Государство ошиблось, когда передало реализацию мусорной реформы частному бизнесу

Предпринимательский подход в решении социально значимых проблем не работает. Почему - во второй части авторской колонки объясняет депутат Госсовета Николай Атласов.
Предпринимательский подход в решении социально значимых проблем не работает.
Почему — во второй части авторской колонки объясняет депутат Госсовета Николай
Атласов.

Продолжая тему круглого стола, организованного фракцией КПРФ в Государственной Думе с обсуждением проблем мусорной реформы, хочу обратить внимание на мнения независимых экспертов и представителей отраслевого бизнеса. В основном их оценки носят критический характер.

Одним из наиболее содержательных был доклад представителя РАНГХиГС, известного эксперта в области циркулярной экономики Соднома Будатарова, посвященный основным препятствиям к снижению тарифа на вывоз ТКО. По словам докладчика, есть реальная возможность снизить тариф на полигонное захоронение в два раза по всей стране. Но сейчас этому мешают факторы, порожденные решениями как федерального, так и регионального уровня.

Проблема федерального уровня, по мнению Будатарова, заключается в том, что сама мусорная реформа, стартовавшая в 2019 году, изначально базировалась на ложных посылах. Например, сферу вывоза ТКО рассматривали как обычный бизнес, поэтому региональные операторы создавались как частные компании. Для частого бизнеса, как известно, главная цель деятельности – это прибыль. Проблема, однако, в том, что для региональных операторов главным источником их прибыли является тариф. И в этом проявился изначальный изъян реформы. В результате деятельность региональных операторов привела к постоянному увеличению тарифов и росту социальной напряженности в большинстве регионов. Пострадали не только слабозащищенные слои населения, но также бюджетные учреждения и бизнес, которые стали платить по завышенным нормативам накопления ТКО. Таким образом, обращает внимание Будатаров, сама идея о том, что вывоз ТКО — это классический бизнес, является ошибочной, особенно на фоне монополизма региональных операторов. Правильный подход, по его мнению, предполагает необходимость рассматривать сферу вывоза ТКО не как бизнес-сферу, а как санитарную деятельность, обеспечиваемую на основе разумных тарифов, которые жестко регулируются государством, а сами региональные операторы должны быть не частными, а государственными компаниями. И такое мнение транслируется многими губернаторами.  

Государство ошиблось, когда передало реализацию мусорной реформы частному бизнесу

Еще одна проблема в том, что мусорная реформа проводилась без вовлечения в нее граждан, которые могли бы поддержать заявленные цели реформы. Реформа становится успешной в том случае, если люди будут вовлечены и почувствуют выгоду от ее результатов. Но в нашем случае граждане почувствовали на себе только дополнительную нагрузку через повышение тарифов, при том, что в остальном ничего не изменилось – мусор, как и прежде, вывозится на полигоны. При этом, по мнению Будатарова, была внедрена ошибочная модель. Во дворах установили контейнеры для дуального сбора (для мокрых и сухих отходов), которые заполняются без всякой системы обычным несортированным мусором. Затем этот мусор везут на сортировочные станции, которые по факту почти ничего не сортируют (выход для переработки составляет несколько процентов, что лишает сортировку всякого смысла). И в конечном итоге почти весь мусор вывозится на полигоны.

Будатаров также обратил внимание на территориальные схемы обращения с отходами, действующие в регионах России. По его словам, у них у всех есть один принципиальный изъян – ни в одной схеме не предусмотрено сокращение полигонного захоронения в два раза до 2030 года, как это предписано указом президента России. При этом, если проанализировать инвестиционные программы, окажется, что все инвестиции идут на строительство малоэффективных сортировок и новых полигонов, а в двух регионах – ещё на мусоросжигание (Московская область и Татарстан). Таким образом, утвержденные в регионах инвестиционные программы заточены на полигонную модель захоронения ТКО и частично на сжигание. Такой подход, по мнению Будатарова, деструктивен и не решает проблемы, обозначенные мусорной реформой. Необходимо это пересмотреть.

Докладчик отмечает, что Российский экологический оператор (ППК РЭО) до сих пор не обнародовал федеральную схему обращения с отходами, хотя сроки уже прошли. Он предполагает, что данный документ, вероятно, не содержит никаких принципиальных новаций, так как основан на данных региональных терсхем, которые необходимо пересматривать. То есть, по сути, ППК РЭО предлагает продолжать развитие прежней полигонной модели с определенным сегментом мусоросжигания, что по факту подрывает изначальный смысл мусорной реформы.

При сохранении прежней модели вывоза отходов на полигон люди стали платить намного больше, причем разрыв в оплате между регионами велик. Будатаров приводит пример подобных разрывов: если в Дагестане за вывоз мусора платят примерно 47 рублей с человека, то в Московской области 270 рублей. Таким образом, разница в регионах при оплате физическими лицами составляет пять–шесть раз. Для юридических лиц разница в оплате в разных регионах может достигать 60 раз. И такое положение нельзя признать нормальным.

Государство ошиблось, когда передало реализацию мусорной реформы частному бизнесу

Будатаров считает, что одним из условий успешного хода мусорной реформы является вовлечение населения. Но вовлечь людей можно лишь при условии стимулирования снижения платы за услуги региональных операторов, а это можно сделать лишь посредством развития раздельного сбора отходов. В некоторых регионах эта работа уже ведется, хотя и в локальных формах. ТСЖ, управляющие компании устанавливают у себя контейнеры для раздельного сбора на несколько фракций, после чего обращаются к региональному оператору с просьбой перейти на оплату по факту. Правда, подавляющее большинство региональных операторов категорически противодействует этому и в ряде регионов дело доходит до судебных споров. Если в Нижнем Новгороде, к примеру, одной из управляющих компаний удалось выиграть суд, то в Самаре судебные органы выступают на стороне регионального оператора и сейчас данный спор вынесен на федеральный уровень. По мнению Будатарова, так происходит практически во всех субъектах РФ. При этом в тех регионах, где власть аффилирована с региональными операторами, она своими нормативными актами навязывает населению правила, отражающие интерес региональных операторов. Например, сейчас во многих регионах навязывается положение, что все отходы, которые образуются у юридических и физических лиц, — это ТКО, которые должны принадлежать региональному оператору. Но это не так. Собственником отходов является его образователь, и только он решает, что с ними делать, – продать за деньги переработчику отходов или бросить в мусорный контейнер, превратив их в ТКО.

Будатаров предлагает весьма полезную инициативу – внести в нормативные акты правительства положение, по которому желание ТСЖ или управляющей компании перейти на оплату по факту региональный оператор должен исполнять в обязательном порядке. Сейчас этот вопрос отдан на усмотрение договаривающихся сторон, но поскольку региональный не заинтересован, он постоянно уклоняется от таких предложений. В тех немногих регионах, где управляющим компаниям удается договориться на переход к оплате по факту (такие случаи есть в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Севастополе), отходы разделяются, и большая их часть продается переработчику, в то время как вывоз на полигоны сокращается в два-три раза. Соответственно, сокращается и размер оплаты услуги регионального оператора.

Продолжение следует


Автор материала: Николай Атласов, депутат Государственного Совета Республики Татарстан


Читайте также: Мусорная реформа в оценках депутатов, чиновников и бизнеса


Comment section

Добавить комментарий

Войти: