«Одних импортных поставщиков мы заменили российскими, других начинаем переводить на Азию»

Министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов во время поездки в Челны оценил
Министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов во время поездки в Челны оценил,
как санкции Запада повлияли на местные предприятия.

В Набережные Челны приехала делегация в рамках работы Оперативного штаба по обеспечению устойчивого развития экономики во главе с министром экономики Татарстана Мидхатом Шагиахметовым. Вместе с представителями министерства промышленности республики и руководителями автограда он посетил пять системообразующих организаций — ПАО «КАМАЗ», Haier, ОАО «РИАТ», картонно-бумажный комбинат имени С.П.Титова, «НЧТЗ». Рассказываем, как идет работа в новое экономическое время у двух из пяти компаний и какой план действий правительства.

«Часть импортных поставщиков мы заменили российскими, часть начинаем переводить на Азию»

«РИАТ»: проект импортозамещения и набор кадров

ОАО «РИАТ» 30 лет занимается разработкой и производством специальной автомобильной техники и автокомпонентами к ней. Генеральный директор компании Владимир Пономарев сообщил, что предприятие столкнулось со сложностями после введения санкций ЕС, так как импортозависимость высокая. Пришлось решить большое количество проблем, связанных с отказом недружественных стран поставлять продукцию. Кроме этого, возникли сложные логистические проблемы, которые привели к существенному увеличению сроков доставки и в некоторых случаях повлияли на итоговую цену производства продукции.

«Часть импортных поставщиков мы заменили российскими, часть начинаем переводить на Азию»

— Несмотря на эту ситуацию, мы продолжаем производство, занимаясь одновременно подбором новых поставщиков, разработкой новой логистической схемы доставки товаров и импортозамещением части продукции. Где-то у нас есть уже реализованные решения, где-то все еще находится в разной стадии выполнения, — добавил спикер.

В качестве примера импортозамещения Пономарев привел материал для производства деталей экстерьера и интерьера автомобильной и тракторной техники – полидициклопентадиен. Спикер показал, где он используется, указав на бампер для автомобиля КАМАЗ поколения К4. 

«Часть импортных поставщиков мы заменили российскими, часть начинаем переводить на Азию»

Последние 15 лет «РИАТ» закупал два жидких компонента, из которых изготавливают данный материал, в Америке и Бельгии. 

— Сегодня мы переходим на закупку этого исходного материала в Китае. Первая партия товара поступит через три дня, — рассказал гендиректор предприятия. – Дальше будет тоже непростой период – нам придется проводить настройку наших технологий под новый материал. Но мы уверены, что с этим справимся и не остановим наших потребителей, которыми в первую очередь являются КАМАЗ и Минский тракторный завод.

Также при поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова параллельно запущен проект по импортозамещению данного компонента в России. В его рамках создали рабочую группу, в которую входят представители СИБУРа и «Роснефти». В планах освоить производство и поставлять необходимый материал через полгода. Таким образом, «РИАТ» сможет полностью перейти на отечественных поставщиков в данном вопросе. К слову, челнинское предприятие потребляет около тысячи тонн в год этого материала.

Второй пример импортозамещения – двигатели Cummins (США). Данный продукт традиционно ставили на ряд моделей автомобилей КАМАЗ. Тираж составлял тысячу машин с таким двигателем в год. На данный момент их производство находится под вопросом. Гендиректор «РИАТ» поделился, как они смогли решить эту проблему.

«Часть импортных поставщиков мы заменили российскими, часть начинаем переводить на Азию»

— По согласованию с ПАО «КАМАЗ» мы организовали опытно-конструкторские работы, заканчиваем заводские испытания по привязке на автомобили КАМАЗ двигателей одного из ведущих китайских производителей Weichai, — сообщил спикер.

Пономарев отметил, что импорт из дружественных стран продолжают только при условии отсутствия полноценной альтернативы в России.

— Часть импортных поставщиков мы заменили российскими, часть начинаем переводить на Азию, — добавил гендиректор.

В планах (если не произойдет резких ухудшений макроэкономической обстановки) у руководства предприятия закончить 2022 год с показателем около +12% к прошлому году. По итогам 2021-го выручка от продаж составила 12 миллиардов рублей. 

— Покупатели у нас так же увеличились: мы достаточно серьезно нарастили поставки в Беларусь. Практически все автосборочные заводы Беларуси – это и «МАЗ» («Минский автомобильный завод»), и группа компаний «АМКОДОР» и «МЗКТ» ( «Минский завод колесных тягачей») и «БЕЛАЗ» применяют наши сиденья. Автобусные заводы Беларуси заказывают и применяют наши сиденья, — сообщил спикер.

Помимо зарубежья в России у предприятия появились новые потребители, которые так же испытывают проблемы с закупкой по импорту.

«РИАТ» участвует в программе поддержки занятости и с помощью субсидий смог сохранить все 1 300 рабочих мест.

«Часть импортных поставщиков мы заменили российскими, часть начинаем переводить на Азию»

Однако с марта руководству пришлось перевести административно-управленческих работников и часть сотрудников ИТР на сокращенную рабочую неделю — трехдневную. Также идет набор новых сотрудников на более 90 вакансий: сварщики высокой квалификации, моляры, технологи по сварке, инженеры-конструкторы и прочие. С чем связан набор кадров?

В Челнах у предприятия три производственные площадки. АЗ «РИАТ», куда приехала делегация, выбрали в качестве демонстрации реализацию проекта импортозамещения. Пономарев сообщил, что идет изготовление специального дополнительного оборудования и по мере его поступления будет развернуто производство различной специальной автомобильной техники. Именно на АЗ «РИАТ» производят прицепную и полуприцепную технику с нуля. Пустые площади обещают заполнить в течение 12 месяцев.

«Часть импортных поставщиков мы заменили российскими, часть начинаем переводить на Азию»

— Мы говорим о том, что импортозамещение требует очень больших ресурсов и длительных сроков окупаемости этих инвестиций. Как правило, у машиностроительных предприятий нашей страны таких свободных денег нет, мы их можем только взять взаймы. В банках сегодня стоимость этих денег очень высокая, только государство может развязать этот замкнутый круг, предоставив более льготные варианты финансирования инвестиционных проектов, нужных для конкретного предприятия, региона, в котором оно работает, для страны, в конце концов. Вот это главный посыл с нашей стороны, — поделился гендиректор компании.

КБК: увеличение объема производства и полностью импортное оборудование

Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат имени С.П.Титова производит около 10 позиций туалетной бумаги и бумажных полотенец, а также широкий ассортимент гофроупаковки.

Предприятие в условиях санкций, в отличие от многих компаний, смогло увеличить объем производства – за пять месяцев этого года выручка КБК выросла на 24% к прошлому году (6,5 миллиарда рублей). Статистика объема производства по отдельным видам продукции такова: гофроупаковка — +6%, санитарно-гигиенические изделия из бумаги +10,6%, картон и бумага — +16%.

«Часть импортных поставщиков мы заменили российскими, часть начинаем переводить на Азию»

У конкурентов же компании погода не такая же солнечная — показатель доходит до -20%. Исполняющий обязанности директора организации Евгений Залогин объяснил такую разницу двумя тезисами.

«Часть импортных поставщиков мы заменили российскими, часть начинаем переводить на Азию»

Первое, КБК находится восточнее, тогда как многие конкуренты — в центральной части России, где очень большая конкуренция. Второе — очень много компаний, родственных предприятию, с иностранным капиталом, что в нынешнее время не дает им плюсов. По словам спикера, пропадает уверенность в такие компании, поэтому заказчики стараются выбирать сугубо российскую компанию. 

— Планируем этот год закончить, может быть, с меньшим плюсом, потому что все слышали, что осенью ожидаются определенные сложности на всякого рода рынке, в том числе и на продуктовом. Мы считаем, что в состоянии отработать с приростом, с сохранением своего финансового благополучия и устойчивого состояния, обеспечить работой коллектив. Постоянной работой, — подчеркнул Залогин. — Не так, как многие работают три дня в неделю, например.

«Часть импортных поставщиков мы заменили российскими, часть начинаем переводить на Азию»

В этом году КБК планировал расширение производства, но из-за санкций теперь не может получить оборудование от крупнейших европейских производителей. Собеседник ответил, что все оборудование на производстве импортное и они были бы рады перейти на отечественное, если бы оно было. Дело в том, что многие виды оборудования нельзя интегрировать в существующие системы на предприятии. Руководство на данный момент ищет замену с высоким качеством в Китае.

Залогин поделился, что в 2021 году у них были рекордные инвестиции почти в три миллиарда рублей, в этом году показатель упал до примерно миллиарда.

На КБК в этом году расширят возможности в плане ассортимента. Например, новые размеры коробок. 

«Часть импортных поставщиков мы заменили российскими, часть начинаем переводить на Азию»

— Что касается туалетной бумаги, на сегодняшний день мы загружены на 120%, больше не можем дать. Очередь выстроена, ажиотаж очень большой, до скандалов доходит. Но как-то расширять — мы только-только выпустили нашу белую целлюлозную бумагу, — ответил спикер. 

Сотрудников на предприятии набирать не будут, так как штаб расширили еще год назад. Общее количество работников — 1 730 человек. Среднемесячная заработная плата около 80 тысяч рублей.

Расширение штаба произошло из-за строительства первого в целлюлозно-бумажной промышленности автоматизированного склада для хранения гофротары. Его тоже показали делегации. Проект создали совместно с итальянской компанией Ferretto Group. Из-за санкций возникла пауза, поэтому первую очередь склада запустят с переносом в два месяца, в июле.

«Часть импортных поставщиков мы заменили российскими, часть начинаем переводить на Азию»

— Столкнулись с трудностями по электронике и узнали, что у нас в Екатеринбурге существует предприятие, которое давно работает и создает микрочипы. Единственная проблема, что комплектующие для микрочипов они берут в Тайване, Индонезии, Китае. Но я думаю, что столкнувшись с такими проблемами, ребята грамотные и желающие работать, возможно, наладят что-то и у нас. И мы с такими должны работать, помогать, даже если у них изначально будет не совсем все получаться, — поделился Залогин с журналистами.

«Уже есть результаты в части замещения некоторых составляющих»

По словам Шагиахметова, у руководства всех пяти предприятий есть полное понимание и план дальнейшей работы.  

— Уже есть результаты в части замещения некоторых составляющих, комплектующих на отечественные аналоги, аналоги из дружественных стран, — добавил спикер.

Министр экономики отметил, что все меры поддержки, оказываемые предприятиям, в первую очередь направлены на сохранение рабочих мест. 

«Часть импортных поставщиков мы заменили российскими, часть начинаем переводить на Азию»

Руководство республики проводит активную работу по выявлению комплектующих, компонентов и сырья, которые нуждаются в импортозамещении. С этой целью запущен республиканский маркетинговый центр, в котором хранится вся информация о продукции, которая закупалась из недружественных стран и в которой можно найти отечественных производителей, которые предоставят аналог продукции. 

— Даже если взять какой-то комплект, вроде бы он российского производства, а когда начинаешь разбираться, там много внутри импортных комплектующих, — отметил Шагиахметов.

Аналоги можно найти не только в Татарстане, но и по России, так как центр подключен к федеральной системе.

Помимо Челнов делегация посетила Чистополь, Елабугу и предприятия Казани.


Читайте также: Шагиахметов рассказал о мерах устойчивого развития экономики Татарстана


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *