Как спасти символы Набережных Челнов, пока они не рухнули на людей

Скульптуры Ильдара Ханова нуждаются в качественной реставрации. А Минкульту нужна бумажка.
Скульптуры Ильдара Ханова нуждаются в качественной реставрации. А Минкульту
нужна бумажка.

В Набережных Челнах в центре Нового города, на бульваре Энтузиастов, стоит (окруженная пешеходными тротуарами) смертельная угроза. Она высокая и красивая, на нее любуются, хотя не всем понятно, что она изображает. По иронии судьбы реальная угроза (как минимум, чьему-то здоровью) называется «Древо жизни». Это скульптура легендарного (для Челнов уж точно) Ильдара Ханова, расположенная ближе остальных его скульптур на бульваре к знаменитой «Тюбетейке», ныне это Деловой центр 2/18. Символические скульптуры – «Пробуждение», «Эволюция», «Древо жизни» — установленные на бульваре Энтузиастов в 1984-м году стали, пожалуй, самой яркой достопримечательностью Набережных Челнов, культурной визитной карточкой зодчества автограда. Но время и стихия берут свое — скульптуры стали разрушаться. Об этом еще в 2018 году рассказал народный художник Татарстана Анатолий Пашин, который в свое время помогал теперь уже классику монументалистики Ильдару Ханову в работе над этими скульптурами.

— Они держатся только на каркасе, — предупреждал Пашин.

Он же говорил о том, что скульптурам давно нужна полноценная реставрация, а не косметический ремонт с помощью цементирования трещин. 

— Нужен хороший бетон, особый клеящий состав и смальта, — подсказывал Пашин.

Как спасти символы Набережных Челнов, пока они не рухнули на людей

А еще нужно бы, чтобы работу выполняли художники или скульпторы, потому что обычные штукатуры-маляры едва ли смогут восстановить узор из смальты. Но мастеров искусств с момента установки символов Челнов на бульваре никто к работе с ними не привлекал. А время идет, а скульптуры  потихоньку разрушаются.

— Я смотрю на «Древо жизни» и уже боюсь, что однажды его самые высокие железобетонные ветви обломятся, рухнут и придавят кого-нибудь на тротуаре, — говорит заслуженный деятель искусств Татарстана, художник и скульптор Факиль Гайфутдинов.

Еще в 2017 году он, будучи тогда председателем Союза художников автограда, писал обращения о том, что скульптуры нуждаются в качественной реставрации. Писал и президенту Рустаму Минниханову, и Госсоветнику Минтимеру Шаймиеву, и заместителю руководителя исполкома Челнов Халимову. Полученный ответ его не устроил. Потому и ждет, и боится, что «Древо жизни» однажды станет для кого-нибудь источником смерти. Ответ на вопрос, почему произведения искусства не восстанавливаются и не реставрируются как следует, невольно нашел народный художник Татарстана и заслуженный художник России Владимир Акимов. Он живет в Набережных Челнах, но его творения есть и в других городах. В Лениногорске на торце жилого дома есть мозаика, показывающая единение созидания архитекторов, художников и строителей. Точный адрес дома Акимов не помнит, но ориентиры называет конкретные:

— Недалеко от художественной школы и напротив памятника нефтяникам.

Мозаика потрескалась, стала разрушаться. Акимов позвонил кому-то из заместителей министра культуры республики и сказал, что мозаику надо бы отреставрировать.

— А вы уверены, что ваша мозаика – это именно объект культуры? – коротко спросил чиновник.

Акимов говорит, что в этот момент, что называется, челюсть отвисла. Вроде бы всю жизнь художник, причем заслуженный, признанный, чиновник от культуры известный. Вроде бы за всю долгую творческую жизнь ничего, кроме объектов культуры и не создавал.

— Я позвонил потом главному архитектору Лениногорска, и он пообещал заняться мозаикой, — говорит Акимов.

Но следует вернуться к его разговору с заместителем министра культуры, потому что высокопоставленный чиновник объяснил ему, что конкретно он имел в виду, задавая свой вопрос. А нам это объяснил специалист Комитета Татарстана по охране объектов культурного наследия, с которым удалось побеседовать. Оказывается, очень важно, входит ли та ли иная скульптура, мозаика, панно в список объектов культурного наследия. Если да, то за его состоянием и сохранностью зорко следит названный Комитет и министерство культуры тоже. А на реставрацию (ремонт, восстановление) объекта выделяются деньги из бюджета Татарстана, при необходимости привлекаются средства федерального бюджета. Если нет, то судьба объекта полностью зависит от балансодержателя. Как правило, это местный муниципалитет. О возможностях местных бюджетов однажды очень доходчиво сказал президент Минниханов. Это было несколько лет назад. Президенту предложили привлечь бюджеты городов и районов к финансированию строительства жилья для молодых семей по федеральной программе. Тогда получилось так, что программу сверстали на количество квартир по показателям прошлых лет, а Москва взяла, да и не выделила столько денег. Услышав, что «дыру» предлагается закрыть местными бюджетами, Минниханов выругался и сказал:

— У него (главы города, района) на забор денег нет!

Как спасти символы Набережных Челнов, пока они не рухнули на людей

То же самое и с выполненной признанными мастерами искусства городской монументалистикой. Деньги нужны такие, что никакой местный бюджет, отпущенный на культуру, не потянет. Специалист Комитета на всякий случай предложил нам изучить Перечень объектов культурного наследия и Список выявленных объектов культурного наследия. Все это есть на сайте Комитета. Мы изучили. В каждом из Списков больше тысячи объектов, но нигде нет ни челнинских скульптур Ильдара Ханова, ни лениногорской мозаики Акимова.

— А что если от «Древа жизни» в самом деле отвалится какая-нибудь ветка и пострадают люди, кто за это ответит?

— В первую очередь балансодержатель, вместе с ним и мы, конечно, — сказал специалист Минкульта Татарстана. 

— Внести объект в перечень мы можем по заявлению прежде всего исполкома города или района. Также такое заявление может подать сам автор произведения, общественная организация или просто гражданин. В заявлении надо указать что за объект, где он находится и почему, по мнению заявителя, его надо признать культурным наследием. Будет создана комиссия, которая изучит объект и примет решение, — разъяснил специалист Комитета, назвавшийся Вячеславом.

Что тут скажешь? Общественники, кто-нибудь из граждан, озаботьтесь спасением хотя бы скульптур Ханова, чиновникам заявление нужно.


Читайте также:«Без душевного трепета перед историей и культурой человек никогда не оценит прекрасное»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *