Платный паркинг в казанских ЖК: способ наживы для застройщика или вынужденная необходимость?

Горожане высказывают недовольство тем
Горожане высказывают недовольство тем, что столичные жилые комплексы строятся
без учета потребностей в стоянке для автомобилей.

Жители ЖК «Весна» (застройщик — компания «Унистрой». — Ред.) уже не первый год жалуются на нехватку парковочных мест на наземной стоянке. По их словам, здесь просто-напросто некуда поставить автомобили. Особенно в вечернее время. 

— Приезжаешь домой с работы, а все уже заставлено. И нет другого выхода, как припарковать машину, перегородив соседа. Утром звонят — выходишь, убираешь. Другого варианта нет, — рассказывает жительница ЖК «Весна» Калерия.

Действительно, другого выбора у проживающих на территории «Весны» нет. Поэтому приходится выкручиваться, а иногда даже и закон нарушать. Однако такие машины быстро оказываются на штрафстоянке. У ЖК постоянно дежурит эвакуатор.

— Парковочных мест мало, а эвакуаторы приезжают регулярно. Если купить подземную парковку, то она окупится только через много лет. Приходится выбирать: либо комфортная подземная парковка, либо сражаться за бесплатное парковочное место, — сетует Айдар Камалов

Еже один житель ЖК, Дамир Минахметов, считает себя счастливчиком. Он благодаря свободному графику работы успевает занять заветное бесплатное местечко на парковке. А те, кто работает от звонка до звонка, вынуждены оставлять машины вдоль тротуаров, что грозит отправкой авто на штрафстоянку.

— Понятно, зачем они это делают: многоуровневая парковка пустует, хотят всех туда загнать, — заявляет Дамир.

Как рассчитываются места для паркинга и почему их не хватает 

Действительно ли это спекуляция со стороны застройщиков, как считают жильцы ЖК? Расчет количества бесплатных машиномест в городе производится в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования (МНГП) Казани: в жилой застройке должны быть предусмотрены места для постоянного хранения автомобилей и временной парковки, так называемые гостевые места. Эти требования менялись в разные годы. До недавнего времени одно машиноместо на 75 кв. метров общей площади квартир. В соответствии с МНГП жилищная обеспеченность на человека в Казани составляет 22,5 кв. метра. Таким образом, на 100 человек, согласно нормативам, приходится лишь 30 бесплатных машиномест. 

— Соотношение парковочных мест идет по городскому нормативу. В проектах до 2020 года застройщики обязаны были предусматривать одно машиноместо на каждые 66 кв. метров общей площади квартир. Потом норматив смягчили до 75 кв. метров. В апреле на круглом столе с застройщиками, инициированном мэром Казани Ильсуром Метшиным, в качестве антикризисной меры был принят новый норматив: одно машиноместо на 80 кв. метров жилья, — объясняет директор группы компаний «СМУ-88» Наиль Галеев

«Паркинг — головная боль застройщика»: как в Казани обстоят дела с машиноместами

А вот что отвечают в пресс-службе компании «Унистрой»:

— При строительстве каждой очереди ЖК «Весна» расчет и строительство парковочных мест проводились в соответствии с действующими нормативами, которые рассчитываются на момент получения проекта планировки территории. В комплексе предусмотрены различные форматы парковок: наземные, подземные и многоуровневые паркинги.  

Всего в ЖК «Весна» 4 976 квартир. На них приходится 3 856 парковочных мест, среди которых 869 наземных, 991 подземное и 1 996 многоэтажных. То есть если брать в соотношении, то всего на квартиры приходится 1,29 места. Этого достаточно, уверены в компании. Однако жильцы не спешат отдавать деньги за паркинг. Сейчас он заполнен лишь на 50%. 

— К сожалению, при наличии различных форматов паркинга жители продолжают оставлять автомобили в не предусмотренных для этого местах, игнорируя подземные и многоуровневые парковки, — говорят в «Унистрое».

Сколько стоит быть владельцем машиноместа 

Для жителей ЖК «Весны» стоимость машиномест в подземных парковках начинается от 800 тысяч рублей. Стоимость зависит от площади места: от 13,25 до 20 кв. метров, пояснили в «Унистрое».  

В среднем, по данным Росстата, цена на парковочные места по рынку колеблется от 350 тысяч до 1,5 миллиона рублей, не говоря уже об элитных жилых комплексах, где стоимость доходит и до 4,5 миллиона за машиноместо. Средняя цена в Татарстане по договору купли-продажи составляет чуть более 421 тысячи рублей за место. Сюда входят и подземные автостоянки, и многоэтажные паркинги. При этом по договору долевого участия от застройщика средняя цена в этом году чуть выше — 470 тысяч рублей.

— Зачастую при покупке квартиры у покупателя есть выбор: скидка, равная стоимости парковочного места в 600 тысяч рублей, или само место. Клиент часто выбирает скидку, — рассказывает руководитель агентства недвижимости «Счастливый дом» Анастасия Гизатова.

«Паркинг — головная боль застройщика»: как в Казани обстоят дела с машиноместами

Итак, посмотрим, за сколько можно купить место под авто и какие скидки предлагают застройщики. Цены на машиноместа так же, как и на квартиры, зависят от районов, удаленности от центра. В некоторых домах парковка входит в стоимость квартиры, а где-то продается отдельно. За 4,5 миллиона рублей продают парковки площадью 30 кв. м в доме на улице Вишневского. В ЖК «Берег» на улице Мусина «квадрат» подземелья стоит еще дороже — 168 тысяч рублей, то есть место в 16 кв. м обойдется вам в 2,7 миллиона рублей. В ЖК «Магеллан» приобрести машиноместо застройщики предлагают за 2,5 миллиона рублей. В ЖК «Столичный» машиноместо стоит миллион рублей. За такую немалую сумму вы получаете аж 22 «квадрата». Если такие расценки вызывают у вас возмущение, то предлагаю посмотреть на ЖК «Арт Сити» на Ершова, который построила компания «Унистрой». Цены тут варьируются от 1,2 до 1,5 миллиона рублей за скромных 13 «квадратов».

Если вы не готовы покупать машиноместо, то его можно арендовать. Как нам сообщили в администрации многоуровневого паркинга, стоимость аренды места в ЖК «Весна», по сравнению с аналогичными, вполне демократична: от 200 рублей в сутки и от 1 500 рублей в месяц. Однако на входе в подъезд висит объявление: «Уважаемые жильцы, в связи с инфляцией мы приняли решение о повышении арендной платы». Пока арендовать машиноместо можно по старой цене — 1 500 рублей в месяц, 7 800 — за полгода, 11 тысяч — за 11 месяцев. А вот уже с июня место на подземном паркинге для автовладельца обойдется в 2 тысячи рублей (10 800 — за 6 месяцев и 16 500 – за 11 месяцев). 

«Паркинг — головная боль застройщика»: как в Казани обстоят дела с машиноместами

Хотя цены по сравнению с другими ЖК действительно «демократичны». Средняя стоимость аренды — 3,5–4 тысячи рублей в месяц за машиноместо в подземном паркинге. Так, на Павлюхина, в ЖК «Возрождение» (застройщик — компания «Бриз». — Ред.), за аренду машиноместа просят 14 тысяч рублей в месяц. В ЖК «Столичный» (застройщик — компания «Суварстроит». — Ред.) арендовать 20 кв. метров в подземном паркинге предлагают за 9 тысяч. Однако сдают эти места вовсе не застройщики, а сами жильцы. 

Что о платных парковках думают застройщики 

Позиция жильцов ясна — никто не хочет платить за паркинг. Но что об этом думают застройщики? 

— Обычно паркинг — это головная боль застройщика. Это огромные вложения в сложный конструктив и инженерные коммуникации, которые отбиваются очень долго, если отбиваются вообще. К сожалению, у нас культура хранения автомобиля пока находится в зачаточном состоянии. Подавляющее большинство автовладельцев считает, что раз у них есть машина, то муниципалитет или застройщик обязан обеспечить им бесплатное парковочное место, а иначе они могут парковаться на тротуарах, газонах или детских площадках, — озвучивает позицию Наиль Галеев.

Парковаться в казанских дворах становится все труднее, мест вдоль заборов уже не хватает, а от «парковочных войн» водители устали, считают в агентстве недвижимости «Счастливый дом». 

— Люди сначала покупают квартиру и ставят машины на близлежащей территории. Но в связи с тем, что начинается строительство следующих очередей, мест для паркинга не остается и водители вынуждены покупать парковку. Если есть выбор — покупать парковку или не покупать, то, конечно, люди ее не покупают, а ставят машину где приходится, — говорит Анастасия Гизатова. 

«Паркинг — головная боль застройщика»: как в Казани обстоят дела с машиноместами

Девелоперы считают, что городские пространства должны принадлежать людям, а не машинам. Неправильно, если дворы или придомовая территория заставлены автомобилями. Рассматривать же парковки с точки зрения выгоды от продажи не стоит, уверены они. 

— Мы не рассматриваем данный вопрос в контексте выгоды, потому что наличие парковки для современного городского жителя — уже необходимость. Да, безусловно, согласно современным требованиям, при сдаче дома в эксплуатацию застройщик должен организовать парковочные места во дворе, которых, как получается на практике, всем не хватает, — говорят в пресс-службе ГК «Ак Барс Дом». 

Более того, застройщики уверены, что подземный паркинг — выгода для жителей. Машина находится под охраной, к ней можно спуститься на лифте со своего этажа, зимой ее не надо греть и чистить от снега. Однако жильцы предпочитают экономию комфорту, сетуют строители. 

— Люди должны быть реалистами и понимать, что раз они купили автомобиль, то нужно нести за него ответственность, и в том числе платить за хранение. Это так же нормально, как платить за бензин, — говорит урбанист Аркадий Гершман

По мнению собеседника, городское планирование должно опираться на людей, а не на их автомобили. Именно увеличивающаяся автомобилизация дворов привела к тому, что люди стали стараться проводить там меньше времени. 

«Паркинг — головная боль застройщика»: как в Казани обстоят дела с машиноместами

— Мы становимся заложниками автомобиля, потому что машина съедает пространство для жизни. Вы выходите из подъезда и сразу утыкаетесь в автомобиль. Это неприятно, это агрессивная среда, и вы пытаетесь её избежать. И, скорее всего, вы будете считать, что ваша зона комфорта – это квартира. Когда вы выходите за порог своей квартиры, вы испытываете микростресс, вам хочется быстрее залезть в свою же машину, — говорит о последствиях специалист. 

От машин страдает и экология — асфальт не пропускает влагу. От этого страдает микроклимат, воздух становится суше. Город превращается в подобие асфальтового мешка. 

— Вместо парковки могла бы быть зеленая зона или игровая площадка для детей. Двор должен быть для людей, а не для машин, — заключил Гершман. 


Читайте также: В Челнах начали собирать мусоровозные «газели»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *