Самокат не покатит: Whoosh притормозили в Челнах

В автоград попробовал зайти федеральный сервис по прокату электросамокатов. Но встретился с сопротивлением властей и не самой положительной оценкой от самих горожан.
В автоград попробовал зайти федеральный сервис по прокату электросамокатов. Но
встретился с сопротивлением властей и не самой положительной оценкой от самих
горожан.

В конце апреля в своем Телеграм-канале начальник управления информационной политики и по связям с общественностью исполкома Челнов Римма Мухаметзянова сообщила, что в городе в скором времени могут появиться автоматизированные станции проката электрических самокатов. Дескать, в администрацию обратились представители компании Whoosh. И вроде бы уже провели предварительные переговоры. Осталось дело за малым — оформить документы.


Наша справка

По данным открытых источников, ООО «ВУШ» зарегистрировано в Москве в июне 2018 года. Основной вид деятельности связан с разработкой программного обеспечения. Уставный капитал — 13,63 тысячи рублей. Генеральный директор — Дмитрий Чуйко, он же владеет 44,68% долей в уставном капитале. Также среди совладельцев три физических лица, и два юридических — акционерная компания «Айпи Гроус Фанд Эсписи» (12,95%, зарегистрирована в офшорной юрисдикции) и закрытый паевой инвестиционный комбинированный фонд «ВТБ Капитал Пре-Айпио Фонд» (13,7%). По итогам 2021 года компания отчиталась в выручке в 4,16 млрд рублей, чистая прибыль за тот же период составила 1,83 млрд рублей.


Самокаты на улицах действительно появились. По приблизительным подсчетам, оборудовано было порядка 100 «парковок», то есть — около 300-500 транспортных средств. Горожанам были доступны маршруты в новой части Челнов (конкретно — в Автозаводском и Центральном районах). Разрешенная скорость — до 20 км/ч (до 15 км/ч на территориях парков).

Самокат не покатит

Однако так же быстро, как появились, электросамокаты и пропали. Как оказалось, 90 транспортных средств вывезли власти, так как пункты проката были установлены незаконно.

— Электросамокаты перемещены в специализированное место для хранения. Более того, владельцу необходимо будет оплатить исполнительному комитету понесенные расходы, связанные с погрузкой, перемещением и хранением электросамокатов. Данные действия проведены в связи с тем, что оператор не оформил должным образом необходимые документы, — пояснили в администрации Челнов.

Впрочем, от идеи заполонить улицы Челнов электросамокатами в Whoosh вроде как не отказались — компания, по данным источников, работает над оформлением необходимых документов. Однако насколько популярным станет сервис — вопрос открытый. Уже первый «заход» вызвал негатив среди горожан. В частности, челнинцы жаловались, что за управлением транспортными средствами видели несовершеннолетних и граждан «под мухой», что вроде как запрещено правилами сервиса.

Самокат не покатит

Опрос горожан в паблике администрации Челнов «ВКонтакте» показал, что значительная часть респондентов не особенно рада появлению подобной услуги. Из 5 229 проголосовавших голос против появления электросамокатов отдали почти 68%.

«От самокатов этих только и будут новости, что сбили кого то или самокатчик сбил», — пишет в комментариях Валентин Шевченко.

«Хочется быть в безопасности хотя бы на тротуаре, гулять с детьми, а не держать их за руку и в колясках! Я бы сказала, что электросамокатам место на дороге! Но тогда жалко водителей, столько раз была свидетелем, как школьники по дорогам разъезжают! Если бы не реакция девушки-водителя на Автозаводском проспекте, переломались бы двое школьников на электросамокате, но они даже не поняли, что чуть не создали ДТП, причем втянули бы еще пару машин. Кто за это ответит в случае чего», — рассуждает Валерия Крапивина.

«На днях один лихач чуть не сбил меня и мою собаку, еле увернулись», — вторит ей Мария Копьева.

Были, однако, и те, кто утверждал, что электросамокат — крайне удобное средство передвижения в черте города. И утверждали, что противники такого чудо-транспорта появились по причине того, что компания якобы «забыла занести откат куда следует». И весьма жестоко отмечали, что «из-за одной погибшей девушки нельзя все запрещать». Случай с гибелью жительницы Челнов действительно имел место быть примерно год назад, в мае 2021-го. Девушку 19-ти лет сбил на пешеходном переходе водитель «Лады Приоры». От травм пострадавшая скончалась на месте.

Бесспорно, можно называть лихачом 20-летнего юношу, который был за рулем автомобиля. Однако отрицать то, что пресловутой «культуры вождения» у самокатчиков, тем более взявших транспорт в аренду, нет. Даже пользователи каршеринга, имеющие водительские удостоверения и прошедшие экзамены под чутким надзором ГИБДД, зачастую позволяют себе лишнего за рулем — «не своя ведь». Самокатом же может пользоваться де-факто кто угодно — пьяный, подросток, а то и толпа подростков. Хотя публичная оферта, опубликованная на сайте сервиса Whoosh, подобное, конечно же, запрещает. И даже предусматривает штрафы за «нецелевое использование» самоката или нарушение ПДД. Но можно допустить, что сделано это скорее для юридического «прикрытия».

Самокат не покатит

К слову, юридически электросамокат продолжает оставаться головной болью. В марте 2022 года разбирательства дошли до Верховного суда России. Причиной стало очередное ДТП со смертельным исходом. Водитель сбил на дороге «электросамокатчика». Следователи пришли к заключению, что самокат — механическое транспортное средство. А значит — полноправный участник дорожного движения, которому водитель должен был уступить дорог. Защита же исходила из того, что тот, кто за рулем механического транспортного средства должен иметь права на управление им. В противном случае он является пешеходом. А значит, сам нарушал ПДД, двигаясь по дороге.

Собственно, чем же считается электросамокат, в МВД поясняли еще в 2020 году. Различие — в мощности двигателя. Если она до 250 Вт — то передвигающийся на нем гражданин все еще считается пешеходом. От 0,25 кВт до кВт — водителем мопеда. Выше — мотоцикла. В последних двух случаях необходимо получать водительское удостоверение категории М.

Другой вопрос — будут ли сотрудники ГИБДД останавливать «самокатчиков» и проверять, сколько «лошадок» в их «коне», и есть ли у владельца права. Просто потому, что на пешеходных дорожках они не дежурят. А купить или арендовать подобное средство передвижения можно вполне свободно. Собственно, по той же причине странноватой кажется одобренная Госдумой идея по разработке полисов ОСАГО для владельцев электрических самокатов. Как минимум в нынешних обстоятельствах и текущей технической реализации всего процесса эксплуатации.

Самокат не покатит

Не вполне понятно и то, нужен ли подобный сервис городу вообще. «Самокатчики» однозначно добавят беспорядка на дорогах и в пешеходных зонах. Далеко не все рады подобному транспорту, вылетающему неожиданно на проезжую часть. И уж тем более — какому-нибудь 40-летнему мужчине, который проносится по тротуару рядом с детской коляской на скорости в 15-20 км/ч. При этом стоимость услуги совсем не низкая: 40 рублей за сам факт аренды плюс пять рублей за каждую минуту пользования. Условная поездка от «Эссена» на проспекте Яшьлек до 105-го универсама (около четырех километров) обойдется в сумму от 90 до 110 рублей. Примерно столько же, если не брать в расчет ситуации с повышенным спросом, обойдется подобная поездка на такси. А если на такси едет несколько человек или на улице льет дождь, выбор средства передвижения тем более очевиден.

Собственно, подобный «очаг напряжения» в прошлом году электросамокаты создали в Казани. В столице Татарстана сотрудники ГИБДД проводили рейды, выявляя сотни случаев неправильной парковки самокатов, которые мешали передвижению пешеходов. Карательные меры немного снизили «накал страстей». Но, судя по отзывам, появление подобных сервисов особой радости местным жителям все равно не принесло.


Читайте также: Титов попросил МВД проверить законность изъятия самокатов у бизнеса в Татарстане


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *