегодня: произойдёт ли оно. Мой прогноз: усиление левого крена и левацких настроений – объективный процесс, а вот институционализация новой партийной системы – это процесс, который будет осуществляться явно после окончания СВО, – полагает эксперт.

Собеседник напоминает, что «Единая Россия» – это партия, которая очень часто провозглашает своей идеологией социалконсерватизм. А «Новые люди» используют идею справедливой налоговой политики по отношению к субъектам Федерации.

– Поэтому левая идея обширна и ее использование станет достойной заменой тридцатилетию «либерального  провала» современной России, – уверен эксперт. 

Доктор политических наук, профессор кафедры политологии КФУ Сергей Сергеев в свою очередь полагает, что тенденция усиления запроса на левую идеологию в российском обществе присутствовала и присутствует

«Левая идея станет достойной заменой тридцатилетию «либерального  провала» современной России»

– Но есть левые – и левые. С одной стороны, левыми у нас считаются оголтелые социал-империалисты, для которых главное – не благополучие трудящихся, не социальные гарантии, а безудержная внешняя экспансия и желание доказать всему миру, что мы еще «ого-го». Она имеет достаточно давние исторические корни – намерение нести социализм «на кончиках штыков Красной Армии» в разное время были склонны и Ленин, и Сталин, и Троцкий (который даже в изгнании, в 1939-40 гг., одобрял присоединение к СССР Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии и стран Балтии). Удивительным образом их взгляды в этом отношении смыкаются со взглядами крайних националистов и шовинистов, – рассуждает профессор. — И есть другие левые. В Западной Европе это партии «Подемос» («Мы можем»), «Непокоренная Франция» во Франции, «СИРИЗА» в Греции, в США это сторонники Берни Сандерса в Демократической партии (левое ее крыло). Их называют «левыми радикалами», хотя в действительности они не так уж радикальны. Они выступают за расширение демократии, за развитие форм прямой демократии, против господства элит в политике, за сильные социальные гарантии, вплоть до введения безусловного базового дохода, за солидарность трудящихся независимо от гражданства, цвета кожи, разреза глаз и т.д. Короче, за народ (они отказались от узкоклассового подхода, свойственного марксистам). И, конечно, они против фашизма. В современной России подобные левые слабы, но они есть, – резюмирует Сергей Сергеев.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *