«Без душевного трепета перед историей и культурой человек никогда не оценит прекрасное»

Журналист KazanFirst побеседовал с генеральным директором Елабужского государственного музея-заповедника Гульзадой Руденко.
Журналист KazanFirst побеседовал с генеральным директором Елабужского
государственного музея-заповедника Гульзадой Руденко.

Идет спецоперация. Гремят пушки, объявляются санкции, эксперты «ломают копья» в спорах, экономисты ломают головы над решением текущих задач. Запад клубится и пенится русофобией. В это самое время Елабужский государственный музей-заповедник по всей Европе крутит «Колесо дружбы».

О нем (о «колесе») генеральный директор музея-заповедника Гульзада Руденко рассказывает так:

— В 1997 году я была в Колумбии, мой муж гидроэнергетик там работал. Однажды в такси водитель спросил: «А по чему по-испански вы говорите с акцентом?». Я сказала, что я из России. Он посмотрел на меня и удивился: «Но вы же не русская! Русские же все светлые!». (У Руденко темные волосы, несколько азиатские черты лица, поэтому колумбиец был уверен, что она его землячка, – Ред.). Я сказала ему, что я не русская, я татарка. «А что такое «татарка?», — он спрашивает. И тут я подумала о том, что есть большой смысл знакомить людей за рубежом с национальностями, с национальным бытом и культурой народов нашей страны.

— Я люблю все делать быстро. Появилась хорошая идея – сразу надо браться за ее реализацию! – продолжает Гульзада Ракиповна. 

«Без душевного трепета перед историей и культурой человек никогда не оценит прекрасное Интервью с генеральным директором Елабужского государственного музея-заповедника Гульзадой Руденко»

С «Колесом дружбы» она тоже не тянула. Взялась за дело сразу, как только стала генеральным директором музея в 2002 году. «Колесо дружбы» — это выставка картин 42 художников разных национальностей народов России. Художники рисуют картины строго на заданные этнические темы. Быт. Обряды. Игры. Ремесла. Народные песни. И так далее. Вы сможете хотя бы представить себе, как можно нарисовать песню на холсте? А художники и представляют, и рисуют! Вот эти картины и возят на выставки в разные страны в тамошние Центры науки и культуры России. 

— Мы всегда делаем этикетаж на языке той страны, где выставка проходит. Например, написано, что это картина художника-удмурта. Тут же сведения об удмуртах: что это за народ, откуда взялся, где проживает и так далее. 

— И что, и сейчас выставки возите?! В Европу? И вам там картины ножами не режут?! И художников не трогают?

— Нет, — спокойно отвечает Руденко. Говорит, что вот сейчас готовится выставка в Берлине, она пройдет там 25 августа. В Центре науки и культуры ее ждут-не дождутся!

— Местный народ идет смотреть?

— Идут. И хорошо идут. И смотрят с большим интересом, и ведут себя спокойно, дружелюбно, — говорит «генерал» музея так, что не возникает ни тени сомнения. «Красота спасет мир!», — напоминает Гульзада Ракиповна. 

Каждый год «Колесо дружбы» создается в Елабуге. Летом в определенное время приезжают художники разных национальностей (среди них мастера с мировыми именами) и десять дней рисуют картины на заданные этнические темы. Затем свои произведения художники дарят музею. В его фондах накопилось уже около двух тысяч таких картин. В музее, как правило они не демонстрируются.

— Но эти картины можно найти и увидеть в интернете на нашем сайте! – добавляет специалисты музея.

Интернет и предмет 

— Мы были первыми лет десять назад, кто сделал и разместил у себя на сайте виртуальный тур по Елабуге, — вспоминает Руденко. 

При этом она выдала интересную фразу: «Не постеснялись качества». Это означает вот что. Тогда, лет десять об освоении интернета, о внедрениии интернет-проектов задумались все музеи в республике и в стране. Но при этом большинство музеев ждали помощи из бюджета, им на свои проекты нужно было много денег. А Елабужский музей-заповедник всегда (такова политика руководства) рассчитывает в первую очередь на себя, на свои доходы. Руденко пригласила специалистов из Набережных Челнов, с кем сотрудничала и была в очень хороших отношениях, еще когда работала начальником городского управления культуры в автограде, заплатила им сколько смогла из средств музе, и они разработали виртуальный тур. Может быть и не самый крутой по технике исполнения, но вполне приличный и содержательный. В ковидный 2020-й год интернет начал втягивать музей в виртуальный мир как воронка. В отчете работы учреждения за тот год сказано, что в интернете выставки посетили 700 тысяч человек. Руденко говорит:

— Живых посетителей ежегодно у нас более 500 тысяч человек. За 2019-й было 506 тысяч, за 2021-й – 487 тысяч. На этот год мы разработали новый виртуальный тур. 

«Без душевного трепета перед историей и культурой человек никогда не оценит прекрасное Интервью с генеральным директором Елабужского государственного музея-заповедника Гульзадой Руденко»

Во многих головах сейчас явно включился калькулятор. 700 тысяч множим на цену билета (допустим 100 рублей) получается 70 миллионов. Плюс еще 50 миллионов (как минимум!) с живых посетителей – 120 миллионов за год. В этом музее, наверное, ох и зарплаты!

— Ни копейки! – говорит генеральный директор. 

Не пугайтесь, зарплаты в музее есть, их исправно платят. Ни копейки музей не берет с виртуальных посетителей. Интернет здесь – это имиджевое приложение. Посмотрел в интернете – захотел – приехал, пришел в музей ногами, чтобы увидеть (если можно и пощупать) сами картины и экспонаты, а не их изображение на мониторе. Ведь быть в музее виртуально – это все равно, что целоваться в противогазе или с помощью того же монитора. Но побывать в музее вы можете, не вставая дома со стула. Сайт есть, ссылки есть. Специалисты музея тем временем продолжают осваивать и внедрять новые технологии. 

— Вот сейчас мы обсуждаем проект. Открываем многофункциональный научно-просветительный модуль «Интеллект-Центр». В составе Детского музейно-образовательного центра. Продумываем чем будет радовать детей Прикамского региона наш новый объект, — рассказывает заместитель Руденко по научной работе Александр Деготьков. 

Говорит, что интеллект-центр напоминает кинотеатр – зал, большой экран, амфитеатром установлены кресла – но это не кинотеатр. Здесь будет показ познавательных фильмов по истории страны, о музеях, о художниках в формате, который будет понятен детям. От дошкольников до старшеклассников. Дети смогут здесь воспользоваться очками виртуальной реальности, а контент будет сопровождаться интерактивами и работой педагогов, модераторов. 

Музей и Елабуга 

— Огромное количество музеев – 16. Все имеют страницы в соцсетях. Сейчас «переобуваются» из запрещённых соцсетей уходят в в «Телеграм», во «ВКонтакте», в «Одноклассники». Проводим онлайн-экскурсии, мониторинг культурного наследия, мастер-классы. Ускорились с приобретением билетов, благодаря «Пушкинской карте» продали 14 тысяч билетов, в том числе через «Кассир.ru» — это Руденко говорит о том, что объединяет и чем отчасти занимается Елабужский музей-заповедник. А еще музей-заповедник – генератор и организатор почти всех культурных (и не только) событий в жизни Елабуги.

— Ярмарки. Фестиваль колокольного звона. Фестиваль «Летние вечера» Березовского. Международный симпозиум по современному этноискусству. В этом году 17-й. Конкурс для детей «Я рисую как Шишкин». «Цветаевские чтения». В прошлом году их не было, в этом будут. Будет и вручение очередной литературной премии. Научно-практическая конференция для школьников, — перечисляет Руденко лишь часть традиционных и знаковых событий в городе.

«Без душевного трепета перед историей и культурой человек никогда не оценит прекрасное Интервью с генеральным директором Елабужского государственного музея-заповедника Гульзадой Руденко»

— Гульзада Ракиповна, фестиваль колокольного звона – это уникальное для наших мест событие, красивое, незабываемо. А проходит он на территории Спасского собора, внутрь которого и заходить не хочется: разруха, запущенность. Почему Спасский собор до сих пор не восстановлен?

— 20 лет назад этот собор был вообще заброшенный. Запертый, заколоченный. За эти годы удалось кое-что сделать. Благодаря президенту Рустаму Минниханову хотя бы внешний вид собора стал красивым. Что-то удалось сделать и внутри, там службы начались. Конечно, очень хочется восстановить собор. Временами там работают реставраторы. Но многого мы не можем, это собственность РПЦ. Мы, например, как-то задумали благотворительный концерт духовной музыки внутри собора. Билеты хотели сделать очень дорогими, а все вырученные деньги отдать на восстановление собора. Но священники нам сказали: нельзя! Почему нельзя, до сих пор не понимаю. (Деготьков добавил к сказанному, что позже концерты духовной музыки в храме стали проводиться, но без сбора денег). Много раз рекомендовала руководителям местных церквей написать письмо митрополиту, патриарху, попросить денег на восстановление этого собора. Не понимаю, почему не пишут.

Музей и мир 

Картины и экспонаты Елабужского музея побывали и в Европе, и в Азии. Анкара, Пекин, Веймар, Братислава и это не полный список. А еще Елабужский музей – это повивальная бабка. Ну, или акушер по-современному. Руденко с увлечением рассказывает о том, как она и ее коллектив на протяжении двух лет энергично, упорно работали над тем, чтобы спасти (и спасли!) от разрушения дом Анастасии Цветаевой (сестры поэтессы) в Вологодской области. 

— Гульзада Ракиповна, помилуйте, вы в Елабуге находитесь, какая Вологда?!

— Какая разница где будет музей? – удивляется Руденко. – Если что, мы и в Турции два музея открыли! А в Татарстане, в Прикамье и конкретно в Елабуге в последние годы вообще наблюдается музейный тренд. «Мы активно помогаем организовывать и открывать музеи и на предприятиях, и в организациях, если там этого хотят».

Только за последние два года открылся музей МВД в ведомственной больнице Елабуги. Там же — музей в музыкальной школе имени Энвера Бакирова.

— Музей Веры! – подсказывает пресс-секретарь музея-заповедника Евгения Поликарпова.

— Да, это вообще уникальный музей! — подхватывает Руденко. — Создан на территории Женского елабужского монастыря в подвальном помещении той самой церкви, которую сам монастырь и построил под руководством нынешней настоятельницы матушки Веры. Но это, естественно, не музей самой матушки. Это именно музей веры.        

Оказывается, скоро появится музей и в селе Новотроицкое Тукаевского района. Там его очень хочет открыть глава Новотроицкого поселения Юлия Рыбакова. Еще один неожиданный по тематике музей (война и мир) создала жительница деревни Старое Абдулово в Татарстане.

— А вы знаете про частный музей Сергея Морозова в Ильбухтино в Тукаевском районе? Краеведческий музей. Он его создал в частном доме. Хотел перенести свой музей в деревянное здание бывшей школы, где при царе была гимназия, да это здание по решению главы района снесли. Чтобы построить на этом месте до культуры. 

Об этом музее Руденко ничего не знает. Сильно удивлена. Поражена тем, что для дома культуры в Ильбухтино не нашли другого места.

— Я член президиума Союза музеев России! – говорит Руденко. 

Это на тот случай если где-то еще какой-нибудь Морозов создал, но не может защитить свой музей от местных хозяйственников. Руденко согласна бросить все свои силы и влияние на помощь подвижникам, ценителям истории и культуры Отечества. Разговор переходит на болезненную для Гульзады Ракиповны тему. На то, как хранят, если можно так выразиться, память в Набережных Челнах. История Набережных Челнов за последние 50 лет (не говоря уже о прошлом!) – это изумительно богатая событиями история. Музеи здесь не можно, а нужно создавать и создавать. Но вот, например, есть в автограде единственный на всю страну Центр творчества Владимира Высоцкого. Создан народными ценителями творчества этого актера и барда. Располагается в бывшем офисе компании «КамГЭСэнергострой». Говорят, офис по частям раздали в аренду разным юрлицам. Если так, то с  этой точки зрения Центр Высоцкого мешает арендодателю зарабатывать.

— Мы уже думаем организовать там (в Центре) приемную какого-нибудь депутата, — сказали в Городском музее Челнов. 

Идея понятна: депутат Центр сохранит и защитит. Хотя бы на время. На площади Высоцкого там же в Челнах стоит единственный в своем роде (гитара, колокол) памятник этому певцу и поэту. Он недостроен. Его при живом авторе (скульптор Владимир Нестеренко) испохабили ремонтом. Так он и стоит.   

—  А вы знаете кто такой Кардашенко? Стоит мне упомянуть это имя в Челнах и все спрашивают кто это. А Юрий Борисович Кардашенко – это Герой Советского Союза, он совершил подвиг в феврале 1945 года. Работал главным инженером одного из подразделений «КамГЭСэнергостроя». Похоронен на Алее славы на Студенческой. Его могила упомянута в государственном реестре объектов культурного наследия. Но сейчас о нем все забыли. А могила неухожена, потому то все близкие родственники Юрия Борисовича тоже поумирали, — рассказала Гульзада Ракиповна.

— Трепет в душе, — отмечает Руденко. Это она говорит о состоянии души, когда человек видит подлинное произведение искусства, памятник архитектуры, истории. Вот этого трепета нет в душах челнинских функционеров и хозяйственников. Поэтому это разговор отдельный и долгий. Но без душевного трепета перед историей и культурой человек никогда не сможет почувствовать и оценить прекрасное. 


Читайте также: Городская среда советских Челнов возродится в электронном каталоге


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *