«Я был сильно удивлен»: Рособрнадзор указал на слабые звенья школьного образования в Татарстане

Хромает использование компьютеров в учебном процессе
Хромает использование компьютеров в учебном процессе, а также объективность при
оценивании работ. Зато татарстанские ученики демонстрируют высокую способность
применять знания, полученные в школе, в бытовой жизни. В министерстве
образования и науки республики считают, что данные рейтинга не отражают всю
характеристику системы.

Рособрнадзор представил  рейтинг регионов России по качеству образования в школах. Однако какое место в нем занимает Татарстан, сказать однозначно трудно. Все потому, что в этом году исследователи решили не ранжировать субъекты по интегральным показателям, а выделили лидеров по каждому изученному критерию.

— Мы отказались от единого рейтинга, как в прошлом году. Мы не определяли по всем показателям, кто у нас лучший из лучших, не стали делать отдельных лидеров и рейтинговать субъекты по сумме показателей. Каждое направление у нас выделено отдельно, и в каждом из направлений свои лидеры, — объяснил эту особенность рейтинга руководитель федерального ведомства Антон Музаев.

Все же для министерства образования республики из этих трудов можно сделать важные выводы. Наглядно демонстрирует «слабые» точки системы школьного образования в Татарстане наша таблица.

«Я был сильно удивлен»: Рособрнадзор указал на слабые точки школьного образования в Татарстане

Особенно удручающим на фоне общей картины выглядит место Татарстана по критерию «Использование компьютеров» — 44 из 85! И это при том, что в республике вопросу цифровизации образовательных процессов уделяется огромное внимание и тратится куча средств, а Казань, в частности, уже долгое время борется за статус айти-столицы страны.

— Лично мне этот показатель кажется спорным, — поделился своими впечатлениями об оценке этого критерия депутат Госсовета Татарстана, директор Международной школы Казани Нияз Гафиятуллин. – Я был сильно удивлен. У меня сразу возник вопрос: а что конкретно замерялось? Если мы говорим об использовании компьютеров на уроках, то эти результаты кажутся необоснованными. Они говорят, что собирали информацию автоматизированно. Откуда поступает информация, если они измеряют использование компьютеров на уроках? У меня очень много вопросов. Может быть, конечно, это я приложил недостаточно усилий, чтобы понять эти оценки. По-моему личному мнению, наше реальное положение 100 процентов не такое. У нас этому вопросу уделяется очень много внимания.

Не лучшую позицию в рейтинге Татарстан занимает и по критерию «Эффективность организационно-технологического обеспечения проведения ЕГЭ-2021» — 53-е место.

«Я был сильно удивлен»: Рособрнадзор указал на слабые точки школьного образования в Татарстане

Оставляет желать лучшего в Татарстане и критерий  «Объективность оценочных процедур» (45-е место). Оценивание каких именно работ имеется в виду в исследовании, не указано. Предположив, что речь может идти и об оценивании результатов выпускных экзаменов, нам удалось обсудить этот показатель с членом республиканской предметной комиссии  ЕГЭ по математике Денисом Бисеровым. С оценкой Татарстана в своем деле он не согласился, но и спорить не стал, так как не знает, как работают его коллеги в других регионах.

— Наша комиссия работает очень слаженно. На мой взгляд, мы объективно оцениваем все работы. Мы собираемся, проходим обучение, повышаем квалификацию. Мы каждый год повторяем, что личное отношение к данной работе мы должны отбросить и смотреть на работу сухим, трезвым взглядом. Мы оцениваем работы коллективно, а не так, что каждый под своим углом смотрит на решение ребенка. Мы вырабатываем общее мнение, до этого проходят небольшие прения, у нас есть критерии из Москвы, мы работаем под общей стратегией, — рассказал он об особенностях своей деятельности.

Лучше всего, судя по исследованию, в Татарстане обстоят дела с «Аналитикой и интерпретацией результатов ГИА» (4-е место среди регионов) и «Достижением высокого уровня подготовки» (6-е место). О последнем показателе Гафиятуллин отметил, что он довольно хорош.

«Я был сильно удивлен»: Рособрнадзор указал на слабые точки школьного образования в Татарстане

— Я думаю, 6-е место — это очень хорошо. На самом деле не надо недооценивать и другие регионы тоже. Понятное дело, всегда хочется лучшего. Но если углубляться в тему и смотреть, например, олимпиады, ЕГЭ, то мы увидим, что в чем-то Татарстан лидирует, а в чем-то отстает. Ситуация не такая уж и плохая.

Относительно неплохие оценки у Татарстана стоят за «Образовательное равенство» (13-е место) и «Функциональную грамотность» (9-е место), что, говоря простыми словами, значит способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

Получить конкретные комментарии о других показателях у министерства образования и науки республики нам не удалось. Начальник управления общего образования Татьяна Алексеева лишь отметила, что рейтинг Рособрнадзора не отражает действительное состояние системы образования республики.

«Я был сильно удивлен»: Рособрнадзор указал на слабые точки школьного образования в Татарстане

— Стоит отметить, что эти показатели не являются абсолютными и не отражают всю характеристику системы образования Республики Татарстан за отмеченный период. Так, например, по итогам экзаменационной кампании 2021 учебного года (ГИА-2021) республика впервые вошла в десятку (9-е место); по количеству победителей и призеров всероссийских олимпиад сохраняется 3-е место по России; учителя и воспитатели из республики ежегодно входят в пятерку лучших и других. Из 12 по 7 показателям Республика Татарстан получила высокие баллы и отмечена в зеленой зоне, в красную зону республика ни по одному из критериев не вошла. В то же время, безусловно, имеются резервы для улучшения всех показателей для обеспечения качественного и доступного образования для татарстанцев, — подытожила она.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: